Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.1
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Морозова Валентина Владимировна

Данный материал предназначен как для учителя, так и для учащихся и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании  сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_gia_po_russkomu_yazyku._chast_s.2.1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся  к ГИА по русскому языку.

Шаблоны для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

      Данный материал предназначен как для учителей, так и для учащихся 9-х классов и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Задание  С 2.1 проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положение своей работы, используя прочитанный текст.

    Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:

  1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
  2.  Сочинение должно быть построено по следующей схеме:

а)  формулирование тезиса;

б) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов (минимум двух); источником для аргументации является исходный текст части 2 экзаменационной работы;

в) вывод, в котором подводится итог сказанному.

 Ниже приведены шаблоны сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по знакам препинания. Любой шаблон – это только основа будущего сочинения, он может быть переработан в соответствии с заданием и исходным текстом.

Щаблон для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(С 2.1.)

1. Вступление.

    Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание текста, передают грамматические, смысловые  и интонационные особенности предложений и их частей. Без знаков препинания на письме обойтись невозможно.

2.

Знаки препинания

Функции знаков препинания

Запятая

Разделительная функция: разделяет однородные члены, простые предложения в составе сложного. Выделительная функция: выделяет вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленное определение), деепричастный оборот (обособленное обстоятельство), уточняющие члены предложения.

Точка

Указывает на законченность предложения. Указывает на завершённость высказывания, законченность мысли. Разделительная функция: отделяет одно предложение от другого. Изобразительно-выразительная функция: указывает на парцелляцию.

Вопросительный знак

Разделительная и интонационная функция: указывает на вопросительный характер предложения; указывает на ожидание ответа; используется для выражения сомнения, несогласия.

Восклицательный знак

Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания, указывает на эмоциональную напряжённость. Разделительная функция: в конце предложения; интонационная функция: после обращения в начале предложения

Двоеточие

Разделительная функция: разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.

Тире

Разделительная функция: разделяет подлежащее и сказуемое, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения, ставится в неполных предложениях.

Кавычки

Выделительная функция: выделяет прямую речь, цитаты, собственные наименования. Изобразительно-выразительная функция: слова малоупотребительные, непривычные, если автор хочет обратить на это внимание.

Скобки

Выделительная функция: ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию (вводные и вставные конструкции).

Точка с запятой

Разделительная функция: разделяет простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.

Многоточие

Разделительная и интонационная функции: передаёт недосказанность, недоговорённость, отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность речи, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, на скрытый смысл, на подтекст.

3.Заключение.

   Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения, знаки препинания помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: « Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».  Таким образом, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.

(1)Штабов так много, что найти нужный нам совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.

 (3)К вечеру все-таки находим.

 (4)Сегодня ночью, оказывается, должна переправляться на передовую 184-я дивизия, а утром, во время бомбежки, вышли из строя дивизионный инженер и командир взвода.

 (5)Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрепанной топографической карты.

 - (6)Советую поймать 184-ю здесь.

 (7)Мы молча доходим до регулировщика.

 - (8)Сто восемьдесят четвертая ещё не проходила, - говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.

 (9)Мы садимся в кузов разбитой машины. (10)Солнце зашло, но ещё светло. (11)На западе, под Сталинградом, небо совсем красное, и трудно сказать, отчего это – от заходящего солнца или от пожара. (12)Три черных дымовых столба медленно расплываются в воздухе. (13)Внизу они тонкие, густые и черные, как сажа. (14)Чем выше, тем они все больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную длинную тучу. (15)Она плоская и неподвижная, и, хотя в нее поступают все новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается. (16)Вот уже более двух недель стоит она такая, спокойная и неподвижная, над горящим городом.

 (17)А кругом нас золотые осинки на черном фоне, тонкие, нежные. (18)По дороге проезжают машины. (19)Останавливаются, спрашивают, как проехать на переправу, и едут дальше. (20)Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград – 6 км» указывает прямо в небо.

 - (25)Дорога в рай, - мрачно изрекает Валега.

 (26)Оказывается, он тоже не лишен юмора.

 (27)Подходит регулировщик:

 - (28)Во-он журавли полетели, - и тычет грязным, грубым пальцем в небо. – (29)Никакой войны для них нет.

 (30)Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. (31)Слышно даже, как курлычут журавли.

 - (32)Совсем как самолёты, - говорит регулировщик.

 (33)Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеёмся.

 - (34)Что, туда или оттуда? – спрашивает регулировщик.

 - (35)Туда.

 (36)Он качает головой.

 - (37)Да… (38)Невесело, что и говорить… - и отходит.

(По В. Некрасову)

Задание С 2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?»

    Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание текста, передают грамматические, смысловые  и интонационные особенности предложений и их частей. Зачем же нужны запятые?

   Запятые могут разделять  простые предложения в составе сложного. В предложении: «Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто»- запятая отделяет части сложноподчинённого предложения, а в предложениях 4 и 26 запятые выделяют вводное слово «оказывается».

   Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения, знаки препинания помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: « Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».  Таким образом, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.