Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Елизарова Анна Владимировна

Открытый урок для учащихся и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_ekzamenu.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок для учащихся и их родителей

Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)

Цели урока:

  • углубить знания о понятии   «нормы речи»;
  • выявить нарушения   норм и отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических норм;
  • развивать  коммуникативные  и лингвистические компетенции обучающихся;
  • повышать  уровень   речевой культуры и воспитывать  любовь к  русскому языку;
  • развивать  языковое чутьё.

Формы работы:

  • индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: 

  • проблемно-поисковый

 Вернейший способ  узнать человека - его умственное развитие,

 его   моральный  облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит

Д.С.Лихачев

        Государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого девятиклассника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – по русскому языку.

        Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение экзаменационных заданий по русскому языку, привить навыки грамотной речи.

        Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. 

        Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой. 

        Часто люди не знают, как правильно произносится слово, например:

ере´тик или ерети´к,  гра´жданство или гражда´нство.

Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?

        Расставьте ударения

        Августовский, балуется, брала, включишь,  дефис, диспансер, добрались, договор, документ, дочиста, ждала, завидно, закупорить, занята, звонит, иссушит, каталог, квартал, красивее, начала, нефтепровод, обеспечение, облегчить, оптовый, пломбировать, поняла, портфель, принял, свекла, скольких, сливовый, тотчас, углубить, умерший, ходатайствовать, цемент, шасси, щавель, эксперт.

        Что это такое паронимы?

        Для чего нужно уметь правильно употреблять паронимы?

        Паронимы – это слова, сходные по форме, но имеющие разный смысл. Обычно эти слова образованы от одного корня с помощью разных аффиксов или просто созвучные слова. Классическая пара адресат – адресант – это паронимы. Тот, кому отправляют почту. – Тот, кто отправляет почту. Здесь есть хотя бы пересечение смыслов. А в паре здравица – здравница ничего общего в значениях слов уже нет. Это просто похожие слова, но у них совершенно разное лексическое значение. Здравица – это тост, речь с пожеланием здоровья, а здравница – это место или учреждение, где отдыхают и лечатся.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.

        Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.

        Найдите предложения, в которых одно из слов необходимо заменить паронимом.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к гористому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

        Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов.

        Исправьте ошибки, выберите верную форму слова

1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан.

2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов.

3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.

4. В уголке (дремать, наст. вр.) соседская кошка.

5. Слава богу, я от них теперь не (зависеть, настоящее время).

6. Незнакомец вдруг неожиданно (исчезнуть).

7.Ветер (трепать, наст. вр.) ее волосы.

8.Ветер как поднялся, так неожиданно и (стихнуть).

9.Врач сказал, что я скоро (выздороветь).

10.Кожа от мороза (шершаветь, настоящее время).

        Разрешите прочитать  небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

            Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет всем учащимся успешно справиться с экзаменами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ Система различных упражнений по русскому языку

Предлагаю вашему вниманию систему различных  упражнений как результат наблюдений над ошибками в работах выпускников, выполнявших задание С на ЕГЭ по русскому языку. При проверке сочинений э...

Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...

Готовимся к экзамену. Подготовка к сочинению по русскому языку. 9 КЛАСС (ОГЭ)

Готовимся к экзамену. Подготовка к сочинению по русскому языку. 9 КЛАСС (ОГЭ)....

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс

Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение  ...