Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Еремеева Ольга Александровна

   Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации  в форме ГИА по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего этот предмет.Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.   Анализ ГИА-2011 по Кемеровской области показал   положительную динамику средней  отметки тестируемых, которая повысилась с 3,33 % до 3,6% по сравнению с результатами 2010 года. Это говорит о том, что большинство выпускников 2011 года освоили основные компоненты содержания по русскому языку на базовом уровне. Но по-прежнему самым трудным заданием для учащихся  остаётся создание собственного текста заданного типа (сочинение-рассуждение).  В учебниках базового уровня теоретический материал  ориентирует  учащихся  на лингвистические понятия, но функции  языковых явлений  прописаны нечётко. Считаю, что работу по данной проблеме рационально начинать с 5 класса по ходу изучения конкретной лингвистической единицы. Данный урок направлен на формированиеумений создавать собственное речевое высказывание-рассуждение на лингвистическую тему с привлечением информации из прочитанного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №36»

На конкурс «Открытый урок»

Номинация: Готовимся к ГИА выпускников 9-х классов

ПОДГОТОВКА

К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

                                                                  Автор: Еремеева О.А.

Пояснительная записка

   Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации  в форме ГИА по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего этот предмет. Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.   Анализ ГИА-2010 по Кемеровской области показал   положительную динамику средней  отметки тестируемых, которая повысилась с 3,33 % до 3,6% по сравнению с результатами 2009 года. Это говорит о том, что большинство выпускников 2010 года освоили основные компоненты содержания по русскому языку на базовом уровне. Но по-прежнему самым трудным заданием для учащихся  остаётся создание собственного текста заданного типа (сочинение-рассуждение).  К типичным ошибкам, допущенным тестируемыми при выполнении заданий части С1  и С2, относятся неумение аргументировать  и делать вывод. Неумение аргументировать проявляется в том, что не все работы соответствуют заданному функционально-смысловому типу речи (рассуждению). Не все выпускники продемонстрировали умение логично мыслить, последовательно и связно строить собственное высказывание, делить текст на смысловые части, уместно использовать языковые средства логической связи. Поэтому  сочинение на лингвистическую тему является сегодня одной из ключевых методических проблем. В учебниках базового уровня теоретический материал  ориентирует  учащихся  на лингвистические понятия, но функции  языковых явлений  прописаны нечётко. Считаю, что работу по данной проблеме рационально начинать с 5 класса по ходу изучения конкретной лингвистической единицы. Данный урок направлен на формирование умений создавать собственное речевое высказывание-рассуждение на лингвистическую тему с привлечением информации из прочитанного текста.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Цель урока: подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи урока:

  1. Обучающая: отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
  2. Развивающая: развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к  лингвистике,  внимание к авторскому слову как источнику анализа.

Ход урока.

I. Организационный момент. Объявление темы, цели урока, особенностей его проведения. Толкование слова «лингвистическая». Примеры лингвистических тем сочинений.

II. Повторение ЗУН по текстоведению.

    1.Тема текста,  типы речи.

А) Задание по группам: определить тему  и тип речи предложенных текстов.

(Текст №1). Обосновать принадлежность к названному типу речи.

     Б) Обобщение ответов. Слайд №1.

    2. Повторение структуры  текста-рассуждения.

      А) Фронтальный опрос:

             - Как строится текст-рассуждение? Слайд №2

    Б) Продолжение работы в группах. Выделить в текстах (Текст №2)  основные части     рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

        В) Обобщение наблюдений.

III. Рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужны запятые?»

      1. Проблемный вопрос:

- В чем отличие текста-рассуждения на моральную тему от  рассуждения на лингвистическую тему? Каковы аргументы, их качество?

    2. Роль запятой в тексте.

       Примеры юмористических ситуаций, смысл  которых зависит от правильной постановки запятой в тексте.

    3. Сообщение учащегося о запятой как знаке препинания. Слайд №3.

    4. Работа в группах с текстом №3. Определить роль запятой в текстах: выделительная и разделительная функции.  Провести пунктуационный разбор выделенных предложений.

    5. Продемонстрировать названные функции запятой в текстах своей группы.

    6. Вывод. Обобщение ответов: запятая в простом предложении с однородными членами, с обращением, запятая в сложном предложении. Слайд №4.

   7.Оформление сочинения-рассуждения.

      А) Как правильно записать тезис? Запись в тетрадь опорных слов. Слайд №5.

      Б) Оформление аргументов на письме. Повторение еще одной роли запятой: в предложениях с вводными словами. Запись в тетрадь опорных слов. Слайд №6.

     В) Как правильно записать примеры, подтверждающие приводимые аргументы? Запись в тетрадь опорных слов.  Слайд №7.

     Г) Как сделать вывод? Запись в тетрадь слов-клише.  Слайд №8.

    Д) Обобщение. Вывод. Слайд №9.

7. Устное высказывание на тему: «Зачем нужны запятые?»

IV.  Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?» Для аргументации использовать текст упражнения 268

 (по учебнику С.И.Львовой)

 V. Подведение итогов урока.

           

 

Заключение

    Данная методическая разработка урока – один из вариантов проведения уроков  по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Урок направлен на решение задач обучающего и развивающего характера: отрабатывается  алгоритм самостоятельного составления сочинения – рассуждения;  умения  выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста; развивается умение анализировать текст разного типа, совершенствуются речевые умения и навыки. Тексты для работы на уроке имеют не только обучающее, но и   воспитательное и познавательное значение: воспитывают внимание к авторскому слову как источнику анализа,  дают возможность узнать новую информацию из области лингвистики. Тексты-рассуждения (№2) составлены из сочинений учащихся.  

      Основная форма организации учебной деятельности – групповая работа, которая развивает творческую самостоятельность учащихся, формирует навыки работы в группе, а также  позволяет рационально использовать рабочее время урока для достижения цели. Задания, предлагаемые учащимся по текстам, развивают и общеучебные умения и навыки (выделить главное, доказать на примере текста и т.д.). В качестве наглядности на уроке используется слайдовая презентация.

Приложение

Текст №1

( для определения типа речи)

 1 группа

Задания:  прочитайте текст, определите его тему и тип речи. Докажите.

    В Древней Руси Тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, то есть без знаков препинания. Читать такие записи было трудно. Чтобы облегчить чтение, нужно было прежде всего отметить границы предложения. Так появился первый и основной знак членения текста – точка.  На основе точки возникли другие знаки: запятая, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки. Позже появились скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка. К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые –  от латинского названия точки «пунктум» - принято называть знаками препинания.

     

2 группа

Задания:  прочитайте текст, определите его тему и тип речи. Докажите.

     Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. Словари бывают разные: орфографические, толковые, орфоэпические, фразеологические и другие. Словарная статья о слове может помочь не только в правильном его написании, но и в определении  его грамматической  категории, например,  рода у имен существительных. Словарная статья в этимологическом словаре укажет на происхождение слова и  его значение. Если сомневаетесь в правильном произношении слова – обратитесь к орфоэпическому словарю.

 

3 группа

Задания:  прочитайте текст, определите его тему и тип речи. Докажите.

    Приставка и суффикс –  морфемы. Между ними есть сходство и различие. Рассмотрим их сходство. В чем оно состоит?

     Во-первых, обе они значимые, каждая приставка и суффикс имеют свое значение. Например, приставка в- обозначает направление внутрь (вбежал, внес, влетел), а приставка у- -удаление (убежал, унес, улетел). Суффикс

 -тель- обозначает лиц по действию (изобретатель, строитель, учитель), суффикс –ёнок-онок- -  название детенышей (медвежонок, мышонок, зайчонок).

      Во-вторых, как приставка, так и суффикс служат в основном для образования новых слов. Присоединяясь к производящим основам, словообразовательные морфемы вносят в них свое значение. Сравните: автор-соавтор, лететь-вылететь, белый-белизна, осень-осенний.

        Следовательно, между приставкой и суффиксом есть сходство. И главное оно в том, что обе эти морфемы – словообразовательные.

     

Текст №2

(для выделения основных частей рассуждения)

1 группа

Задание: прочитайте текст, назовите тип речи. Выделите тезис, аргументы, вывод.

Мой любимый предмет – математика.

     Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.           Математика — основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение. Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом. Работа на компьютере, создание новых интересных программ — вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой. Поэтому мой любимый предмет – математика.

2группа

Задание: прочитайте текст, назовите тип речи. Выделите тезис, аргументы, вывод.

                                    Книга – наш друг и учитель.

      Книги — это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале эти «малютки» со множеством цветных картинок, сказок, загадок  помогают ребенку мыслить, а потом произносить первые слова. Малыш растет, и взрослеют его книги. Мы узнаем, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озера. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу. Мы познаем мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето. Узнаем, что такое тундра и тайга, какое поле самое большое; где живут животные, какие они; сколько звезд на небе; почему в космос летают на ракете; «чем пахнут ремесла» — книга дает нам ответы на тысячи «почему».  Книга — чудесный мир превращений, через который мы «видим» чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только дает нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш друг и учитель, с которым мы не расстаемся всю жизнь.

3группа

Задание: прочитайте текст, назовите тип речи. Выделите тезис, аргументы, вывод.

Человек природе друг?

       Очень остро сегодня во всем мире встала проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Поэтому трудно назвать человека другом природы. Постараюсь доказать это.

Во-первых,   вырубаются леса, ядовитые отходы, которые нельзя уничтожить, скапливаются на поверхности земли, загрязнение атмосферы и гидросферы заводами и фабриками превысило все допустимые нормы. Во-вторых, средства массовой информации каждый день сообщают нам о новых печальных известиях, объем Красной книги увеличивается не по дням, а по часам.  А происходит  исчезновение многих видов растений и животных из-за бессмысленного уничтожения их и нерационального использования земли человеком.

          Следовательно, человек вовсе не друг природе.
Природе очень тяжело сейчас, она больна, заражена и сама уже не в состоянии справиться с этой болезнью. Ей нужны помощь и участие, добрый друг и хороший доктор — человек.

Текст №3

1 группа

Задание: прочитать текст,   выполнить пунктуационный разбор  выделенных предложений. Сделать вывод о функции  запятой в  этих предложениях.

     Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Он воровал все: рыбу сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали наш запас для рыбалки.

(К.Паустовский)

 2 группа

Задание: прочитать текст,   выполнить пунктуационный разбор  выделенных предложений. Сделать вывод о функции  запятой в указанных предложениях.

         Пробыли мы здесь два дня. Мы видели закаты и сумерки. Мы слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. Он тихо позванивал по озеру, будто протягивал тонкие струнки между черным небом и водой. С тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как она хороша. И как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже  робкому попискиванию лесной пичуги.

(К.Паустовский)

3 группа

Задание: прочитать текст,   выполнить пунктуационный разбор  выделенных предложений. Сделать вывод о функции  запятой в  выделенных предложениях.

  Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам хотелось. Разговоры наши любил слушать внук лесника, мальчик лет пятнадцати. Однажды он принес маленькую, выкопанную с корнем березу.

- Это вам, дядя Рувим,  - сказал он и покраснел.- Посадите её в деревянную кадку, она всю зиму будет зеленая.

- Зачем ты её выкопал, чудак? – спросил Рувим.

- Вы же говорили, что вам жалко лета.

  Комнатная теплота не спасла березу. Через день она вся облетела. Последняя память о лете исчезла. Знакомый лесничий  так истолковал эту историю.

- Ты, милок, - сказал он Ване, - закон природы должен знать.  Если бы деревья не сбрасывали листву на зиму, они бы погибли и из-за тяжести снега и от того, что к осени в листве накапливается большое количество вредных для дерева солей.  

(К.Паустовский)