Лексика
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Контрольная работа по теме: «Лексика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_7_klass.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Лексика»

1. Определите значения слов.

             Рог, урок, рикша, душа, блаженство.

2. Распределите слова по группам а) омонимы, б) омоформы, в) омофоны,     г) омографы, составляя словосочетания:

            Засыпает, прим(е,и)рять, плач(ь), напасть, ирис, брак, дали, ключ, залив, мука, глава, акция, атлас, с(е,и)деть, впереме(ж,ш)ку, образование.

     Образец: Пили воду (пить) – пили быстрее (пилить).  

3. Подберите к данным словам

     а) лексические синонимы: буран, скупой, известный;

     б) стилистические синонимы: лик, очаровательно, смеяться;

     в) синтаксические синонимы: она плохо себя чувствует, начать работу, чернеющий вдали лес.

4. Что означает прием градации, приведите примеры.

5. Найдите соответствия, соедините пословицы и поговорки:

  а) Говорит бело, а…                              а) лучше большого безделья.                  

  б) Кто много говорит,…                       б) всерьез задумано.

  в) Недруг поддакивает,…                     в) думает черно.

  г) Злой не верит,…                                г) умей и поправить.

  д) Умел ошибиться,…                          д) тот мало делает.

  ж) В шутку сказано, да…                     ж) худая бежит.

  з) Добрая слава лежит, а…                   з) а друг спорит.

  и) Учение – свет,…                               и) что есть добрые люди.

  к) Маленькое дело…                            к) там дураку веселье.

  л) Где умному горе,…                          л) а неученье – тьма.

6. Выберите одну пословицу или поговорку из п. № 4 и объясните ее значение.

7. Подберите различные антонимы к многозначным словам, проиллюстрируйте словосочетаниями.

               Свежий, бледный, легкий, глубокий.

8. Приведите примеры такого стилистического приема, как оксюморон.

9. Как называются следующие пары слов, составьте словосочетания, иллюстрирующие значения слов.

               Самолюбие – себялюбие, эффектный – эффективный, гуманистический – гуманный, здравица – здравница, невежа – невежда.

10. Поясните, из каких языков заимствованы следующие слова:

               Великодушие, град, каникулы, либретто, жизнь, одежда, футбол, медальон, афиша, гауптвахта.

11. Распределите по группам а) архаизмы, б) историзмы, в) неологизмы.

                Зеница, спонсор, камердинер, перестройка, сей, стрельцы, кафтан, флорист, варяг, ланиты, космос, пиит, море, овощи, ликбез, телевидение, рать, брифинг, мэр, инфляция, логистика, купец, бабушка.

12. Распределите термины на две группы а) лингвистические, б) литературоведческие. Вставьте буквы, поставьте ударение.

               Антон…м, орф…эпия, б…лада, г…пербола, м…н…лог, д…ктиль, стих…сложение, комп…зиция, лекс…ка, м…тафора, морф…логия, не…логизм, перс…наж.

13. Дайте сравнительное описание (любое на выбор) а) бинокля и лупы; б) автомобиля, теплохода и поезда; в) радиоприемника и телевизора; г) домашних тапочек и туфель;           д) платья, сарафана и кофты. Необходимо описать признаки сходные и различные, сформулировать ёмкое, экономное по форме и достаточно полное по содержанию определение предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Лексика. Группы слов лексики.

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...