Комплексное повторение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

 

Цели  урока:

-  закрепление правописания  -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;

- развитие  умения  безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ;

- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления,  умения систематизировать полученные знания и применять полученные  теоретические знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_povtorenie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное повторение

 Цели  урока:

-  закрепление правописания  -н – нн- в разных частях речи, повторение синтаксиса;

- развитие  умения  безошибочно выполнять типичные задания ЕГЭ;

- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления,  умения систематизировать полученные знания и применять полученные  теоретические знания на практике.

Оборудование: карточки, таблица, презентация

Ход  урока:

 

1 Разминка.  Повторим ударение. (А1)

Баловать, банты, включена, включит, вручит, газопровод, давнишний, добела, добыла, досуг, дочиста, дремота, еретик, афера, набок. завидно, занята. издавна, партер, шарфы, черпать, подкралась, облегчит, согнутый, сливовый, красивее, позвонит.

2  Повторим синтаксис.

 а)Указать грамматическую основу. Записать основу предложения. (А8, А9)

-Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти.

-Человек восемь казаков стояло под навесом.

-Белое море находится на севере страны.

-Какие предложения называются сложными? Назвать признаки ССП. Когда перед союзом и в сложных предложениях запятая не ставится?

 б) Знаки препинания не расставлены. Определить среди предложений  ССП. ( А19,22)

Ответ дайте в виде цифровых рядов. В каких случаях перед союзом и нет запятой?

-  Люблю я бешен…ую младость, и тесноту, и блеск,  и радость.

-  Иногда ,наоборот, в поле поднималась метель и поземка гнала снег по дороге.

-  Газеты принесли вечером, и только на другой день смогли их прочитать.

-  Он поглядел на нее, и злоба, выразившаяся на ее лице, испугала и удивила его.(4)

-  Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмыслен…о и красиво.

-Назвать слова с н- нн.-  Объяснить правописание.

4  Работа по  орфографии. (А12)

- Индивидуальная работа

В предложениях назвать слова с –н- -нн- ,  графически объяснить их написание,

разобрать по составу. Подчеркнуть лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее

 (инд. работа на доске):

1-я  карточка:

  а)   пустынный,  берестяной, ураганный;      

  б )  непрошеный ( гость), испуганный, разрушенный;

  в)   проведены,  длинна (дорога), обдумано (кр. прич.)

 

2-я карточка: ( слабый ученик)

- нн – пишется во всех рядах:

1. мгновенный, клюквенный

2. златокованый, жженый

3. нечаянный, примороженный

4. багряный, вареник.

 Проверка индивидуальной работы – проверяет на оценку ученик.

в) Презентация Н-НН- .

- Орфографическая диктовка.  

На какие  группы можно разделить эти слова?

- Запись с объяснением ( по вар.) у доски - 2 человека

  Безветренный, легкомысленный, пристанционный, серебряный, змеиный, старинный;

балованный, организованный, данный, гладкокрашеный, свежезамороженный, стеклянный, масляная краска, масленица;

смышленый, писанные людьми законы, раненный пулей, нечаянный, кованый сундук, тканая скатерть, писаная красавица, Ольга умна и образованна, комиссия образована, дети рассеянны, песчаник, нефтяник, священник., семена рассеяны, Прощеное воскресенье,  овощи взвешены, топленое молоко, говорил сдержанно.

5. Тренировочные упр - я. (А10)

- Выборочная работа со взаимопроверкой.

  Класс выполняет  упр.227 (Власенков) – морфемный диктант.

1в.- выписать отыменные прилагательные;

2в.-выписать отглагольные прилагательные.

- Работа в группах: ( или по рядам)

1) Найти  орфографические и пунктуационные  ошибки в следующих фрагментах.

Ошибки выписать и объяснить.

а) Когда- то  я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали

денежки не на игрушки и сладости , а для того чтобы в Рождество и Пасху роздать

собраное нищим . Так творилось двойное добро-маленький человек учился не

только быть добрым, но и радоватся возможности делать других хоть чуточку счастливее.

Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия…

б) Все чаще и чаще в нашей жизни появляются премеры возраждающегося милосердия:

проводятся благотварительные концерты, строются  ночлежки для бездомных , столовые  для бедных, хосписы для безнадежно больных, и все чаще брошенные дети обретают новых  родителей …

в) На обочине тратуара  сидел крохотный пушистый котенок и жалобно мяукал,

приподняв раненую лапку. Видимо, был неравный бой с выскочившей из-за угла

собакой…Мяуканье привлекло внимание ребенка лет четырех-пяти, которого мать вела

за руку. «Мамочка, у него на лапке кров, ему больно! Давай заберем его и полечим!» Малыш тянет мать к котенку, ничуть не сомневаясь, что она именно так  и

сделает . «Не трогай кота! Ты видишь, что он дворовый, еще какую-нибудь заразу подцепишь! Да пойдем быстрее, горе ты мое, что ты едва плетешся!» Женщина убыстряет шаги, волоча за руку мальчика, который заплакав от жалости к котенку, пытается уговорить маму быть доброй…

2) Найти фактические ошибки в следующих высказываниях - по рядам (А5).

а) Сонечка Мармеладина из романа А.С.Пушкина  «Капитанская  дочь» - душевный, милосердный человек . Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.

б)   Глубокое сострадание вызывает у читателей Семен  Вырин, герой романа Н.В.Гоголя

              «Станционный смотритель»  

в) Кому не жаль чиновника А.А.Башмачкина, героя поэмы Н.В.Гоголя «Шинель»!    

Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев также в своих романах «Преступлений и

Наказание» и «Муму» призывали видеть благородную душу даже в самом забитом человеке.

  -Вывод: - Какие темы повторили на уроке? Перечислить типичные задания ЕГЭ ( оценки комментируются в течение урока)

Дом. задание: текст с заданием, упр.228 (письменно), параграфы.

6.  Прочтите текст, сформулируйте проблему, определите позицию автора:

1. Оленька буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие,

чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу.

2. Кошелек! - мелькнуло в голове.

3. Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили. 4. От обиды перехватило дыхание. 5. Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это… 6. И случись это в другой день, когда еще были сбережения  дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном  кошельке последняя до зарплаты тысяча, на которую предстояло прожить еще далеко не один день. 7. Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не смогла сдержать слез.

 8. -Ненавижу! 9. НЕ- на- ви- жу! - завертелось в голове. 10. –Ну что за люди?! 11. Всех ненавижу!»

 12. Она обессиленно села на корточки и закрыла голову руками: еще никогда в ее душе не было столько злобы на весь окружающий мир.

13. - Не – на – ви – жу! 14. Ну как можно?

15.. Слезы ручьями катились из глаз, и Олеська даже не пыталась их остановить.

 16. –Тетенька!.. 17. Детский голос прямо над ухом  заставил вздрогнуть. 18. –Тетенька!..

19. «Попрошайка!» - мелькнуло в голове, и новая волна болезненной ненависти поднялась откуда-то из самой глубины ее обиженной души. 20. Девушка подняла голову  - и точно: на нее из под грязной шапки смотрели  озадаченные глаза незнакомого чумазого мальчонки.

21. – Пошел вон! 22. Нет у меня ничего! 23.У меня кошелек украли

24. И Олеська от жалости к себе снова зашлась  в рыданиях.

 25. – Теть, ты это… -спустя пару секунд снова произнес детский голос. 26. – Ты это… на! 27. – Ну что тебе еще? Олеська подняла голову и увидела, что мальчишка протягивает ей пирожок, завернутый в газетный обрывок.

 28. –Теть, ты это…ты не плачь, на, съешь. 29. Ты вон какая; без кошелька такие еды не раздобудут…

30. Олеська замерла. 31. Она не верила своим ушам  и глазам, и слезы буквально застыли на щеках. 32. Мальчишка просветленно улыбнулся.

33. -Я вообще-то Лизке купил, ей кутенков кормить надо. 34. Но ничего, у нее еще кости есть, да и она молодец.

35. Олеська оторопело взяла пирожок.

36. – А кто это Лизка?

37. – А вон она и сама пришла, - мальчуган показал грязной ручонкой влево, откуда, радостно виляя хвостом и повизгивая, подбежала большая дворовая собака.38. Мальчик обнял ее за шею и улыбнулся. 39. – Ну ты это, ты не плачь больше. 40. А мне идти надо. 41. Еще сестренке надо на пирожок заработать, люблю я ее. 42. И, не дав Олеське опомниться, мальчишка скрылся в подземном переходе… 43. Девушка медленно встала, растерянно утерла нос и щеки.

44. – Спасибо тебе …- только и шепнула она вдогонку. 45. Вся обида куда-то вдруг исчезла, улетучилась ,показалась совсем незначительной, мелкой. 46. Лизка подошла ближе и сочувственно лизнула ее в руку с зажатым в ней пирожком. 47. Олеська невольно улыбнулась, развернула газету и протянула его собаке.

48. – Ешь, милая, ешь…- растроганно прошептала она. 49. Теплый еще пирожок –то… а кошелек… 50. Да бог с ним, проживу! 51. А тебе еще кутенков кормить. 52. Ешь…      

А.  Какое из высказываний, приведенных ниже, не нашло своего отражения в тексте? (А29)

  1. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. ( А.Шопенгауэр)
  2. Величайшая красота, сила и богатство в действительности бесполезны ; но доброе сердце превосходит все на свете. ( Б. Франклин )
  3. Доброта и камень смягчает. ( Пословица )
  4. Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (В. Сухомлинский )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления изученного материала по теме : «Комплексное повторение орфограмм»

Форма урока: игра-путешествие.(Базовый учебник: М.Т. Баранов Русский язык- М.: Просвещение, 2009, стр. 192-220).Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела « Глагол»....

Урок русского языка в 8кл. Комплексное повторение материала, изученного в 5-7кл

Урок русского языка 8кл.Комплексное повторение материала,изученного в 5-7кл....

Урок комплексного повторения "Орфограммы в корне" по русскому языку в 3 и 8 (музыкальном) классах

На этом уроке дети закрепляют полученные ранее знания по русскому языку по темам "Непроизносимый согласный звук в корне слова", "Сомнительный согласный звук в корне слова", "Проверяемые безударные гла...

9 класс.Подготовка к ГИА.Комплексное повторение.

9 класс.Подготовка к ГИА. Комплексное повторение....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)

Цели урока: Образовательные:  обобщение и систематизация знаний  учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...

Комплексное повторение сложного предложения в 9 классе

Презентация к открытому уроку "Комплексное повторение сложного предложения в 9 классе". Данная презентация позводит быстро и наглядно вспомнить правила пунктуации в сложносочиненном предложении....

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ (Практическое пособие по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов)

Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации, содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированн...