Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Малина Елена Васильевна

Цель урока:

 

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цель урока:

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания.

Оборудование:

Раздаточный материал для работы по группам.

Ход урока

 1. Проверка домашнего задания

Работа у доски

Рассказать, как различить союз и союзное слово.

Синтаксический разбор предложения

Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление  о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой. (К. Паустовский.)

(Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление  о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой).

Повеств., невоскл., СПП с несколькими придаточными: главное предложение - № 2, придаточное условное - №1, придаточное изъяснительное -№3)

(Если ~, [то _ _,], (что =).

Осложненное списывание

(Списать, расставить знаки препинания, определить союзом или союзным словом прикрепляется придаточное предложение к главному.

1. Я знал сколько мужества проявила эта женщина в дни оккупа ции. 2. Никто не узнал куда ушли ребята. 3. Это был типичный до нецкий город жизнь которого без завода невозможна. 4. В небольшой комнате куда я вошел было темно. 5. Мне казалось что небо стaлo еще темнее. 6. Не знаю что привлекает меня в этом человеке.

2. Повторение ранее изученного материала

- В предыдущем упражнении укажите ССП с придаточным определительным?  (№ 3, 4. Отвечают на вопрос какой? Придаточные предложения относятся к имени существительному г.лавной части

ССП.)

Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части ССП и отвечают на вопросы какой? который? чей?

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, кто, каков, где.

Выделяется группа таких ССП с придаточным определительным, в главной части которых обязательно употребляется местоимение. Прида точная же часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопрос кто именно? что именно? Такие предложения некоторые ученые называют местоименно-соотносительными:

Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, ши пел на тех, кто пел неверно. (А. Куприн)

3. Проверка знаний. Отработка умений и навыков Индивидуальная работа

Карточка 1

(Спишите,  вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите роль союзных слов в придаточных определительных.

1. Каждый человек - это мир который с ним рождается и с ним ум..рает (Г. Гейне.) 2. И ст..белек травы досто..н того велико го мира в котором он р..стст. (Р. Taгop.) 3. Кто сам на себя много б..рет тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер.) 4. Счастл..в тот кому з..рею теплый ветер веет (Й. Бунин.) 5. За все что человек берет  он платит собой. (М. Горький.) б. Все то чего кос нется человек приобретает нечто человеческое. (С. МаршакJ

Карточка 2

(Спишите,  подчеркните грамматические основы предложений придаточ ных определительных.

1. После обеда в большом зале где поставили рядами стулья с резными спинками стали соб..раться на собрание на котором дол жен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоров на Михель была самая привлекательная умная бл..стящая девушка того кружка в котором вр..щался Иван Ильич. 3. То переб..рая впеч..тления прошедшего ср..жения то радостно вообр..жая впечат ление которое он производит известием о победе вспом..ная проводы  главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск..кал в п..чтовой бричке испытывая чувство человека долго ждавшего и наконец достигщего н..чала желаемого счастья. 4. Князь Андрей не только после своего путешествия но и после своего похода во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни испытывал приятное чувство отдыха среди тех р..скошных условий жизни к которым он привык с детства.

Проверочный диктант

1.Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и гуще был пороховой дым.(Л.Толстой)

2.Мария Кириловна смягчила в своем переводе грубые выражения отца, и Кирила Петрович отпустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната. (А.Пушкин)

3.Телегу, где лежал Бессонов, дернуло, повалило, и Алексей Алексеевич покатился под шоссе, в канаву. (А.Толстой)

4.В ту минуту, когда я собираюсь ложиться, широкая, бледная полоса лунного света ясно озаряет место, где я лежу, и я вижу что-то темное и большое, лежащее в шагах пяти от меня. (Л.Гаршин)

5.В субботу, развешивая белье на чердаке, я вспомнил о книге, которую мне дали, достал ее и стал читать, стоя у слухового окна. (А.Горький)

6.Продавщица бросила нож, которым резала ветчину, и, кивнув Павке головой, пошла через зал, пробираясь к боковой двери, ведущей в судомойню. (Н.Островский)

4. Итог урока

Домашнее задание

На основе данного простого предложения составить сложные предложения по данным схемам.

  1. [  ], и [  ]

  1. [  ]? и [  ], (  )

  1. [  ], (  ), (  )

      4.  [   ], (  )? и [  ]

      5 .   [  ], (  ), и [  ], (  )

Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение  заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...