Экология и школа.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гарифулина Фируза Атхаровна

 

   ЭКОЛОГИЯ  И ШКОЛА

Наша школа находится  в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного, где каждая травинка, изогнутая берёзка, пенёк, напоминающий волшебное чудовище, несёт в себе бесценную информацию.

         Сельская природа не только развивает наблюдательность, даёт стимул к творчеству, но и вызывает потребность бережного отношения к ней.

                            Здесь мало увидеть,

                            Здесь нужно всмотреться…

                            Здесь мало услышать,

                            Здесь вслушаться нужно…

                                                         (Н.Рыленко)

         Но происходит это только тогда, когда человек воспитывается в гармонии с миром природы, воспитывается так практически всю жизнь. Это процесс воспитания  должен происходить и на уроках литературы. А для этого  можно использовать разнообразные формы обучения.   В нашей школе  по экологическому воспитанию ведётся большая работа. Кроме уроков, проводятся различные  конкурсы, викторины, уроки внеклассного чтения, классные часы.

 

ПРИШВИН – ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ.

Цель урока:   знакомство с книгами М.Пришвина для детей; воспитание у  учащихся любви к природе, душевной чуткости, доброты, умение видеть красоту  вокруг себя; бережного отношения к природе.

Оборудование урока:выставка книг М.Пришвина; портрет писателя;  карточки –задания,  плакат «Чей след?»;  рисунки учеников; аудиозапись, слайды.

 

                                                        ЭПИГРАФ: «Книги М.М.Пришвина – это беско-

                                                                  нечная  радость постоянных открытий»

                                                                                                       (К.Паустовский)

 

                                                                     ХОД УРОКА

1.     Вступительное слово учителя. 

   Ребята, обратите внимание  на эпиграф нашего урока. Почему я выбрала именно эти слова Паустовского? Ответ на этот вопрос вы найдёте в ходе урока.

    Михаила Михайловича Пришвина называют певцом природы. «Бог создал меня самым счастливым человеком и поручил мне прославить любовь на земле»,- написал писатель.(Слайд)

    В литературу Пришвин пришёл довольно поздно. Когда было опубликовано  первое произведение, он был уже тридцатитрёхлетним человеком, успевшим пройти большую жизненную школу. Всё его творчество оказалось связано с природой, любовь  к которой провела Пришвина едва ли не по всей нашей стране. Каждое путешествие нашло отражение в его книгах  (Обращается внимание на выставку книг) .

    Из первой его книги «В стране непуганых птиц» (1907) мы узнаём о путешествии писателя на Север. Результатом поездки в Карелию  и Норвегию стала  книга «За волшебным колобком». Азиатским степям писатель посвящает свою повесть «Чёрный араб». Дальнему Востоку – повесть «Жень-шень» И всё-таки дороже всего  Пришвину была средняя Россия, которой посвящены такие известные его произведения, как повесть-сказка 2корабельная роща», «Лесная капель», «Календарь природы» и множество рассказов и повестей.

 

II.  БЕСЕДА.                                                                                                         

    - Человеку свойственно удивляться. А что это значит? (Значит радоваться, восхищаться, восторгаться…)

   - Что говорят нам о человеке эти свойства его души – умение благоговеть, восторгаться? Какой он? (Добрый, чуткий, внимательный, любознательный, открытый миру и людям.)

   - Конечно, вы правы. Таким предстал перед нами Пришвин-писатель. Итак,  какие произведения Пришвина вы прочитали? Что вас удивило, когда их читали? (Хорошо знает природу, может передавать «разговоры» деревьев, птиц, рассказать о жизни деревьев и цветка…)

III. Чтение детьми рассказов-миниатюр.

    Учитель.  Рассказы Пришвина служат образцом описания природы. Писатель видит  прекрасное в обыкновенном и находит яркие слова для передачи звуков, запахов родной природы. (Слайд)

 

     Чтение заранее подготовленным учеником рассказ «Рождение звука»

   -Как описано здесь утро года?

   - Какие краски преобладают в этой миниатюре?

   - Как же рождается звук весны, её голос?

   - Какой эпитет нашёл писатель для слова весна? (Стремительная).

   - А какой ещё она может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая, молодая…).

     Чтение учеником рассказа «Голубые тени» (Слайд)

   -  Какие слова  находит М.Пришвин для описания тишины?

   -  С помощью каких выразительно-изобразительных средства писатель представляет её именно такой?

      Чтение учеником рассказа «Берёзы» (Слайд)

   - Какие чувства воспитывает общение с природой? (Доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие)

        Вывод. М. Пришвин писал прекрасным русским языком. Он говорил, что дети самые внимательные читатели, поэтому писать для них кое-как нельзя. М.Горький назвал М.Пришвина законченным мастером языка, и сам многому учился по его книгам.

         IV. Физкультминутка. «Изобрази  зверя!»

   Ребята  без слов изображают медведя, лису, ежа).

          V.Учащиеся рассказывают о прочитанном рассказе «Лесной хозяин».

      - Будь вы на месте писателя, что бы вы сказали этакому «хозяину леса»? Почему нет? К чему призывает автор?

          VI. Работа над эпиграфом.

   - Ребята, что сказал о книгах М. Пришвина К.Паустовский? Как  вы понимаете эти слова? (Читая книги М.Пришвина, мы делаем постоянные открытия.)

            VII. Практическая  работа.

      Раздаются карточки, на которых с пропусками записан второй абзац миниатюры «Красные шишки». Нужно восстановить эпитеты.

      «В_____ утро иду я в лесу.  Люди,  работающие на полях спокойно отдыхают.

Лесная лужайка вся насыщена_________ росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрывали венчиков. Шевелятся только листы  осины, с _____ верхней стороны листы уже обсохли, на нижней _____ роса держится___________ бисером».

      (2-3 ученика читают  свои варианты, которые затем сравниваются с авторским текстом)

            VIII.  Конкурс  «Узнай дерево по листу!» (Слайд)

 (Демонстрируются листья и рисунки листьев  осины, дуба, берёзы..)

   XI.  Это интересно.

   -Назовите профессии М.Пришвина (Агроном, учитель, писатель..)

   - О каких природных барометрах вы узнали из книги М.Пришвина «Лесная капель»? (Муравьи).

   - Назовите любимое дерево писателя. (Берёза).

   - Кого называет писатель «профессорами»? (Зайцы-профессоры).

   - «Здравствуйте, знакомые ёлочки, как поживаете, что нового?» Из какой миниатюры это строка? («Красные шишки»).

   -О каком дереве можно сказать, по определению Пришвина: святая…(сосна), мудрая…(ель),  нежная и болтливая.. (берёза),  могучий…(дуб)?

          «Почему я всё пишу о животных, о цветах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны  души человека: и зверю, и птице, и траве и облаку только человек даёт свой образ и смысл», - так писал о себе М.Пришвин.

       X. Обобщение урока.

       УЧИТЕЛЬ. Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после этого урока вы ещё больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять её зла.

    Этот урок мне хочется закончить словами из книги М.Пришвина «Лесная капель»: «Я  переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно., дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…. И привести небольшое высказывание писателя Константина Георгиевича Паустовского о творчестве М.Пришвина: «Если мы внимательно прочтём всё написанное Пришвиным, то убедимся,  что он не успел рассказать нам  даже сотой доли того,  что так превосходно видел и знал.

     Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя биологии и экологии в школе

План проведения недели биологии и экологии в школе, положения по ряду конкурсов, планы уроков в игровой форме, анализ проведенной недели биологии...

Неделя экологии в школе

Материал о проведении предметной недели по экологии:- План проведения недели;- Разработки мероприятий....

Методическая разработка по теме "Неделя экологии в школе"

В данной методической разработке представлен опыт работы по проблемам экологического воспитания. Ценность материалов состоит в том, что приложения имеют практико-ориентированную направленность, ...

Неделя экологии в школе

План мероприятий на неделю экологии в школе...

План к неделе биологии и экологии в школе 2014

подробный план проведения недели биологии и экологии в школе...

Неделя экологии в школе

План мероприятий при проведении в школе недели экологии...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...