Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

 

Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монологической речи учащихся на грамматическую тему. На уроке используются технологии: групповая, технология сотрудничества, личностно-ориентированный подход. Лингвистическая разминка построена таким образом, что готовит учащихся 7 класса к будущей ГИА, а также в дальнейшем к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 7 классе.

Повторение и обобщение сведений  по теме «Союз».

Цель урока:   повторение и систематизация сведений о союзе (о                          морфологическом значении и разрядах по значению, синтаксической роли в предложении, о правописании союзов); закрепление навыков написания союзов и умения отличать их от других частей речи (местоимений, наречий); ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развитие речи: конструирование предложений; составление связного высказывания на грамматическую тему.

Ход урока.

I. Организационный момент (на доске число, классная работа).

      Тема: «Повторение и обобщение сведений по теме «Союз»».

      «…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

М.В. Ломоносов

II.  Ребята, мы закончили с вами изучать одну из частей речи, которая называется как? (Союз)

          Что вам было задано на дом?

          Да, надо было все повторить о союзе и разгадать кроссворд, который поможет вам вспомнить, как называются такие части речи, как союз, предлог и частица.

          Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и закрепим все ваши знания о союзе, чтобы подготовиться к предстоящей контрольной работе.

  1. Начнём мы с лингвистической разминки.

(Задание напечатано на листах у каждого на парте, оно же через мультимедийную систему высвечивается на доске.)

        - У вас на парте у каждого напечатаны задания в виде теста. Вы должны выбрать один из предлагаемых вам ответов. Выполняем прямо в листах, обводя кружочком правильный ответ.

Лингвистическая разминка.

Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания:

А. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют растить детей и готовить вкусные обеды.

Б. В нем никогда не гаснет любовь и оно ни к чему не остается равнодушным.

В. Самое прекрасное на земле слово – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

Г. И еще у мамы самое верное и чуткое сердце.

1. В каком порядке должны следовать  предложения, чтобы получится текст?

1) АВБГ;                  2) ВАБГ;                      3) ВАГБ;                      4) ВБГА.

2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) никогда – наречие;                                2) ласковые – прилагательное;

3) и непроизводный предлог;                   4) в нем – местоимение с предлогом.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А;                        2) Б;                       3) В;                         4) Г.

4. В этом предложении есть слово с чередованием гласной в корне:

1) А;                        2) Б;                       3) В;                         4) Г.

5. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

1) А;                        2) Б;                       3) В;                         4) Г.

6. Найдите в тексте союз, дайте ему характеристику, какую роль он выполняет.

Итак, в этом тексте встречается союз «и» несколько раз, один и тот же союз выполняет разные роли: какие? (Соединяют простые предложения в составе сложного (Б, В), соединяют однородные члены предложения (А, Г), кроме того, предложение Г присоединяется к предыдущему также с помощью союза «и».)

      - Значит, зачем нужен союз? Какую роль он выполняет?

Недаром М.В. Ломоносов, великий русский ученый еще в 18 веке говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми  идеи соединяются». Эти слова мы взяли за эпиграф нашего урока.

    2. А сейчас давайте еще раз убедимся в этом. У вас на партах листы со стихотворениями И.А. Бунина. Послушайте его (читаю). Внимательно прочитайте про себя, найдите союзы, обведите их кружочками.

(Письменно по рядам по 1 четверостишию. В это время один ученик  на доске выполняет д/з, кроссворд.)

             Еще холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

             Уж смотрит в небо ясным взглядом

             Имолодеет Божий мир.

Прозрачно-белый, как весной,

             Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

             Ложится отблеск золотой.

             Не налюбуюсь, как сквозят

             Деревья в ложе небосклона.

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах шумят.

(Ребята называют союзы, дают им характеристику, говорят, какую роль они выполняют.)

     3. А сейчас найдите предлоги, обведите их прямоугольниками,

попробуйте прочитать стихотворение без союзов и предлогов.

     - Как звучит? Не очень складно.

     - Скажите, а что общего между союзом и предлогом?

     Правильно, они ничего не обозначают, не отвечают на вопросы.

     - А зачем же они нужны?

     Они соединяют слова и предложения.

- А что еще общего у них мы узнаем, когда проверим, как вы разгадали домашний кроссворд.

(Ученик объясняет, как он разгадал кроссворд, все проверяют.)

    4. Ребята, мы повторили с вами морфологические признаки союза. А сейчас поговорим о тех союзах, правописания которых вызывают трудности. Какие это союзы?

     - Правильно, также, тоже, зато. Эти союзы следует отличать от омонимичных с ними частей речи.

     - Кто напоминает нам правило о том, как их следует отличать?

(1-2 ученика рассказывает правило)

также                      так + же                

 чтобы = для того чтобы                что + бы  = и

тоже                        то + же

зато = но                 за + то

Чтобы провести, как вы усвоили это правило, мы напишем объяснительный диктант (двое учащихся пишут это же за закрытой доской).

Чтобы быть грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. Наш отец также учился в этом университете. Сын учится так же хорошо, как и отец. Что бы делал ученик, если не было бы книг? Знать и уметь – не одно и то же. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Наш класс тоже поедет на экскурсию. Коротко сказано, зато ясно.

(Учащиеся объясняют по очереди, а на местах взаимопроверка.)

       - Кто не сделал ни  одной ошибки?

     Делают выводы: союзы пишутся слитно, их можно заменить другими союзами, а омонимичные с ними самостоятельные части речи пишутся раздельно с частицей, её можно опустить.

       - Хорошо, молодцы.

        5. А сейчас, чтобы убедиться, всё вы ли знаете о союзе, мы проведём блиц-опрос.

1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:

а) предлог;                 б) наречие;                  в) союз.

2. На какие вопросы отвечает союз?

а) где? куда? откуда?;

б) когда? как?;

в) не отвечает на вопросы.

3. Какую роль в предложении играют союзы?

а) бывает одним из главных членом предложения;

б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном;

в) может быть только лишь второстепенным членом  предложения.

4. На какие две большие группы по значению делятся союзы?

а) соединительные и противительные;

б) временные и целевые;

в) сочинительные и подчинительные.

5. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?

а) соединительные и разделительные;

б) противительные и разделительные;

в) соединительные, противительные, разделительные.

6. На какие группы по значению делятся подчинительные союзы?

а) целевые и временные;

б) условные, уступительные, следственные;

в) причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные, следственные.

7. На какие виды по своему строению делятся все союзы?

а) простые и сложные;

б) только простые;

в) простые и составные.

8. Как изменяются союзы?

а) по падежам;

б) вообще не изменяются;

в) по числам и родам.

             - Хорошо, молодцы. А сейчас давайте решим шуточные задачи о союзе.

1. Что находится между рекой и берегом?

2. Какие имена девочек состоят из двух союзов? (А-да, И-да)

3. И еще есть одна шуточная задача, вы, наверное, ее все знаете:

          А и Б сидели на трубе,

          А упало, Б пропало, что осталось на трубе?

Работа с учебником.

    6. Хорошо, мы с вами вспомнили об основных признаках союза. А сейчас попробуем составить сложные предложения из двух простых, используя предложенные союзы.

        - Откройте учебник на странице 156 упр. № 339 (первые 3, если мало времени)

(Дети читают вслух задание и выполняют упражнение.)

  1. Проявился первый автомобиль. Решили научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык знаков.
  2. На светофоре зажёгся зелёный свет. Дорогу можно переходить.
  3. Построили подземные переходы под площадью Маяковского. Здесь было тесно и пешеходам, и автомобилями.

- Какие предложения получились?

- Да, сложные, сложноподчинённые.

Это подчинительные, составные союзы.

III  Подвести итог урока:

       - Чем занимались на уроке? Что делали? Оценка учащихся, отметить наиболее активных учеников.

       Д/з. Подготовка к контрольному диктанту. Закончить упр. №  339.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)

   Образовательными целями урока является  уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...

Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....

Урок повторения и обобщения по теме "Производная и ее вычисление"

Данная тема рассматривалась на предыдущих уроках и была полностью изучена, а этот урок посвящен повторению и обобщению, подготовке учащихся к контрольной работе. На уроке используется групповая работа...

Урок повторения и обобщения по теме: "Предлоги и союзы".

Цель работы - помочь учащимся более развёрнуто разобраться в значении и смысле союзов, систематизировать знания, обобщить их....

Урок повторения и обобщения по теме: "Предлоги и союзы".

Работа с союзами и помощь ученикам в систематизации и обощении полученных ими знаний ....

Урок русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение по теме «Союз»

Конспект урока русского языка в 7 классе «Повторение и обобщение по теме «Союз». Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки,...

Тема урока Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс

Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Свойства  степени с натуральным показателем» 7 класс...