Повторение по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

После изучения темы "Наречие" идут уроки повторения, на которых закрепляются знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Цель таких уроков:

1) повторить и систематизировать знания по наречию;

2) работать над развитием речи и учиться правильно употреблять наречие в собственных высказываниях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_narechie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая справка

(сообщение ученика)

Наречие – старое слово. Оно уже было в словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части речи.

В составе этого слова можно выделить корень реч-. Слово же «речь» в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, спор, способ, вещь, глагол и др.).

Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне   -реч- , входящем в слово «наречие». Но причем же здесь глагол?

Связь между наречием и глаголом проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи  adverbium. Слово  verbum  значит «глагол», а приставка - ad -   -  -при- , т.е. буквальный перевод слова adverbium  звучал как бы «приглаголие».

И термин «наречие», если его перевести на современный лад, будет соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и есть.

Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол. Например:

красивое письмо – красиво пишет.

Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом степень качества: чрезвычайно интересная книга.

7 кл., 2006-2007 уч.г.

ПОВТОРЕНИЕ      ПО   ТЕМЕ    «НАРЕЧИЕ» .

У нас сегодня урок – повторение. Перед нами стоят сложные задачи:  1)повторить и систематизировать знания по наречию; 2) работать над развитием речи и учиться правильно употреблять наречие в собственных высказываниях.

- Дать определение наречию как части речи.

1. Словарно-орфографическая разминка.

Задание:  ученик и класс выполняют буквенный диктант, записывая только суффиксы наречий; второй ученик вставляет в записанные на доске наречия суффиксы.

1. скоро  2. издавна  3. заново  4. досуха  5. дотемна  6. справа  7. запросто

8. задолго  9. изредка  10. досыта.

         1     2     3     4     5     6     7     8     9    10

         о     а     о     а     а     а     о     о     а     а

- С какой орфограммой связано написание данных наречий?

2.  Выборочно – распределительное письмо.

         С начала сентября воздух (по)немногу начинает холодеть. Утром вы замечаете, что трава (чуть)чуть побелела. (По)осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспреста(н,нн)о. Деревья начина.т (кое)где желтеть. Лужи сплош… засыпаны опавшими листьями. Свеж… и сладко пахнет прелой травой. А в полях озимые (не)удержимо тянутся к солнцу.

Задание: 1) прочитайте текст выразительно и докажите, что перед нами

текст; 2) определите стиль текста; 3) выпишите из текста словосочетания «глагол + наречие с пропущенной орфограммой», но не любое, а по заданию своего варианта.

1 в. – Ь-знак на конце наречий;

2 в. -  Н-НН в суффиксах наречий;

3 в. – О-Е после шипящих на конце наречий;

4 в. – дефис в наречиях;

5 в. – Не-  с наречиями;

6 в. – правописание приставок с наречиями.

( 4 ученика получают индивидуальные карточки. Карточка № 1.

Задание : 1. Закончи предложение.

А) На конце наречий после шипящих пишется –о… ;

Б) В наречиях на –о(е) пишется столько же –н, …  .

               2. Образуй наречия и обозначь графически данные орфограммы.

        Блестящий - …, певучий - … , горячий - … , увере(н,нн)ый - … , нечая(н,нн)ый - … , отчая(н,нн)ый - … , испуга(н,нн)ый - … , беше(н,нн)ый - … , взбеше(н,нн)ый - … , ветре(н,нн)ый - … , безветре(н,нн)ый - … .

3.  Работа с предложением.

      Лось (            ) постоял на поляне, отдохнул и, собрав остатки сил, (        )

побрел в лес.

Задание: Запишите предложение, заполнив пропуски подходящими по смыслу наречиями (нервно, немного, низко, тяжело) ; расставьте недостающие знаки препинания; выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор наречия.

-Как изменяется смысл предложения, когда в нем появляется наречие?

(наречие придает действию меткость, точность, выразительность, характеризует действие, полнее его раскрывает).

- Каким еще членом предложения может быть наречие?

(определением: Он живет в доме напротив;

 подлежащим: Наше завтра прекрасно).

4.  Различай части речи  (тест).

1. В каких предложениях выделенное слово – наречие?

        А) Оратор говорил убежденно.

        Б) Собрание удивлено.

        В) Лица у всех сосредоточенны.

        Г) Малыш рассеянно смотрел по сторонам.

        Д) Солнце светит по-весеннему.

        Е) По весеннему небу плывут облака.

2. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.

        А) Он слушал на уроке более внимательно.

        Б) Ты сделал работу лучше всех.

        В) Я стараюсь писать более красивее.

        Г) Мой брат рисует хуже меня.

3. Совтавьте предложения так, чтобы в одном случае слово писалось слитно, в другом – раздельно.

        Сначала  -  с начала  (1 вариант).

        Навстречу  - на встречу  (2 вариант).

(1 ученик – за компьютером, карточка № 2

Задание: Вставьте одно или два –н-, укажите части речи данных слов.

          Прошептать сдавле…о – кольцо сдавле…о рукой, действовать безнаказа…о – преступление наказа…о, вести себя сдержа…о – победа одержа…а, его действия преднамере…ы – они намере…ы действовать, забытый незаслуже…о -  обида незаслуже…а, сделка соверше…а – музыка соверше…а, слушать рассея…о – поле засея…о.

       Итак, мы поработали с наречием как частью речи. Какова его роль в тексте? (Наречие дорисовывает действие, характеризует его; делает речь богаче и выразительнее). А вот как о красоте и силе слова говори поэт Н.Заболоцкий:

                          Откройся, мысль!

                      Стань музыкою, слово…

А теперь попробуем свои мысли выразить ярко, образно, эмоционально.

5.  Творческая работа ( работа по группам).

1 группа: описать иллюстрацию, используя наречия.

2 группа: сочинение-миниатюра на одну из тем

          1. Неожиданная встреча.

        2. Узоры на стекле.

        3. Первый снег.

3 группа : восстановить авторский текст, вставив на месте пропусков наречия.

        Наш язык и скромен, и богат.

        В каждом слове скрыт чудесный клад.

        Слово высоко произнеси  -  

        И представишь сразу неба синь.

        Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

        И увидишь зимнее село;

        Если скажешь ароматно ты,

        Сразу вспомнишь ландыша цветы.

        Ну, а если скажешь ты красиво,

        Пред тобою – сразу вся Россия!

                                Э.Куклина.

Заключение : страничка из истории наречия.

Оценки, домашнее задание: выписать из сказок М.Салтыкова – Щедрина 8-10 предложений с наречиями, указать их синтаксическую роль; заметка о сегодняшнем уроке.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...