Программа элективного курса "Особенности функциональных стилей"
элективный курс (русский язык, 10 класс) по теме

Сабурова Татьяна Владимировна

Цели и задачи курса:

  • формировать стилистические умения обучающихся;

а)     определять стиль готового текста на основе его синтетического восприятия и на основе анализа его признаков;

б)    производить стилистический анализ готового текста, т.е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи;

в)     совершенствовать стиль данного текста;

г)     строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче;

  • изучить изобразительные средства языка;
  • познакомить обучающихся с особенностями индивидуальных стилей русских писателей;
  • дать обучающимся рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, неустоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью.

Эти задачи решаются в процессе усвоения теоретических сведений по стилистике практическим путем посредством работы над текстами и в упражнениях по обнаружению и анализу стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснению целесообразности их использования, сопоставлению оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач, использованию средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи обучающихся, составлению собственного текста в том или ином стилистическом ключе.

Изучение курса поможет обучающимся избежать стилистических ошибок, состоящих в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста, успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также  пробудить интерес и любовь к русскому языку и овладеть его богатствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv10.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Особенности функциональных стилей»

Пояснительная записка.

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если человек уверен в своей абсолютной грамотности и хорошо владеет литературным языком всегда полезно задуматься о том, как сделать свой текст богаче, выразительнее.

Этому учит стилистика – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения.

Цели и задачи курса « Особенности функциональных стилей»:

  1. формировать стилистические умения обучающихся;
  1. определять стиль готового текста на основе его синтетического восприятия и на основе анализа его признаков;
  2. производить стилистический анализ готового текста, т.е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи;
  3. совершенствовать стиль данного текста;
  4. строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче;
  1. изучить изобразительные средства языка;
  2. познакомить обучающихся с особенностями индивидуальных стилей русских писателей;
  3. дать обучающимся рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, неустоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью.

Эти задачи решаются в процессе усвоения теоретических сведений по стилистике практическим путем посредством работы над текстами и в упражнениях по обнаружению и анализу стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснению целесообразности их использования, сопоставлению оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач, использованию средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи обучающихся, составлению собственного текста в том или ином стилистическом ключе.

Изучение курса поможет обучающимся избежать стилистических ошибок, состоящих в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста, успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также  пробудить интерес и любовь к русскому языку и овладеть его богатствами.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Введение. Понятие стилистики. предмет и задачи функциональной стилистики.

1

8.09

Стили языка. Понятие о функциональных стилях. Официально-деловой стиль.

1

15.09

Научный стиль.

1

22.09

Публицистический стиль.

1

29.09

Стили художественной литературы. Разговорный стиль.

1

13.10

Лексическая стилистика. Выбор слова. Лексическая сочетаемость.

1

20.10

Стилистическое использование многозначности слова.

1

27.10

Стилистическое использование омонимов.

1

03.11

Стилистическое разграничение паронимов.

1

10.11

Стилистические функции синонимов

1

24.11

Стилистическое использование антонимов.

1

01.12

Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка. Стилистические функции архаизмов и историзмов.

1

08.12

Стилистическая роль неологизмов

1

15.12

Стилистическое использование слов иноязычного происхождения.

1

22.12

Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления. Роль диалектизмов в произведениях художественной литературы.

1

29.12

Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики. Сфера использования канцеляризмов.

1

12.01

Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской. Употребление экспрессивной лексики в разных речевых стилях.

1

19.01

Стилистическое использование фразеологических единиц.

1

26.01

Практическая работа №1 по теме: «Лексическая стилистика»

1

02.02

Стилистические ресурсы словообразования. Стилистические функции приставок и суффиксов.

1

09.02

Грамматическая стилистика. Стилистическое использование форм частей речи. Употребление форм имен существительных.

1

16.02

Синонимы окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода.

1

01.03

Употребление единственного числа в значении множественного. Стилистические варианты суффиксов имен существительных.

1

07.03

Употребление форм имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных в роли синонимов. Употребление притяжательных прилагательных.

1

15.03

Употребление имен числительных. Варианты сочетаний числительных с существительными.

1

22.03

Употребление местоимений. Стилистическое использование личных местоимений.

1

29.03

Употребление возвратных и притяжательных местоимений

1

05.04

Синонимия определительных и неопределенных местоимений.

1

19.04

Употребление форм глагола. Особенности образования некоторых личных форм глагола.

1

26.04

Синонимия времен. Синонимия наклонений. Варианты видовых форм.

1

03.05

Синонимия возвратных и невозвратных глаголов.

1

10.05

Варианты форм причастий. Варианты форм деепричастий.

1

17.05

Итоговое занятие. Практическая работа №2

1

24.05

Список использованной литературы.

  1. Ахманова О.С. О стилистической дифференциации слов. М.; Высшая школа, 1972.
  2. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.; Высшая школа, 1968.
  3. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.; Высшая школа, 1989.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.; Просвещение, 1988.
  5. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М.; Просвещение, 1984.
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.; Высшая школа, 1974.
  7. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. . М.; Просвещение, 1994.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Программа элективного предмета "Функциональная грамматика"

Элективный предмет  «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения.         Прогр...

Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"

Элективный курс для предпрофильного обучения....

Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...

Рабочая программа элективного курса _Функциональная грамотность_ 5-9 классы

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов ко...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...