Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

)Зайцева Ирина Алексеевна

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).

Обучающие:

Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;

Развивающие:

Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;

Воспитывающие:

Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Функциональные стили речи русского языка. Разговорный стиль.

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).

Обучающие:

Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;

Развивающие:

Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;

Воспитывающие:

Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Сообщение обучающимся о том, что во время урока будет работать группа консультантов по  лексике, орфографии, синтаксису, стилистике, получивших опережающее задание к уроку.

 Предварительное задание:

 Консультанты по стилистике:

1. Подготовить:

  • проект: «Стили речи»;
  • презентацию:  «Разговорный стиль речи»,
  • презентацию:  «Письмо. Особенности письма».
  • Социальный опрос пользователей SMS общения.
  • Домашнее задание по вариантам: подобрать примеры текстов : научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей.

1. Словарная работа.

Словосочетания даны  на интерактивной доске.

Библиотечный каталог (согласование), распахнувшаяся душа(согласование), протокол собрания(управление),  по данным социологического опроса(управление), с ума сошел от счастья(управление), действовал стремительно (примыкание)

Задание №1:  

  • указать типы связи слов в словосочетаниях.
  • Определение каждого типа связи. (При допуске ошибки - ответ консультанта по синтаксису с объяснением)

Задание №2.

Указать принадлежность данных словосочетаний стилям речи.

Вопрос:

- Назовите функциональные стили речи русского языка.

2. Об особенностях стилей речи: научного, официально-делового, публицистического, художественного представляют консультанты по стилистике с проектом «Стили речи».

В качестве примеров используются тексты домашнего задания по вариантам.

Вопрос: названы все стили речи?

  1. Новая тема.

Вопрос: о каком стиле речи пойдет речь на уроке?

Интерактивная доска: тема урока: Разговорный стиль.

Цель: что должны узнать о нем? Почему ему придается столь важное внимание наравне с другими стилями?

1. Вопрос:

Что знаете о данном стиле? Почему он так назван?

2.   Презентация:  «Разговорный стиль речи».

Вопрос: какой способ передачи устной речи используется при разговорном стиле?

Задание: Составьте  по парам  разговор двух приятелей.

Вопрос: какой самый распространенный жанр разговорной  письменной речи?

Слово учителя: Это письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам расскажет группа консультантов по стилистике.

  1. Презентация:  «Письмо. Особенности письма».

Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а «дорогой» – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый». В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение «господин». Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать «дорогой»

Задание: запишите примеры обращений к официальному лицу, приятелю. 

Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: «Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить»

Задание: Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращения ( по вариантам) с благодарностью к близким, друзьям, официальному лицу.

Интерактивная доска:

 Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

 Интерактивная доска:

23 июня 1969. Карачарово.

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

Дружески обнимаю.

И. Соколов-Микитов.

P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.

Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)

4. Слово учителя.

- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Группа консультантов провела опрос  учащихся VIII – XI классов . Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но опрошенные сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.

Вопрос: Вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) 

- Хотелось бы вам грамотно писать SMS?

5. Беседа.

 По своей структуре чем является SMS -сообщение?

 - К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) - SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)

6. Из истории появления SMS.

Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)

Сообщение консультанта:

SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]

7. Беседа.

- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?

(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)

- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова?

8. Вежливые слова в SMS .

- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.

(На экране интерактивной доски демонстрируется ) Спасибо - посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.

- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно.

- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.

                                                                              IV. Практическая  работа. 

1.Выполнение упражнений.

Задание:  Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.

(На экране интерактивной доски демонстрируется)

- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)

  1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
  2. Катюш перезвони мне на домашний.
  3. Чем занимаешься Даш.
  4. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
  5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
  6. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.

- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.

(На экране интерактивной доски далее)

  1. Превед-)
  2. Прет
  3. Как дела.
  4. норм.
  5. Чво делаешь?
  6. ниче.
  7. пшли гулять?
  8. Ок.-)
  9. А ты чво?
  10. в комп рубаюсь, весело
  11. Ой, ща предки прийдут
  12. Ха-))), лан бай
  13. Пока.

- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.

(На экране интерактивной доски.)

- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)

- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.

1.

- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.

2.

- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?

Следующее задание выполните самостоятельно.

(На экране интерактивной доски демонстрируется )

  1. нi как делишки.
  2. ни чё сибе.
  3. :-) споки ноки
  4. Чё задали по алгебре
  5. Скажи ща плиз. Оч прошу.
  6. Не я сеня не могу!
  7. А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
  8. Ок пасиб
  9. я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?

- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.

По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.

   Задание: записать предложение, произвести полный анализ предложения.                                            

- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.

(Консультанты по синтаксису и орфографии проверяет правильность выполнения задания)

Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

                                                                                                  V. Рефлексия.

- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? (правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)

Как правильно писать SMS ?

(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)

                                                                                        VI. Домашнее задание. 

  1. SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
  2. Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
  3. Творческая работа: «Письмо другу 19века».

                                                                       VII. Подведение итогов урока.

 Оценивается работа  всех учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп, презентации, проекты.

- Уверена, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Функциональные стили речи русского языка. Разговорный стиль.

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).

Обучающие:

Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;

Развивающие:

Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;

Воспитывающие:

Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Сообщение обучающимся о том, что во время урока будет работать группа консультантов по  лексике, орфографии, синтаксису, стилистике, получивших опережающее задание к уроку.

 Предварительное задание:

 Консультанты по стилистике:

1. Подготовить:

  • проект: «Стили речи»;
  • презентацию:  «Разговорный стиль речи»,
  • презентацию:  «Письмо. Особенности письма».
  • Социальный опрос пользователей SMS общения.
  • Домашнее задание по вариантам: подобрать примеры текстов : научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей.

1. Словарная работа.

Словосочетания даны  на интерактивной доске.

Библиотечный каталог (согласование), распахнувшаяся душа(согласование), протокол собрания(управление),  по данным социологического опроса(управление), с ума сошел от счастья(управление), действовал стремительно (примыкание)

Задание №1:  

  • указать типы связи слов в словосочетаниях.
  • Определение каждого типа связи. (При допуске ошибки - ответ консультанта по синтаксису с объяснением)

Задание №2.

Указать принадлежность данных словосочетаний стилям речи.

Вопрос:

- Назовите функциональные стили речи русского языка.

2. Об особенностях стилей речи: научного, официально-делового, публицистического, художественного представляют консультанты по стилистике с проектом «Стили речи».

В качестве примеров используются тексты домашнего задания по вариантам.

Вопрос: названы все стили речи?

  1. Новая тема.

Вопрос: о каком стиле речи пойдет речь на уроке?

Интерактивная доска: тема урока: Разговорный стиль.

Цель: что должны узнать о нем? Почему ему придается столь важное внимание наравне с другими стилями?

1. Вопрос:

Что знаете о данном стиле? Почему он так назван?

2.   Презентация:  «Разговорный стиль речи».

Вопрос: какой способ передачи устной речи используется при разговорном стиле?

Задание: Составьте  по парам  разговор двух приятелей.

Вопрос: какой самый распространенный жанр разговорной  письменной речи?

Слово учителя: Это письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам расскажет группа консультантов по стилистике.

  1. Презентация:  «Письмо. Особенности письма».

Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а «дорогой» – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый». В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение «господин». Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать «дорогой»

Задание: запишите примеры обращений к официальному лицу, приятелю. 

Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: «Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить»

Задание: Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращения ( по вариантам) с благодарностью к близким, друзьям, официальному лицу.

Интерактивная доска:

 Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

 Интерактивная доска:

23 июня 1969. Карачарово.

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

Дружески обнимаю.

И. Соколов-Микитов.

P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.

Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)

4. Слово учителя.

- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Группа консультантов провела опрос  учащихся VIII – XI классов . Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но опрошенные сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.

Вопрос: Вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) 

- Хотелось бы вам грамотно писать SMS?

5. Беседа.

 По своей структуре чем является SMS -сообщение?

 - К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) - SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)

6. Из истории появления SMS.

Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)

Сообщение консультанта:

SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]

7. Беседа.

- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?

(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)

- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова?

8. Вежливые слова в SMS .

- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.

(На экране интерактивной доски демонстрируется ) Спасибо - посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.

- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно.

- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.

                                                                              IV. Практическая  работа. 

1.Выполнение упражнений.

Задание:  Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.

(На экране интерактивной доски демонстрируется)

- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)

  1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
  2. Катюш перезвони мне на домашний.
  3. Чем занимаешься Даш.
  4. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
  5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
  6. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.

- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.

(На экране интерактивной доски далее)

  1. Превед-)
  2. Прет
  3. Как дела.
  4. норм.
  5. Чво делаешь?
  6. ниче.
  7. пшли гулять?
  8. Ок.-)
  9. А ты чво?
  10. в комп рубаюсь, весело
  11. Ой, ща предки прийдут
  12. Ха-))), лан бай
  13. Пока.

- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.

(На экране интерактивной доски.)

- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)

- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.

1.

- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.

2.

- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?

Следующее задание выполните самостоятельно.

(На экране интерактивной доски демонстрируется )

  1. нi как делишки.
  2. ни чё сибе.
  3. :-) споки ноки
  4. Чё задали по алгебре
  5. Скажи ща плиз. Оч прошу.
  6. Не я сеня не могу!
  7. А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
  8. Ок пасиб
  9. я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?

- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.

По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.

   Задание: записать предложение, произвести полный анализ предложения.                                            

- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.

(Консультанты по синтаксису и орфографии проверяет правильность выполнения задания)

Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

                                                                                                  V. Рефлексия.

- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? (правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)

Как правильно писать SMS ?

(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)

                                                                                        VI. Домашнее задание. 

  1. SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
  2. Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
  3. Творческая работа: «Письмо другу 19века».

                                                                       VII. Подведение итогов урока.

 Оценивается работа  всех учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп, презентации, проекты.

- Уверена, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Функциональные стили речи русского языка. Разговорный стиль.

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).

Обучающие:

Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;

Развивающие:

Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;

Воспитывающие:

Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Сообщение обучающимся о том, что во время урока будет работать группа консультантов по  лексике, орфографии, синтаксису, стилистике, получивших опережающее задание к уроку.

 Предварительное задание:

 Консультанты по стилистике:

1. Подготовить:

  • проект: «Стили речи»;
  • презентацию:  «Разговорный стиль речи»,
  • презентацию:  «Письмо. Особенности письма».
  • Социальный опрос пользователей SMS общения.
  • Домашнее задание по вариантам: подобрать примеры текстов : научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей.

1. Словарная работа.

Словосочетания даны  на интерактивной доске.

Библиотечный каталог (согласование), распахнувшаяся душа(согласование), протокол собрания(управление),  по данным социологического опроса(управление), с ума сошел от счастья(управление), действовал стремительно (примыкание)

Задание №1:  

  • указать типы связи слов в словосочетаниях.
  • Определение каждого типа связи. (При допуске ошибки - ответ консультанта по синтаксису с объяснением)

Задание №2.

Указать принадлежность данных словосочетаний стилям речи.

Вопрос:

- Назовите функциональные стили речи русского языка.

2. Об особенностях стилей речи: научного, официально-делового, публицистического, художественного представляют консультанты по стилистике с проектом «Стили речи».

В качестве примеров используются тексты домашнего задания по вариантам.

Вопрос: названы все стили речи?

  1. Новая тема.

Вопрос: о каком стиле речи пойдет речь на уроке?

Интерактивная доска: тема урока: Разговорный стиль.

Цель: что должны узнать о нем? Почему ему придается столь важное внимание наравне с другими стилями?

1. Вопрос:

Что знаете о данном стиле? Почему он так назван?

2.   Презентация:  «Разговорный стиль речи».

Вопрос: какой способ передачи устной речи используется при разговорном стиле?

Задание: Составьте  по парам  разговор двух приятелей.

Вопрос: какой самый распространенный жанр разговорной  письменной речи?

Слово учителя: Это письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам расскажет группа консультантов по стилистике.

  1. Презентация:  «Письмо. Особенности письма».

Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а «дорогой» – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый». В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение «господин». Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать «дорогой»

Задание: запишите примеры обращений к официальному лицу, приятелю. 

Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: «Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить»

Задание: Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращения ( по вариантам) с благодарностью к близким, друзьям, официальному лицу.

Интерактивная доска:

 Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

 Интерактивная доска:

23 июня 1969. Карачарово.

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

Дружески обнимаю.

И. Соколов-Микитов.

P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.

Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)

4. Слово учителя.

- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Группа консультантов провела опрос  учащихся VIII – XI классов . Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но опрошенные сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.

Вопрос: Вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) 

- Хотелось бы вам грамотно писать SMS?

5. Беседа.

 По своей структуре чем является SMS -сообщение?

 - К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) - SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)

6. Из истории появления SMS.

Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)

Сообщение консультанта:

SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]

7. Беседа.

- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?

(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)

- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова?

8. Вежливые слова в SMS .

- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.

(На экране интерактивной доски демонстрируется ) Спасибо - посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.

- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно.

- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.

                                                                              IV. Практическая  работа. 

1.Выполнение упражнений.

Задание:  Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.

(На экране интерактивной доски демонстрируется)

- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)

  1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
  2. Катюш перезвони мне на домашний.
  3. Чем занимаешься Даш.
  4. Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
  5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
  6. Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.

- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.

(На экране интерактивной доски далее)

  1. Превед-)
  2. Прет
  3. Как дела.
  4. норм.
  5. Чво делаешь?
  6. ниче.
  7. пшли гулять?
  8. Ок.-)
  9. А ты чво?
  10. в комп рубаюсь, весело
  11. Ой, ща предки прийдут
  12. Ха-))), лан бай
  13. Пока.

- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.

(На экране интерактивной доски.)

- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)

- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.

1.

- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.

2.

- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?

Следующее задание выполните самостоятельно.

(На экране интерактивной доски демонстрируется )

  1. нi как делишки.
  2. ни чё сибе.
  3. :-) споки ноки
  4. Чё задали по алгебре
  5. Скажи ща плиз. Оч прошу.
  6. Не я сеня не могу!
  7. А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
  8. Ок пасиб
  9. я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?

- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.

По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.

   Задание: записать предложение, произвести полный анализ предложения.                                            

- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.

(Консультанты по синтаксису и орфографии проверяет правильность выполнения задания)

Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

                                                                                                  V. Рефлексия.

- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? (правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)

Как правильно писать SMS ?

(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)

                                                                                        VI. Домашнее задание. 

  1. SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
  2. Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
  3. Творческая работа: «Письмо другу 19века».

                                                                       VII. Подведение итогов урока.

 Оценивается работа  всех учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп, презентации, проекты.

- Уверена, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля.  Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений ...

Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "

Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....