Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Колосова Марианна Дмитриевна

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rechi._osobennosti_publitsisticheskogo_stilya.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс – технология

Стили речи. Особенности публицистического стиля.

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Материалы для кейсов

Фельетон М.Мишина «Период полураспада»

   Язык наш – усыхает. Сокращается словарь. Упраздняются прилагательные.
   – Утюг есть?
   – Утюга нет.
   В голову не придет спрашивать – какой утюг. Он вообще утюг. Он или есть, или его нет.
   Двоичная система – как в компьютере.
   «Ветчина», «буженина», «окорок», «зельц», «карбонат», «салями» и черт его знает что еще вместо сотни слов укладываются в одно:
   – Колбаса есть?
   – Колбасы нет.
   Кто спросит про колбасу: «Какая?» – получит матом от продавца и зонтом от бабки сзади.
   С рыбой пока еще многословие, она пока еще или «минтай», или «иваси». Но не за горами, видимо, уже последнее упрощение.
   Процесс не нравится современным писателям, зато удобство для археологов будущего. Это сейчас они при раскопках находят кости и черепки и, чтобы узнать, когда именно этот глиняный горшок разбили о голову раба, применяют метод полураспада чего-то там из физики. Нашу эпоху можно будет вычислять без всякой физики – по периоду распада нашего словаря.
   Скажем: «Рукопись датируется годом, когда из языка у них окончательно исчезло слово «крабы». А слово «сгущенка» переживало именно период полураспада: то появлялось на языке, то исчезало».
   В школах будут устраивать встречи детей с ветеранами, которые видели людей, которые слышали слово «шпроты».
   «Съедобные» слова привожу для наглядности и простоты. Процесс шире и сложнее. При этом некоторые слова, напротив, даже потребовали уточняющих определений. Например, слово «депутат». Раньше определять было нелепо какой депутат? Обыкновенный, депутатский: чабан, комсомолец, в галстуке, тюбетейке, со значком «Летчик-космонавт» и орденом «Мать-героиня». Приехал, поспал с поднятой рукой, получил свою дубленку и снова пропал где-то между Якутией и Дагестаном. Теперь депутат – «какой». Один – за народ, другой, наоборот, за демократию. Третий хочет подвести черту под ними обоими...
   Усыхает язык. Из полнокровного, кудрявого, с мышцами, жилочками, веснушками превращается в трескучий скелет.
   
Не сами исчезают слова, а потому что им нечего выражать. Нет уже в языке «снегирей», «щеглов», «малиновок». Остались пока «воробьи», «вороны» и эти, посланцы мира. А потом вместо всего порхающего и чирикающего станет просто:
   – Птица есть?
   – Птицы нет.
   Птица больше не будет – «какая». Никакая. Летала птица и отлеталась.

Статья Лихачева «О языке устном и письменном, старом и новом»

Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке -«...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это безусловно верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.

Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.

Чем был церковнославянский язык в России? Это не был всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык очень многих литературных произведений просто далек от церковнославянского: язык летописей, изумительный язык «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно - через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно.
Потом молитвы заменила поэзия. Памятуя молитвенное прошлое нашей поэзии, следует хранить ее язык и ее «высокий настрой».

Структура урока

1. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации.

  1. Введение в ситуацию.
  2. Описание ситуации.
  3. Информационный материал.
  4. Глоссарий.

Газета «Комсомольская правда» постоянно обращает внимание читателей на вопросы, связанные с современным состоянием русского языка и речи. На утверждение главному редактору принесли два текста для публикации [фельетон М.Мишин) и статью Д.С.Лихачёва]. Понимая, что проблема актуальна и нужно привлечь к ней внимание массовой аудитории, редактор должен сделать выбор.

Какой выбор, проанализировав тексты, сделали бы вы?

Вопросы для общего обсуждения - мотивация того комплекса знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить -

1. Могут ли тексты быть вообще опубликованы?

Публикации в газете – сфера действия публицистического стиля речи, т.е. на первом этапе мы можем мотивировать необходимость знания особенностей этого стиля речи.

2. В каком стиле речи они должны быть написаны? В каком жанре выдержаны?

Какой из текстов выбрать? Анализ текстов, определение жанра

2. Основной (аналитический) этап.

  1. распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
  2. организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;
  3. первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;
  4. второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3. Итоговый этап.

  1. заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
  2. обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации;
  3. оценивание учителем учащихся.

На итоговом этапе, когда происходит заключительная презентация результатов аналитической работы, учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы, причём это решение может оказаться неодинаковым в группах.

В обобщающем выступлении учитель проанализирует ситуацию, выскажет своё мнение;

оценит учащихся.

В рамках соблюдения технологии кейс может быть в письменной форме. В этом случае на этапах обучения для учащихся можно ограничиться письменными вопросами вспомогательного характера.

Письменная рефлексия:

1. Эссе, рассуждение… Почему вопросам состояния языка и речи в обществе нужно уделять серьёзное внимание?

2. Сформулируйте Ваши мысли по следующим моделям:

Отбрасывая такие слова родного языка, как … , мы тем самым…

Разрыв историко-культурных традиций ведёт к …

Говорят, что язык моделирует поведение человека, воспитывает поведенческий стереотип, а это значит, что …

3. Рецензия, отзыв автору. (аннотация)

4. Сочинение в формате ЕГЭ (работа с текстами используется для аргументации)

Задания для групп учащихся

1. Проанализируйте лексические особенности текстов, обращая внимание на использование

  • общественно значимой лексики
  • книжной/разговорной (просторечной) лексики
  • эмоционально-экспрессивной окраски
  • речевых штампов, клише
  • иноязычных слов и элементов слов
  • фразеологизмов, устойчивых сочетаний, крылатых слов
  • фраз, цитат (знакомых любому среднему члену общества)
  • использование выразительных средств языка (эпитетов, метафор, остроумных сравнений и т.п.)

2. Проанализируйте синтаксические особенности текстов, обращая внимание на использование предложений

  • разных по цели высказывания и эмоциональной окраске (восклицательных, вопросительных, побудительных)
  • осложнённых, в т.ч. вводными словами, обращениями
  • с риторическими вопросами и восклицаниями, повторами, инверсиями
  • разговорной окраски (построений с частицами, междометиями)
  • неполных, эллиптических (предложений с пропущенными членами)

3. Определите тему, проблему, позицию автора (главную мысль) текста.

4. В каком стиле написан текст?

5. В каком жанре выдержан текст?

В чём, на ваш взгляд, преимущества и недостатки выбранного жанра для реализации замысла редакции газеты?


Публицистический стиль

от лат.  publicus - общественный, государственный

Цели

 Информационно-содержательная функция, функция убеждения, эмоционального воздействия: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением  его в чём-то,

внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Сфера применения

Жанры

Общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Ораторские выступления, различные газетные жанры  (передовая статья, репортаж, интервью, фельетон ...), публицистические статьи в периодической печати, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании ...

Форма реализации

Реализуется как в устной, так и в письменной форме.

Основные

стилевые черты

Информация адресована большому кругу людей    стремление к доступности, логичность, образность, эмоционально-экспрессивный характер изложения, страстность, призывность, оказание эмоционального воздействия.

Выражение личного авторского отношения или мнения определённой социальной группы людей.

Достоверность, точность фактов, конкретность, обоснованность.

Актуальность информации  временной фактор: информация должна стать общеизвестной в кратчайшие сроки.

Лаконичность изложения при информационной насыщенности.

Лексика

Лексика, имеющая ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску.

Общественно-политическая лексика и фразеология, а также лексика, обозначающая понятия морали, этики, культуры, передающая внутреннее состояние человека, его переживания.

Использование речевых штампов, клише, их лёгкая воспроизводимость: труженики полей, дружеская атмосфера...

Активное использование иноязычных слов и элементов слов :  приватизация, электорат, а-, анти-, про-, нео-...

Использование прецедентных  слов, фраз, текстов (текстов, знакомых любому среднему члену общества): Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре...

Использование выразительных средств языка: эпитетов, метафор, остроумных сравнений...

Синтаксис

Эмоциональное воздействие на читателей, слушателей  восклицательные, вопросительные предложения, предложения с обращением.

Использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы и восклицания, повторы, инверсия...) .

Использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, фразеологизмами.

Эллиптические предложения (предложения с пропущенными членами).


ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ

жанр

главное в жанре

Заметка

точно выразить суть информации, лаконично сообщить о факте, событии без комментариев, оценок, выводов

Репортаж

наглядно, зримо представить событие, передав личное отношение, оценку

Очерк

событие не только воспроизводится, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки проблем; о герое не только рассказывается, но и на основе рассказа делается вывод, из факта биографии выводится мысль, значимая по мнению автора;         авторское «я» - обязательная и важная черта жанра  

Фельетон

сатирическое отражение действительности, сатирический анализ явлений, фактов, лиц

Передовая статья

общественно-значимая тематика, своеобразный коллективный образ автора, выступающего как представитель коллектива

Публицистическая статья

значимость тематики и проблематики, активное личностное начало автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Особенности публицистического стиля речи

Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св...