Особенности публицистического стиля речи
методическая разработка (русский язык) по теме

Кутлугильдина Фирдаус Фанузовна

Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в своей статье, в своем обращении к людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_publitsisticheskogo_stilya_rechi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Особенности публицистического стиля речи»

Цели урока:

                   

 

  1. Обобщить и углубить знания по теме «публицистический стиль речи»;
  2. Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля;
  3. Воспитание чувства ответственности за слова и поступки, формирование мировоззрения учащихся.

  1. Ход урока  

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в гостях у  народного поэта Башкортостана Мустая Карима.

Пусть сентябрь разлучил нас с ним,  но он будет с нами  всегда. Лучшее тому свидетельство его душа, она в книгах, в его словах. Перечтем их и снова прикоснемся к волшебному миру, имя которому Мустай.

        Откройте тетради, запишите число: 30 ноября, тему урока «Особенности публицистический стиль речи». Откройте учебники страницу 175, найдите упражнение №37. Попросим Ильнару прочитать нам текст (красиво, выразительно) (на экране показать портрет Мустая Карима).

  1. Повторение домашнего задания.

Укажите признаки всех стилей речи!

Укажите стиль речи, к которому относится данный текст, по каким признакам вы его определили?

Учащиеся. Этот текст публицистический. Для данного стиля речи характерны призывность, оценочность, эмоциональность, наличие ярко выраженной авторской позиции, общедоступность. Широко используется общественно-политическая лексика, обращение представляет собой статью, что также является признаком публицистического стиля речи.

  1. Сообщение цели урока.

Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в своей статье, в своем обращении к людям.

      Основная часть.

  1. Работа над целями:
  1. Вызвать на откровенный разговор.
  2. Разбудить. Потревожить совесть.
  3. Заставлять задуматься о мире, о доброте.
  4. Объединить всех людей мира;
  5. Обратить внимание на окружающий мир, на жизнь, на людей, живущих рядом.

Слово учителя: А теперь попытаемся определить пути движения автора к достижению этих целей. Какие языковые средства использовал автор? Объясните значение следующих непонятных для вас слов и оборотов: обнищание, обнищание души, философия солдата, безысходность, безразличие, заданная сила, угрызения совести;

Слово учителя: А как это будет звучать на башкирском языке?

Ответ учащихся:

Слово учителя: Рассмотрим лингвистические особенности текста:

  1. какая лексика преобладает в тесте? ( морально-этическая лексика);
  2. укажите антонимы:
  3. определите контекстуальные они или лексические?
  4. Подберите к ним синонимы, есть ли устойчивые словосочетания?
  5. Какие средства эмоциональной выразительности свойственны публицистической стили речи?

Как вы понимаете фразу: «Архимеда убивать нельзя – это опасно для жизни».

        3) Каковы синтаксические особенности этого стиля речи? (Глаголы повелительного наклонения; существительное в родительном падеже в роли несогласованного определения; однородные члены; вводные слова; побудительные  предложения,  бессоюзные предложения).

Слово учителя: Итак, мы рассмотрели языковые особенности данной статьи. Что вы можете сказать об этих образных средствах, синтаксических и стилистических фигурах?

Ученик: Эти средства (тропы, фигуры) восклицательные предложения усиливают эмоциональное воздействие на читателя.

Слово учителя: Скажите, пожалуйста, какую главную цель преследовал автор?

Слово учителя: Хорошо. Его главная -  цель формирование нашего мировоззрения отношения читателей к миру, воспитание в нем нравственно-ценностных качеств. Как-то спросили у Мустая Карима: «Кем бы вы стали, если бы не стали писателем?» Последовал ответ: «Наверное, учителем. Моя профессия очень близка к учительской. Хотя она непосредственно не направлена на получение людей. Моя работа писателя направлена на духовное развитие человека. Учитель старается усовершенствовать человека, а писатель не забыл о том, что не только о нем должны заботиться, прежде всего, он сам должен заботиться об этом. Вот и я думаю, что мог стать учителем».

Слово учителя: Как вы уже сказали, публицистическая статья заставляет нас думать, побуждает к размышлению. О чем эта, статья, какие микротемы можно выделить в тексте и ключевые слова.

 

  1. Заключительная часть урока.
  1. Подведение итогов.

Слово учителя: Еще раз взгляните на ключевые слова. Что волнует автора? Что он хочет сказать?

Учащиеся: ответы учащихся. Да, М. Карим – ведущий поэт и писатель. Человек и Родина – основополагающие темы его творчества.

Слово учителя: В наставлениях своему внуку он пишет так:

Но запомни дитя: белизну не черни, Ты запомни: в твоей это власти.

Сердце нежное, робкое ты охрани,

За него заступись, не пинай, не вини,

Защити и в унынье и в страсти.

(На экране портрет Мустая Карима).

Учащиеся.  Ученик  читает стихи Рами Гарипова «Человек».

Слово учителя: А сейчас напишите  небольшое сочинение на одну из микротем.

Слово учителя: Общение с Мустаем Каримом пусть служит еще одним поводом для размышлений о смысле жизни, о непреходящих ценностях, которыми должен дорожить каждый человек.

Запишите домашнее задание:

Написать сочинение в публицистическом стиле на одну из ключевых тем.

На этом урок окончен. Я желаю вам успехов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

«Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»

Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля.Цель урока: формирование умения анализировать текст.Задачи урока: - обобщить знания об особенн...

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...

Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....