Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по развитию речи в 8 классе школы 1 вида (глухие дети) на тему «Описание картины. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»».     

     Автор - учитель русского языка и литературы Бородина А.И.

Тема. Описание картины. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

Цель. Учить писать сочинение-описание природы на основе картины-пейзажа.

Задачи.

1. Познакомиться с творчеством художника Н.П.Крымова, узнать жанр и тематику, названия его картин.

2. Активизировать словарь на тему «Зима», обогатить речь учащихся общими словами и фразами, оценочными прилагательными.    

3. Осуществить подготовительную работу к написанию сочинения – описания по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

4. Развивать творческое мышление учащихся.

Тип урока: урок-введение.

Форма урока: урок - творческая мастерская.

Словарная работа: художник (синонимы к слову), пейзаж, картина (синонимы к слову), нарисовал (синонимы к слову), слова по биографии художника, названия картин, словарь по теме «Зима».

Оборудование.

  1. Презентация «Н.П.Крымов - художник-пейзажист».
  2. Репродукции картин.
  3. Речевой материал: карточки для коллективной и индивидуальной работы.

                                                          Ход урока.

  1. Организационный момент: объявление темы, цели урока, представление плана урока.

План.

  1. Знакомство с художником и его творчеством.
  2. Знакомство с картиной «Зимний вечер».

Реализация: Какова тема урока? Что мы будем делать? 

(Мы познакомимся с …  .  Мы узнаем, кто такой …  . Мы узнаем, какие картины он рисовал.)

  1. Речевая разминка «Определи жанр живописи».

(учитель предлагает знакомые детям картинки – пейзаж, натюрморт, интерьер, портрет. Дети должны назвать жанры живописи)

               

     Натюрморт                   интерьер                      портрет                                 пейзаж

Реализация. Проговаривание слов.

  1. К теме урока.
  1. Предварительная беседа. Составление синонимических рядов.

Что делает художник? (рисует, пишет картины, изображает, создаёт картину)

Как по-другому можно назвать художника?  (живописец, автор картины, мастер живописи)

Как по-другому можно назвать картину? (полотно, рисунок, изображение, пейзаж, портрет, произведение живописи, работа)

Какие могут быть краски? (яркие, тёмные, светлые, тёплые, насыщенные, бледные, блёклые, размытые, нечёткие)

Реализация. Проговаривание и запись слов-синонимов

  1. Сообщение о художнике и его творчестве

Показ презентации.

Слайд 1. Николай Петрович Крымов – русский живописец, теоретик и педагог живописи.  (Портрет художника).

Слайд 2. Биография Н.П.Крымова. Николай Петрович Крымов родился в Москве  20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова. Художниками были прадед, отец, брат. Рисовать учился у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 19071911 — в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. В 1907 году участвовал в выставке «Голубая роза», а  затем в выставках «Союза русских художников». Жил в Москве, с 1928 года проводил значительную часть года в Тарусе. Умер Крымов в Москве 6 мая 1958.

Слайд 3. Деятельность Н.П.Крымова. 

Живопись.

Работа в театре, занятия сценографией, оформление декораций к спектаклям во МХАТе .

В 19191930 много работал как педагог. Ученики Крымова  — С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин.

Слайд 4. Творчество художника. 

Талант Н.П.Крымова развивался быстро. К моменту окончания училища (1911) он  уже известный художник.  Одна из первых его картин – "Крыши под снегом" (1906) приобретена В. А. Серовым для  Третьяковской галереи.  

В ранних работах ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907;  "После весеннего дождя", 1908, и др.) Крымов использует чистые краски,  несколько блеклые, "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.)  Крымов передаёт непосредственность, детскость впечатления. Крымов любит писать воду и отражения в ней ("Утро", 1911; "Ночной  пейзаж с домом", 1917; "Полдень». Природа  в его картинах словно замерла.

В работах 1920-х гг. ("Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) ) Крымов уже классик, он возвращается к традициям русской  реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова – И. Е. Репин и И. И. Левитан).Иногда в работах Крымова появляются  жанровые (бытовые) мотивы ("Пейзаж с грозой", "Площадь",  1908, и др.). Главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы.

Слайд 5, 6, 7, 8,9. Картины Н.П.Крымова.

(Словарь трудных слов (в виде индивидуальных карточек на столах).

Ваяние – скульптура, лепка.

Зодчество – архитектура, постройка зданий.

Москва. Таруса.

Талант – способности, дар, одарённость.

Декорация – оформление сцены в театре рисунками.

Краски чистые, блёклые – светлые, размытые, нечёткие.

Эмоциональное – чувственное,  восприятие – ощущение, переживание)

Беседа по содержанию презентации, составление опорной записи.

Кто такой Николай Петрович Крымов?
Чем он занимался?
Что он особенно любил рисовать?
Какие картины написал художник?

Реализация. Опорная запись (оформление в тетрадях)

Н.П.Крымов – русский художник. Занимался живописью, преподавал. Особенно любил рисовать пейзажи (природу). Написал картины: (самостоятельно записать названия 4-5 картин либо по презентации, либо с карточки – «галереи»)  

3)  Знакомство с картиной «Зимний вечер».

Наблюдение по картине.  Устная беседа. 

Что вы видите на картине? (слова-помощники на опорных карточках: поле в снегу, деревенские дома, деревья, дорогу, людей, идущих между сугробами, кусты, торчащие из снега)

Какой жанр картины? (пейзаж)

Какое время года? Какой месяц? Почему?

Какой вечер ранний или поздний изображён художником?

Какая погода? (слова-помощники: морозная, пасмурная, ясная)

Какое настроение вызывает у вас данный пейзаж? (хорошее, светлое – плохое, грустное, печальное – весёлое, радостное, состояние покоя, ощущение красоты)

Понравилась ли вам картина? Почему?

Реализация. Опорная запись (оформление в тетрадях)

Картина Н.П.Крымова «Зимний вечер». Картина – пейзаж.

На картине изображено: зима, ранний вечер, небо, поле в снегу, деревня, деревенские дома, деревья, люди.

Картина производит хорошее, спокойное, радостное впечатление.

  1. Итоги урока.
  1. О чём мы говорили на уроке?  

         Что вы узнали новое?  

  1. Домашнее задание. Выучить слова: талант, впечатление, ощущение, эмоциональный; краски – светлые, бледные, блёклые, размытые,  нечёткие.  Повторить слова по теме «Зима». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Нева всю ночь Рвалась к морю против бури- Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь . 2) За часом час уходит прочь Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь А солнце – значит, день. (Н.Рубцов) 3) Обыкновенный памятник войны – Разбитый дом… Стою один. Мне чудится, что снова Вдруг настежь двери – и поспешно вокруг Вбегает сорванец белоголовый, Твой сын – малыш и мой забавный друг… Стою один… (А.Чепуров) 4) Закажи Балде службу, чтобы стало ему невмочь А требуй, чтобы он исполнил ее точь-в-точь . Тем ты и лоб от расплаты от расплаты избавишь И Балду-то без расплаты отправишь (А.Пушкин) - Вспомним наречия, в которых п / е в шипящих Ь не пишеться (уж, замуж, невтерпеж)

Слайд 2

6. Буквы о-ё в суффиксах наречий (по вариантам: 1в-о, 2в-е ) Певуч …, свеж …, испытующ …, убаюкивающ …, заискивающ …, хорош …, ещ …, горяч …, зловещ …, общ …, волнующ …, угрожающ… Вывод.

Слайд 3

8.Заполнить таблицу (не с наречиями) + слитно, - раздельно 1)На свете чудеса рассеяны повсюду, да(не)везде их всякий примечал. 2)А по почте полевой (не)быстрей идут, (не)тише письма старые домой. 3)Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело. 4)Бесшумно, торжественно, (не)торопливо текут морские воды. 5)(Не)заметно зажглась и стала разгораться полоска зари. 6)Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеёк. 7)День выдался (не)по-летнему холодный. 8)Идти в темноте по незнакомой дороге было ничуть (не)страшно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие"

Урок русского языка по теме "Наречие"...

Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие".  УМК "Школа России". учебник  и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Урок русского языка "Не с наречиями на о и е"

Тема.  Не с наречиями на о и е.Цель:  показать условия написания не с наречиями на о и е;Сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.Знать: правило напис...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО РАЗДЕЛУ "НАРЕЧИЕ" ДЛЯ 7 КЛАССА ПО УЧЕБНИКУ РАЗУМОВСКОЙ

ЦИКЛ РАЗРАБОТАННЫХ УРОКОВ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ "НАРЕЧИЕ". ПРЕДМЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК, УЧЕБНИК РАЗУМОВСКОЙ. РАЗРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ....

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....