Игры на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Ефимова Елена Викторовна

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.odt16.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад по самообразованию

учителя Волоколамской средней школы №2

Ефимовой Елены Викторовны

на тему:

«Игровая деятельность на уроках русского языка»

Игра и игровая деятельность

Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовится к роли жены и матери, мальчики - в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. А вот школьные учителя предпочитают чаще с учениками серьезную дидактику. Почему так?

Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается  отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика - целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовать.

Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие

«дидактическая », «педагогическая» игровая деятельность , ибо в таком случае цель задается учителем.

 Классификация дидактических игр по русскому языку

Как же классифицируются игры? Наверняка все помнят такие игры своего детства , как «в маму и папу», «в больницу». Это ролевые игры; игры с любимыми игрушками, т.е. предметные , а еще есть сюжетные, имитационные, деловые игры, а так же игры-драматизации.

Существуют другие классификации игр.

Определение характера игры на уроке русского языка необходима для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а так же проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

На уроках русского языка выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде — с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой.

Вообще все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1 способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайноворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.

2 способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» - «жюри» - «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный  аспект.

1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», «превратим волка в козу», метаграммы, анаграммы, логогрифы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение («зайди в совй порт», «старуха Шапокляк»); различение твердых и мягких согласных(«два короля»); слоговой состав слов («вкусные слова», «слог за слогом»); омофония, омография, определение ударного слога («русский,польский и французский») ; особенности руского ударения.

Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапозона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса;на отработку правильной мелодики,умения ставить логическое ударение выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры:  на значение слов (крссворды,сканворды,чайнворды); системное отношение в лексике («пропорции», «третий(четвертый) лишний», ассоциации», «гибриды», лото, домино, карты, игры с мячом, с юлой)

Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и мн.др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию: Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявить способы словообразования (« от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы», «глокий язык», «слова по схеме».)

Подобным образом подбираются игры,помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

На уроке русского языка могут быть проведены:

                                    1.сюжетные(ролевые) игры;

                                    2.игры-соревнования;

                                    3.интеллектуальные игры.

   Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

Прежде всего надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых,надо,чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только тогда когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командной оценки,можно приступать к подготовке игры.

В  структуре учебного процесса выделяются 4 элемента-этапа урока.

1.Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему,напоминает основные понятия. Далее дается обзор  общего хода игры.

2.Подготовка к поведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

 3.Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия,следит за подсчетом очков.

4.Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры,пожелания — либо повторить игру на другом материале,либо отказаться от проведения игры в будущем.

Сколько больших игр может быть в учебном году? Если вы совмещаете учебную и внеклассную деятельность (то есть для проведения игры у вас есть время большее, чем 45 минут). Можно проводить 3-4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры  подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

                              Литература .

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского язык. Ч.1.М.1993.

Баев П.М. Играем на уроках русского зыка. М., 1999.

Ваганова Д.Х.,Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001.

Вартаньян Э. Из жизни слов. М., 2003.

Ветвицкий В. Занимательное языкознание. М.-Л., 2006.

Журавлев А.Л. Языковые игры на компьютере. М., 1998.

Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998.

Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. М. 1985. № 6.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...

Дидактические игры на уроках русского языка

Данный методический материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах...


 

Комментарии

Гавриленко ЛюбовьЗигардовна

спасибо за интересный материал.