Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Куляндина Елена Владимировна

Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах  целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.  

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно  приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Особо  остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Работа с частью С (написание сочинения)

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах  посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.

 Особое внимание уделяю части С.Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно.

Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,

затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.

Для учеников  готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

  Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.

     

        Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; если повезет,единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.

Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.

Я остановилась на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна. Не первый год мои выпускники сдают ЕГЭ: в 2004-2005 уч.году 12 уч-ся сдавали ЕГЭ по выбору, качество составило 63%. Медалисты подтвердили свои результаты. В 2006-2007 уч.году все уч-ся сдавали русский язык в форме ЕГЭ. «2» не было, в 11-а классе качество 81%, в 11-б-52%, что тоже подтверждает результаты года. В 2011 году все учащиеся(46 человек) успешно сдали ЕГЭ по русскому языку (минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором-36): максимальное количество-87 баллов набрали 2 учащихся. Средний балл по школе -59,5, средний результат по региону- 57 .

В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Программа позволит качественно подготовить  учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.  Рассчитанана 2 года (68часов) с учетом одного часа в неделю, на 34 ча...

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...

Приемы организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Некоторые приемы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Методики, подтвержденные личным педагогическим опытом. Развернутые советы по подготовке ко всем частям ЕГЭ по русск...

Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....