Средства художественной выразительности.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sredstva_hud.vyrazitelnosti.ppt575.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова

Слайд 2

Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ /.

Слайд 3

Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться

Слайд 4

Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/

Слайд 6

Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова : Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе .

Слайд 7

Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней . А как же Пушкин ? Как ая непоправим ая и бессмысленн ая гибель!.. Да, непоправим ая ,но не бессмысленн ая . Да , «невольник чести », но ведь чести …Все остальное им не нужн о ,все остальное не важн о .

Слайд 8

Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах : Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев

Слайд 9

Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не кончен счет ; Камням и порогам Не найден счет … Э.Багрицкий

Слайд 10

Тренинг Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….

Слайд 11

Параллелизм - развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях : День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов

Слайд 12

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него , суровая, ничего не прощающая , подавала она ему воду молча. Прямой порядок . Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.

Слайд 13

Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств ,все грани правды Стерты в мирах, в годах , в часах … А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа , нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий

Слайд 14

Период - это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм . Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.

Слайд 15

Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем . О времена ! О нравы! Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?

Слайд 16

Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни . /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.

Слайд 17

Тренинг Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте . Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.

Слайд 18

Домашнее задание 1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры». Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности...

Средства художественные выразительности

Средства  художественной выразительности. Для подготовки к ЕГЭ....

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...