Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ондар Яна Маадыр-ооловна

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_v_korne__slova.docx14.06 КБ

Предварительный просмотр:

                    Правописание чередующихся гласных в корне  слова.

Корень

Правило

Примеры, исключения.

Лож/лаг

Пишется –а- при  наличии суффикса –а- в основе, иначе – о-

Прилагать, изложение

Искл.: полог

Кос/кас

Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе - -о-

Касаться, коснуться

Рос/раст/ращ

Пишется –а-  перед ст, щ;

 -о- перед –с-

Расти,  росли,  выращен

Искл.: отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик

Скак/скоч

Пишется –а- перед –к—

о- перед ч-

Скакать,  выскочить

Искл.: скачок, скачу.

Гор/гар

Пишется –а- под ударением. Иначе –о-

Загар, загорелый

Зор/зар

Пишется –а-без ударения, под ударением – то, что слышится.

Озарить, зори. Зарево

Искл.: зоревать, птица зорянка

Клан/клон

Пишется – о – без ударением, под ударением – то что слышится.

Поклон, кланяться, поклониться

Твор/твар

Пишется - о – без ударением, под ударением – то,  что слышится.

Тварь, творчество, творить.

Искл.:  утварь.

Плов/плав

Пишется всегда –а-, кроме слов пловец, пловчиха. плывун.

Плавать, поплавок

Мок/мак

Пишется –а-, если слово имеет значение «погружать в жидкость», -о-, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость».

Макать в сметану,

Промокнуть под дождем

Ровн/равн

Пишется –а-, если слово имеет значение «равный, одинаковый», -о-, если слово имеет значение  «прямой, гладкий, ровный».

Сравнить с образцом,

уровень воды.

Искл.: равнина, равнение

Бир/бер

Блист/блест

Дир/дер

Жиг/жечь

Мир/мер

Стил/стел

Тир/тер

Чит/чет

Пишется –и- при наличии суффикса –а-. иначе - -е-

Собирать, соберу;

Блистать, блестеть;

Раздирать, раздеру;

Сжигать, сжечь;

Умирать, умереть;

Расстилать, расстелить;

Стирать, стереть;

Вычитать, четность

Им/а(я)

Ин/а)я)

Пишется –им-, -ин- при наличии суффикса –а-

Обнимать, обнять;

Начинать, начать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка "Чередующиеся гласные в корне слова"

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме "Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-"...

Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»

Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс);  фронтальная/индивидуальная форма работы....

Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"

Проверочная  работа по русскому языку для обучающихся 5 класса...

Чередующиеся гласные в корне слова

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов...

Модульный урок "Чередующиеся гласные в корне слова". 6 класс.

В материале представлен конспект модульного урока....

Презентация к уроку "Чередующиеся гласные в корне слова"

Интерактивная презентация к уроку с тренажером....

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...