Задания А для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.22 презентации
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Макеева Светлана Васильевна

Систематизированный материал заданий А к ЕГЭ по русскому языку. Удобно использовать учителю и учащимся при подготовке к экзамену.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А2 Паронимы Классификация паронимов: Приставочные: выплата-оплата Суффиксальные: цветной-цветовой Финальные: метод-метода Контактные ( не имеют похожих значений): становление-установление; табло-таблица Синонимические: травяной-травянистый Паронимы являются причиной многочисленных речевых ошибок. Например, прочно укрепились в повседневной жизни паронимы ОДЕТЬ и НАДЕТЬ: мы принимаем их за синонимы и используем часто неправильно. Презентация. Лексика. Паронимы.

Слайд 2

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). У девушки были пухлые, (чувственные, чувствительные) губы. В этот день я услышал много (обидных, обидчивых) слов. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А3 Образование форм слова Морфологические нормы 1.Нарушения в употреблении форм существительных а) неверное образование форм множественного числа сущ-х: вкусные торт А , норма: торт Ы б) неверный вариант формы слова: пирожки с повидло Й , норма: с повидло М ; новый туф ЕЛЬ , норма : туфл Я . в) неверное образование падежных форм: в аэропорт Е , норма в аэропорт У ; у новых туф ЛЕЙ, норма: у туф ЕЛЬ ; пара сапог ОВ , норма: сап ОГ ; г) при образовании степеней сравнения : звонч ЕЕ , норма звонч Е. д) неверное образование местоименных форм : вокруг ИХ , норма: НИХ, Выше НЕГО , норма старше ЕГО е) ошибки в склонении числительных: в ДВУХ тысяч первом году, норма: в ДВЕ тысяч И первом году; менее семьдесят пяти рублей, норма: менее сем И десят И пяти…

Слайд 2

А3 Неверное образование глагольных форм а) ошибки в образовании личных форм глаголов б) неверное образование видовых форм глаголов г) Неверное образование возвратных форм глаголов д) ошибки в образовании деепричастий ошибка норма а)пробе ж и 5км пробе Г и б) ЖГЁТ костер разжигает в)попроб ОВА ем попроб У ем г)оденьтес Я теплее оденьтес Ь д) прочитаЯ рассказ прочита В

Слайд 3

названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом ( но: граммов, килограммов, ярдов, акров); ▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин ( но : помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов). А3 Морфологические нормы

Слайд 4

А3 Морфологические нормы Запомните! ▪ форма несов.вида к положить – класть , а не ложить; ▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить . Есть лишь возвратный глагол несов.вида ложиться , которому соответствует форма сов.вида – лечь : ложиться спать – лечь спать ; ▪ повелительное наклонение от глагола лечь : ляг - лягте ЕГЭ. Нормы рус.яз.

Слайд 5

А3 Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А4 Папка. Морфология.Деепричастие. Итак, если производитель действия, выраженного глаголом-сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно, например: «Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза» ( переходя относится к стрелочнику, а оглушил – к свистку).

Слайд 2

А4 Грамматические ошибки при ДО Заканчивая сочинение, у меня не хватило времени. Просмотрев иллюстрации, они показались мне неудачными. Подъезжая к конечной станции, в вагоне осталось мало пассажиров. Возвращаясь из школы, ярко светило солнышко. Прочитав газете, она вызвала у меня большой интерес своей сатирической направленностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А5 Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры; с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь ; с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов ;

Слайд 2

А5 Нарушение синтаксической нормы(грамматические ошибки) Благодаря Согласно ЧЕМУ? употребл. с Д.п. Вопреки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подлежащее (КТО? ЧТО?) Может быть выражено: сущ. в им. падеже : Сонный туман на лугах серебрится. местоимением в им. п .: Все утомились. Ничто так не передает чистоты помыслов, как улыбка. « Что это ? Что это такое?» - спросил он у ямщика. инфинитивом: Врага уничтожить – большая заслуга , но друга спасти – это высшая честь. цельным словосочетанием: Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. А6 Грамматическая основа

Слайд 2

Подлежащее (КТО? ЧТО?) Может быть выражено: сущ. в им. падеже : Сонный туман на лугах серебрится. местоимением в им. п .: Все утомились. Ничто так не передает чистоты помыслов, как улыбка. « Что это ? Что это такое?» - спросил он у ямщика. инфинитивом: Врага уничтожить – большая заслуга , но друга спасти – это высшая честь. цельным словосочетанием: Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

Слайд 3

Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи Вопросы: Что делает предмет? Какой он? Кто он такой ? Что такое предмет? Каков он? Сказуемое может быть простым и составным

Слайд 4

Составное глагольное сказуемое Состоит из основной и вспомогательной части. Основная часть – И Н Ф И Н И Т И В Вспомогательная часть: начало, продолжение или конец действия: стал читать, продолжал говорить, кончил петь, перестал разговаривать Желательность, возможность, необходимость действия: хотел помочь, мог успеть. Всем хотелось принять участие в вечере. Эмоциональная оценка действия: Я люблю читать

Слайд 5

Вспомогательная часть может включать : КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: должен, готов, рад и др.: Мы должны были пересечь луговой остров. СЛОВА СОСТОЯНИЯ: а) слова со значением желательности, необходимости, возможности - надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др. Надо учиться языку б) слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом, - грустно, весело, приятно, горько, противно и др. В летние знойные дни приятно бродить в березовой роще

Слайд 6

Составное именное сказуемое ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ часть выражается: 1) Глаголом –связкой БЫТЬ и в настоящем времени отсутствует; 2) глаголами-связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и др. Вода казалось теплой. 3) Глаголами движения, состояния прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др. Зима стояла затяжная

Слайд 7

Именная часть составного сказуемого может быть выражена также: Цельными словосочетаниями: Гуров считался одним из самых опытных водолазов аварийно- спасательной службы флота. Фразеологизмами: Он был мастером на все руки Существительное в именной части сказуемого при глаголе связке БЫТЬ может иметь форму им.п. и тв.п.: Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун. Он был матросом , грузчиком , нищим , банщиком , но прежде всего неудачником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А9 Синтаксический разбор 1. Простое осложненное (ПО,ДО,Однородными чл., уточняющими, сравнит.оборотами. 2. ССП (две и более грамматических основ, соединены сочинительными союзами: а,но, да, или, однако, не то…не то, и др.

Слайд 2

Соединительные И, ДА (И), НЕ ТОЛЬКО…, НО И, НИ…НИ, КАК…, ТАК И Разделительные ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО Сочинительные союзы Противительные А, НО, ЗАТО, ДА(НО), ОДНАКО Приведите примеры соединения однородных членов сочинительными союзами. Учебник стр. 135

Слайд 3

А 9 Характеристика предложений 3.СПП. Союзы определительные(какой? Который? Чей?) Изъяснительные .Отвечают на вопросы косвенных падежей Обстоятельственные. Места, времени, цели, причины, условия ( если, ибо, когда, потому что, чтобы, для того чтобы, хотя ) одна часть главная, другая подчинительная.

Слайд 4

А 9 Характеристика предложений БСП. Есть две или более грамматических основ, предикативные части разделены знаками препинания: двоеточием, запятой. Отличать от простого предложения с однородными членами. Он пошел в лес и увидел там медведя.(простое, осложненное) Иван пошел в лес, там он увидел медведя.(БСП)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А10 Морфологический разбор и признаки частей речи Отличать!!! Краткие причастия (что сделано?) Продумано решение (всегда одна Н) Наречия (как?) Продуманно поступать. Прилагательные краткие. Девочка (какова?) рассеянна. В наречиях и кр. прилагательных столько Н, сколько было в полной форме.

Слайд 2

А10 Морфологический разбор и признаки частей речи Однако –в начале предложения-союз, равный НО . В середине пр-ия –вводное слово.

Слайд 3

Ошибки при определении частей речи Сирень цветет весной (когда?)- наречие Птицы прилетают с весной – сущ.(когда? с чем?) Чтобы отличить наречие от прилагательного( в сравнительной и превосходной степени), нужно установить, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от сущ., то это прилагательное: лицо тоньше, класс дружнее. Если форма сравнительной степени зависит от глагола, то это наречие: Нарезать тоньше, запеть дружнее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А13 Проверяемая безударная гласная 1.Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира Жег//жига Стел//стила Блест//блиста Искл. сочетать Гор//гар Зор//зар Лож//лаг Кос/кас Рос//раст//ращ Мок//мак Ровн//равн Плов//плав Твор//твар я//им//ин понять-понимать

Слайд 2

Чередующиеся гласные Корни, зависящие от суффикса А Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от смысла -бер//Бир Пер//Пир- Дер//Дир- Тер//Тир- Мер//Мир- Блест//Блист- Стел//стил Чет//Чит- я//Им я//Ин Кас-кос Лаг-лож ИСКЛ! Сочетание, сочетать рос//раст//ращ- скоч // скак ИСКЛ! Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; скачок, скачу Гор, клон, твор НО Зар, плав ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь Мак – макать, опускать в жидкость, МОК – мокрый, пропитанный жидкостью, РАВН – равный одинаковый РОВН – ровный, гладкий ИСКЛ! равнина

Слайд 3

А13. Проверяемые безударные гласные Как проверить проверяемые безударные гласные? Надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была под ударением При подборе проверочного слова необходимо учитывать значение слова Подберите проверочные слова Разв…ваются волосы Ребёнок разв…вается Пол…скать ребёнка Пол…скать бельё Разр…дить морковь нагрядке Разр…дить ружьё Посв…тить стихотворение Посв…тить фонариком Оп…лить гуся Проп…лоть гряды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А14 Приставки Приставка на -з Вз д рогнул Без з вучный Раз в лечение Чрез м ерный Раз д умал низ вергнуть Приставка на - с Рас к инуть Ис т олковать Вс к ипел Ис т опник Вос к ликнуть нис падать Приставка с С клевал С делать С дуть Не С гибаемый, не с держанный отличать: здесь, здоровье, здание

Слайд 2

Приставки пре- и при- отличаются по значению. Пре- 1. Высокая степень качества или действия (возможна замена словами «очень», «весьма» ), например: премудрый, преотличный, превосходный, преуспевать, преувеличить. 2. «Через», «по-иному» (близкое по значению к приставке пере- ), например: прервать, пресечь, преграда, преломить, преображенный . При- 1. Пространственная близость, смежность, например: пригород, приморский, придорожный. 2. Прибавление, присоединение, приближение, например: примешать, присыпать, приклеить, привязать, приехать, придвигать, примыкать . 3. Действие, доведенное до конца, например: приговорить, приготовить, придавить, приручить . 4. Неполное действие или действие, совершенное на короткий срок, например: притихнуть, припоздниться, присолить, приоткрыть, пригубить, притормозить. 5. Действие, совершенное в чьих-либо интересах, например: приберечь, приворожить, прикарманить, присвоить, принуждать А14

Слайд 3

Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов (омофонов) с приставками пре- и при- Пре- При- Пребывать – находиться где либо; Прибывать – приезжать, приходить куда-либо; Презирать – считать недостойным уважения; Призреть – позаботиться о ком-нибудь; Претворить – воплотить, осуществить; Притворить – закрыть; Преклонный – возраст, близкий к старости; Приклонить – наклонить, нагнуть; А14

Слайд 4

Преставиться - умереть Приставить – поставить близко, приложить, прибавить Преемник – продолжатель чьей-нибудь деятельности, традиций Приемник – то же, что радиоприемник Превратный – искаженный, ложный Привратник - сторож Непреложный – неоспоримый, нерушимый Приложить – положить вплотную Беспрестанный - непрерывный Пристанище – приют, убежище Предать – изменнически выдать кого-либо Придать – прибавить, усилить Преступить – нарушить что-либо Приступить – начать делать что-либо Преуменьшить – представить в меньших размерах, чем в действительности Приуменьшать – несколько уменьшить Преходящий – временный Приходящий – не находящийся постоянно в этом месте

Слайд 5

В некоторых словах значение приставок пре- и при- затемнено. Такие слова нужно запоминать, например: привить, приревновать, прирожденный, прицел, прегрешение, предание, предержащий, преимущественно, препираться, препятствие, престол и др. Президиум, президент, препарат, прерогатива, претензия, претендент, прецедент – по происхождению все эти слова латинские; они содержат приставку пре ( prae – «пред»).

Слайд 6

Неизменяемые приставки. Гласные в приставках без- (бес-), во-, взо-, воз-, до-, за-, на-, над- (надо-), о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пред- (предо-), про-, разо- , со-, в безударном положении пишутся так же, как под ударением, например: записка - запись, поездка – поезд.

Слайд 7

Примечания. Приставка па- бывает только под ударением в очень небольшом количестве слов, например: патрубок, палуба, пасмурный, пагубный, паводок, падчерица, пасынок . Приставка пра- употребляется в словах правнук, прадед, праотец, пращур, праматерь, прародитель, прародина, прабабушка , праязык и некоторых других


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А15 Гласные в суффиксах и окончаниях Е или И 2спр Все глаголы на – ить ,кроме брить, стелить, 4 -на – ать ( гнать,держать , слышать, дышать ) + 7 на – еть (видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, вертеть , зависеть,обидеть )-, имеют окончания И в глаголах и в причастиях действительных. В страдательных причастиях прош.времени от глаголов на ить и – еть - суффикс –ЕНН. замаслИТЬ-замаслЕННый В остальных перед Вш, НН пишем тот суффикс, который был перед –ТЬ запис а ть-запис а ННый , увидЕть-увидЕвший

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А16 Суффиксы глаголов и прилагательных,существительных Папка: Орфография. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных.

Слайд 2

А16 Неизменяемые суффиксы - ОТН -беготня- у сущ., образованных от основ глагола - ОВН -болтовня -ОТ- широта - ОСТЬ - поверхность -ЕТ- нищета - ЕСТЬ -плакучесть - ЕСТВ (о)-юношество - ИН - вышина у сущ.,образованных от основ прилагательн - ИЗН -кривизна - ИН (ств) – большинство 2.Суффиксы, при помощи которых образуются слова с новыми лексическими значениями - ЧИК пишется после согласных Д,Т,З,С,Ж - докладЧик, переписчик - Щик -после остальных согласных –барабанщик, В иноязычных словах п осле Т пишется – ЩИК -процентщик, флейтовщик

Слайд 3

Запомни! Нет-чев-, -лев- Диагоналевый- суф. ЕВ, не ЛЕВ горестный, доблестный, в остальных словах: жилистый, кожистый Суффиксы прилагательных ЧИВ, ЛИВ -ЕСТ- -И С Т- А16

Слайд 4

А16 без ударения (фланелевый, соевый, сиреневый) под ударением (учтивый, красивый) Исключение: милостивый, юродивый -ЕВ- -ИВ-

Слайд 5

После мягкой согласной пишу ЕВ, ЕВАТ, ЕВИТ После твердой согласной( кроме шипящих и Ц) пишу ОВ, ОВАТ, ОВИТ грунТовой. голуБоватый, домоВитый, но кварцЕвый А16

Слайд 6

- ИНСК- : в прилагательных, образованных от сущ. на А(Я), И (Ы) ПехотИНСКий- пехотА СочИНСКие- сочи ВоИНСКий – воин -ЕНСК- в остальных случаях: нищЕНСКий, рождествЕНСКий -ИНСК-, -ЕНСК- А16

Слайд 7

Запомнить! Пишу Е в суффиксах: человечЕСКий, трогаТЕЛЬНый, садоводЧЕСКий, божЕСКий. Пишу О в суффиксах: Мартовский, августовский -ЕСК-, -ЧЕСК-, - ТЕЛЬН- -ОВСК- А16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А1 7 Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕ НИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И Он не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях . Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.

Слайд 2

В отрицательных наречиях От вопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия. Где? не где и где? ни где В этих наречиях под ударением пишется приставка не- , а без ударения – ни- . Например: Не откуда – ни откуда, ни куда – не куда. Пишутся только в одно слово или в три, если есть предлог: Не с кем. А1 7

Слайд 3

Употребляется ли слово без НЕ? нет да пишу слитно Краткая форма? да нет пишу раздельно Есть ли противопоставление с союзом «а»? да нет пишу раздельно пишу слитно В причастиях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А18 Слитные, дефисные, раздельные написания Предлоги : В течени Е В продолжени Е Вследстви Е Наречие Впоследств ии - Вслед ему неслись грубые слова. Существительные В течен ии реки В следств ии ошибка шли след в след

Слайд 2

А18 Слитные, дефисные, раздельные написания Смотрел в даль моря (если есть пояснительные слова, то пишем раздельно). Смотрел вдаль.

Слайд 3

А18 Слитные, дефисные, раздельные написания Что бы Если частицу можно Так же опустить, то пишем раздельно За то дерево. По тому берегу. Предлоги с местоимениями отличать от союзов: чтобы, затем, потому, зато. Союз можно заменить другим союзом.

Слайд 4

1) Все народы мира хотят, чтобы не было войны. 2) Наш класс тоже пойдёт в поход. 3) Я также буду заниматься спортом 4) Ты долго трудился, зато получил хорошие результаты. 1) Что бы мне почитать о космосе? 2) Ты выполнил то же задание, что и я. 3) Я сделал это задание так же , как и ты. 4) Спрячься за то дерево.

Слайд 5

Союз. 1) Нельзя поставить вопрос к союзу. 2) Союз не является членом предложения. 3)тоже = также = и чтобы = для того чтобы зато = но 4) Союз пишется слитно Местоимение или наречие. Можно поставить вопрос к местоимению или наречию Местоимение и наречие являются членами предложения Частицы же, бы можно опустить. Местоимение, наречие с частицей пишутся раздельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А19 Запятые в простом и сложном предложении 1.Запятая ставится в ССП перед союзом И . Смотреть, есть ли за союзом вторая грамматическая основа. 2.Не ставится запятая в ССП, если есть общий второстепенный член предложения. 3.Не ставится запятая в простом предложении с однородными членами, если они соединены одиночным союзом И .

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А20 Обособленные члены ПО . Если главное слово стоит впереди причастия, то запятая ставится всегда. Видеть причастия Суффиксы: Действительные Страдательные -ащ,-ящ,-ущ,-ющ - ом, –ем, -им -вш,-ш -енн,-нн,-т

Слайд 2

А20 Обособленные члены ПО. Ставится запятая , если главное слово стоит после причастия в следующих случаях: 1 ДО. Обособляется всегда: одиночные и с зависимыми словами.

Слайд 3

Стоя перед Петей, прачка Варвара торопливо утирала ему слезы, уговаривая не бояться. Что делая? Как? Что делая? Как? Несмотря на что? Как? Когда? Почему ? При каком условии?

Слайд 4

Собираем» (формулируем) тезис: Деепричастие может перейти в наречие, если у него утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния. При этом они отвечают только на вопрос КАК? Отличить деепричастие от наречия помогает интонация.Перед наречием и после него паузы НЕТ

Слайд 5

Сравните два предложения: 1. Лежа на диване, Вася читал книгу. (Лежал и читал – значение действия) . 2. Лежа хлеба не добудешь. (Лежа обозначает «без труда», то есть признак действия. Значит, здесь деепричастие перешло в наречие) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А21 Вводные слова Отличайте вводные слова от членов предложения. Море казалось черным. Сегодня, кажется , будет дождь.

Слайд 2

СЛОВА, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально. _______________________________________

Слайд 3

ВВОДНЫЕ СЛОВА не являются членами предложения на письме выделяются запятыми ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ БОЛЬШАЯ – разумеется, действитель- но, конечно, безусловно, бесспорно … МЕНЬШАЯ – возможно, вероятно, кажет- ся, пожалуй, очевидно, может быть… РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению … ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ И ИХ СВЯЗЬ во-первых, вместе с тем, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот… ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ (КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СООБЩЕНИЕ) как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам … ЗАМЕЧАНИЕ О СПОСОБАХ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать… Конечно, поездка понравилась всем. Кажется, вы приходили только вчера? Как нарочно, дождь шел вторые сутки. Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Достоевский) По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться. Как говорится, дело мастера боится.

Слайд 4

Вводные слова и их значения Группа по значению Примеры 1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно 2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй 3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению 4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему 5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так 6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Слайд 5

Отличия вводных слов от членов предложения Вводные слова Члены предложения 1. Кажется, шепчут колосья друг другу 1. Мир кажется мне книгой бесконечной 2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 2. Задача решена верно 3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка 3. Ваше право на отпуск бесспорно 4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет 5. Он, точно, немного странен 5. Все три раза он проводил поезда точно по расписанию 6. Дождь, казалось, зарядил надолго 6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А22 Однородные члены предложения Однородные и неоднородные определения На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз. На витрине лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. Белая шерстяная кофта висела на стуле.

Слайд 2

Однородные Неоднородные Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме, вкусу, размеру и т. д. 1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественных и относительных прилагательных). 2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах). 2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным. 3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом. 4. Второе определение поясняет первое.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А23 Двоеточие Существует 3 случая , когда между частями БСП необходимо поставить двоеточие.

Слайд 2

(второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом): [Я несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины. Причинные

Слайд 3

(второе предложение поясняет первое): 1) [ Предметы теряли свою форму]: [ всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) 2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [ желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) Такие бессоюзные предложения синонимичны предло­жениям с пояснительным союзом а именно . Пояснительные

Слайд 4

(второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.): 1) [ Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — [ ]: [ ]. 2) [ Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) — [ ]: [ ]. Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...). Пояснительно-изъяснительные

Слайд 5

А23 Тире: Двоеточие: А или НО, КОГДА или ЕСЛИ, ТАК ЧТО ПОТОМУ ЧТО(причины) А ИМЕННО(пояснение) ЧТО

Слайд 6

А23 Тире ставится, если в предложение можно вставить союзы: А, НО, КОГДА, ЕСЛИ или ТАК ЧТО. Двоеточие ставится, если можно вставить союзы: ПОТОМУ ЧТО, А ИМЕННО, ЧТО. 6

Слайд 7

Знаки Значение Как проверить? , одновременность и последовательность по смыслу - а) при противопоставлении б) в первом предложении время или условие в) во втором предложении следствие союзами а, но и др союзами когда и если союзом так что : а) во втором предложении причина б) второе предложение поясняет первое в) второе предложение дополняет первое союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А24 Запятая в СПП с придаточным определительным Запятая перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять за несколько слов перед ним. Такое положение наз.дистантным.

Слайд 2

Типы придаточ- ных предложе-ний К чему в главном относит- ся, что поясня- ет Какими союзами или союзными словами присоеди- няется На какие вопросы отвечает Место придаточ- ного Определи тельные К существительным Союзные слова: который, какой, где, куда, откуда, чей, что, когда; союзы: чтобы, как, словно, будто, точно… Какой? Только после главного предложе- ния


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А25 Запятая в СПП при сочетании союзов Сравните: Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Слайд 2

А25 Запятая в СПП при сочетании союзов Знаки при сложном союзе: Что, если Что если , то Что, когда Что когда , то Так что, хотя Так что , то

Слайд 3

А25 Запятая в СПП при сочетании союзов Знаки в сложных предложениях. Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза ( то, так) или союза но. По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно

Слайд 4

Сравни! По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно. По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А26 Замена придаточного обособленным определением Гравёр Пожалостин – один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции. Нельзя заменить придаточную часть ПО!!!

Слайд 2

Ошибки синонимическая замена придаточной части причастным оборотом НЕВОЗМОЖНА Если в главной части СПП есть указательное слово, голос отца…не имел ТОГО выражения доброты, которое… Если в придаточном предложении сказуемое представлено формой глагола в сослагательном наклонении: Телефон, факс, которые всегда НАХОДИЛИСЬ БЫ под рукой… Если субъект грамматической основы главного предложения не равен субъекту грамматической основы придаточной части Этюды Шишкина, над которыми он увлеченно трудился… Есть человек , которого она полюбит


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А29 Типы текста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание 26 по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Данные упражнения помогут отработать задание 26 ЕГЭ по русскому языку...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Презентации "ЗАДАНИЕ 16" и "ЗАДАНИЕ 25".

Презентации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 16 и 25 ...

Задания №2 по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Задания для занятия № 2 от 24.03.2020 г. для самостоятельной подготовки к ОГЭ по русскому языку в рамках дополнительного образования....

Задания №3 по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классах

Предлагается третий комплект заданий по подготовке к ОГЭ в 9 классах в рамках дополнительного образования...

Задания №4 по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Предлагается 4 вариант заданий по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе, включающий в себя теоретический материал,  упражнения для закрепления по определенной теме, тестовое задание....

Задание № 5 по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классах.

Задание № 5 по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классах предлагается в рамках дистанционного обучения во время карантина для учащихся, проходящих курсы дополнительного образования...

Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"

Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения...


 

Комментарии

Федорюк Лидия Владимировна

Спасибо большое. Всегда пригодится в работе. Федорюк Л.В.