Брейн-ринг в 5 классе«О русском языке замолвим слово»
классный час (русский язык, 5 класс) на тему

В игровой форме дети повторяют фонетику, понятие "синонимы", определение рода имён существительных, знакомятся с высказыванием известных людей о русском языке, сопоставляют пословицы русского языка и народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг  в  5  классе «О  русском  языке  замолвим  слово»

Цель:  прививать  любовь  к  родному  языку,  в  неформальной  обстановке  вспомнить  изучаемое  в  предыдущих  классах,  развивать  мышление.

Оформление  класса:  плакат  на  доске  «О  русском  языке  замолвим  слово»;  портреты             А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого,  И.С. Тургенева.

Подготовка: класс  разделен  на 2 команды, у  каждой  команды  свой  номер.  Выбраны  капитаны,  расставлены  столы  и  стулья, задания  командам  написаны  на  карточках,  на  игровых  столах- листочки  бумаги, ручки, сигнальная  карточка.

                   Ход  игры:

Учитель: Ребята,  сегодня  у  нас  в  классе  очень  важный  гость-его  величество Русский  язык. Могуч  и  прекрасен  наш  русский  язык.  Послушайте,  что  говорили  о  нем  выдающиеся  русские  писатели.

Ученик 1: А.С. Пушкин  говорил: «… русский  язык – это  выразительный  и  звучный  язык,  гибкий  мощный  в  своих  оборотах  и  средствах, переимчивый  и  общежительный  в  своих  отношениях  к  чужим  языкам.

Ученик 2: « Русский  язык -  настоящий, сильный,  где  нужно -  строгий, серьезный,  где  нужно  страстный,  где  нужно -  бойкий  и  живой».  Так  считал Л.Н.  Толстой.

Ученик 3: И.С. Тургенев  просил: « Берегите  наш  прекрасный  русский  язык,  этот  клад,  это  достижение  передано  нам  нашими  предшественниками».

 ( Учитель  проводит  жеребьевку  команд).

Правила  игры: ( читает  учитель).

1.На  обсуждение  вопроса- 45 секунд.

2.До  истечения  времени, если  команда  нашла правильный  ответ,  капитан  поднимает  сигнальную  карточку. Если  время  вышло – отвечает  команда  по  жребию.

3.Капитан  решает вопрос о  том,  кто  будет  отвечать.

4. Если  команда  дает  неправильный  ответ, у  другой  команды  есть  30 секунд  для  дополнительного  обсуждения.

               Вопросы  для  Брейн- ринга

1.Назовите  твердые  согласные  в  скороговорке:

   Летели  лебеди  с  лебедятами. ( т ).

2.Расшифруйте  слова,  найдите «лишнее» слово:

  Жыил ( лыжи),  ански (санки), кьнонк ( коньки), нолс (слон).

3.Запишите  слова ( диктует  учитель).

Определите  род  имен  существительных.

Мебель (ж. р.)              Рояль ( м. р.)

                                       Хрусталь (м. р.)

Кофе (м. р.)                 Кенгуру (м. р.)

Тюль (м. р.)                  Какао (ср. р.)

Такси ( ср. р.)        

4.Задания на синонимы. К  слову «ложь»  подберите  синонимы.( обман, небыль, неправда, напраслина, навет,  наговор).

Попробуйте  к  глаголу  говорить  подобрать  синонимы (разговаривать, молвить, шептать, кричать,  доказывать,  произносить,  спрашивать…).

5.Составить  как  можно больше  слов - существительных  из  слова «грамотей».

    (Герой, гора, море, рай, тема, атом, рота, март, гром, грот).

6.Найдите  и выпишите  слова, которые  перемешались:

    Е        сто     ки      за

    Ро      ас      ро       ра

     Жи    т        го        л

     Ра      д      бо       та

 (Ежики, стол, роза, город, астра, работа).

7. На  каком  языке  написаны  эти  слова?  Прочитайте  и  запишите  пословицу.

С                    О               Л

М                  В                Е

Е                    С               П

К                   Я                О

А                   К                М

Л                   О               О

К                   М              Ж

А                   Д               Е

В                   Е                Т      

( Смекалка  во  всяком  деле  поможет).

8.Конкурс  знатоков  пословиц

   1 Дагестанская: « Торопливым  людям  не  хватает  мудрости». ( Поспешишь- людей  насмешишь.)

   2 Украинская: « И  живи  до  старости,  и  учись  до  старости». ( Век  живи- век  учись.)

   3 Киргизская: «Потихоньку  далеко  пойдешь, а  пляской  устанешь». ( Тише  едешь-  дальше  будешь.)

   4 Киргизская:  « Чем  наполнена  посуда, то  и  выльется  оттуда».

Примечание: После ответов  каждый  раз  подводится  итог.

  Заключительное  слово  учителя

Возможно, наша  игра  приведет  вас  к  огромному  океану  слов  русского  языка, и  вы сможете  по  достоинству  оценить  его  красоту  и  многообразие. Мы  пользуемся поговорками  и  пословицами  в  нашей  повседневной речи,  когда  хотим  высказать  нашу  речь  более  красочно,  ярко.