Брейн-ринг в 5 классе«О русском языке замолвим слово»
классный час (русский язык, 5 класс) на тему
В игровой форме дети повторяют фонетику, понятие "синонимы", определение рода имён существительных, знакомятся с высказыванием известных людей о русском языке, сопоставляют пословицы русского языка и народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Брейн-ринг в 5 классе «О русском языке замолвим слово»
Цель: прививать любовь к родному языку, в неформальной обстановке вспомнить изучаемое в предыдущих классах, развивать мышление.
Оформление класса: плакат на доске «О русском языке замолвим слово»; портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.
Подготовка: класс разделен на 2 команды, у каждой команды свой номер. Выбраны капитаны, расставлены столы и стулья, задания командам написаны на карточках, на игровых столах- листочки бумаги, ручки, сигнальная карточка.
Ход игры:
Учитель: Ребята, сегодня у нас в классе очень важный гость-его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
Ученик 1: А.С. Пушкин говорил: «… русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам.
Ученик 2: « Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Л.Н. Толстой.
Ученик 3: И.С. Тургенев просил: « Берегите наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
( Учитель проводит жеребьевку команд).
Правила игры: ( читает учитель).
1.На обсуждение вопроса- 45 секунд.
2.До истечения времени, если команда нашла правильный ответ, капитан поднимает сигнальную карточку. Если время вышло – отвечает команда по жребию.
3.Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть 30 секунд для дополнительного обсуждения.
Вопросы для Брейн- ринга
1.Назовите твердые согласные в скороговорке:
Летели лебеди с лебедятами. ( т ).
2.Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово:
Жыил ( лыжи), ански (санки), кьнонк ( коньки), нолс (слон).
3.Запишите слова ( диктует учитель).
Определите род имен существительных.
Мебель (ж. р.) Рояль ( м. р.)
Хрусталь (м. р.)
Кофе (м. р.) Кенгуру (м. р.)
Тюль (м. р.) Какао (ср. р.)
Такси ( ср. р.)
4.Задания на синонимы. К слову «ложь» подберите синонимы.( обман, небыль, неправда, напраслина, навет, наговор).
Попробуйте к глаголу говорить подобрать синонимы (разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, произносить, спрашивать…).
5.Составить как можно больше слов - существительных из слова «грамотей».
(Герой, гора, море, рай, тема, атом, рота, март, гром, грот).
6.Найдите и выпишите слова, которые перемешались:
Е сто ки за
Ро ас ро ра
Жи т го л
Ра д бо та
(Ежики, стол, роза, город, астра, работа).
7. На каком языке написаны эти слова? Прочитайте и запишите пословицу.
С О Л
М В Е
Е С П
К Я О
А К М
Л О О
К М Ж
А Д Е
В Е Т
( Смекалка во всяком деле поможет).
8.Конкурс знатоков пословиц
1 Дагестанская: « Торопливым людям не хватает мудрости». ( Поспешишь- людей насмешишь.)
2 Украинская: « И живи до старости, и учись до старости». ( Век живи- век учись.)
3 Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь». ( Тише едешь- дальше будешь.)
4 Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».
Примечание: После ответов каждый раз подводится итог.
Заключительное слово учителя
Возможно, наша игра приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, когда хотим высказать нашу речь более красочно, ярко.