Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Павлюкова Ольга Сергеевна

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся пятиклассникам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

плана-конспекта урока

 учителя русского языка и литературы

Павлюковой О.С.

Занимательный урок.

Тема «Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры».

Цель: познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов, учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы. Показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах.

Ход урока.

  1. Разминка для ума.

Мать-Земля

Скажи мне,

Как правильно землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше, наверно,

Сказать ей:

«Родная!

Земля – наша милая,

Добрая мать!»

Так ласковей будет звучать

И вернее.

Ведь все, что мы любим, -

Все создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты…

               (Я.Абидов)

Беседа.

- О чем это стихотворение? (Назовите его тему)

- Какова его главная мысль?

- Прочитайте выразительно.

  1. Повторение сведений о многозначности.
  1. Проверка домашнего задания.

- Что содержит Толковый словарь?

- Каких авторов Толкового словаря вы знаете?

- Какие значения слова «земля» вы выписали из толкового словаря?

(Земля – 1. Планета.

  1. Суша (в отличие от водного или воздушного пространства)
  2. Почва, грунт.
  3. Страна, государство.)

- О какой «земле» говорится в стихотворении? (Родина, все то, что мы любим)

Дополните словарную статью в тетради.

Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»?

2. Запись в тетради.   Число. Классная работа. Тема.

ИГРА «Кто больше?» (2 варианта) Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.

На доске

Кто (что) может быть

I вариант

II варант

дорогим?

добрым?

Материал для справок:

Мех, время, человек, совет, весть, день, память.

           Беседа.

- Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.

Обобщение:

- Какие же слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений; многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой)

- Как строится словарная статья  в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под остальными)

III. Повторение сведений об омонимах.

  1. Отгадай загадки.

На доске

  1. Право, я прически – чудо!

Заплести меня не худо.

  1. На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

  1. В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

Словами «коса» подписываются 3 рисунка на доске (задание создать рисунки учащимся  дается заранее)

- Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?

- Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся)

- Есть ли сходства в значении этих слов?

- Сколько предметов изображено на рисунках?

- Сколько слов их обозначают?

- Почему здесь три разных слова?

Вывод

  1. Три разных, ничем не похожих предмета  названы тремя разными словами.
  2. Это три разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
  3. Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению

-  Омонимы.

КОСА¹ - вид прически

КОСА² - сельскохозяйственное орудие

КОСА³ - мыс, отмель

- Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером)

- Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи? Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов? (Определить значение)

2. Чтение скороговорок

 А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы (8-ми учащимся раздаются тексты для подготовки к чтению по ролям. Остальные работают с учителем)

а)

на доске

Перепела.

С перепелом

Перепел

В паре пел.

Перепела

Перепел

Перепел.

Приносили вести

со´рок   соро´к

со´рок   соро´к

с сорока´  дорог….

- Прочитайте про себя.

- О ком говорится в скороговорке?

- Расставьте знаки ударения.

- Прочитайте скороговорку в быстром темпе три раза.

- Найдите омонимы. Докажите.

- Что у них совпадает написание или произношение?

б)

на доске

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щётки:

Три – сегодня,

Три – вчера.

Три – ещё позавчера.

- Найдите омонимы, что у них совпадает произношение или написание? Прочитайте три раза.

3. Игра «Будь внимателен»

Различай омонимы и многозначные слова.

Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися. (Приложение №1)

а) – О какой овсянке говорится в стихотворении?

В тетрадях:

Омонимы

Многозначные слова

овсянка¹ - птица

овсянка² - каша

б) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?

Омонимы

Многозначные слова

Отнять – 1. Отобрать

  1. Вычесть

в) – Какие барашки утонут в воде, а какие нет? Чем похожи эти барашки? Сколько же здесь слов? А значений?

Омонимы

Многозначные слова

Барашки – 1. Белая пена на гребнях волны.

2.Молодые баранчики (овцы)

г) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?

Омонимы

Многозначные слова

кашка¹ - кушанье (уменьшительно от каша)

кашка² - клевер (цветок)

 Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов?

  1. Каламбуры.
  1. Знакомство с понятием «каламбур»

Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов.

Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером».

  1. Чтение каламбуров. (Приложение №2)

а) – Выделите омонимы. Объясните их значение.

    - Что у них совпадает написание или произношение?

б) (Можно показать отрывок из мультфильма 38 попугаев)

- Игра каких слов помогла создать комический эффект? (Столкновение значений слова «напасть»)

3. Составление каламбура по заданной рифме.

на доске

норка¹ - ?

норка² - ?

лисичка¹ - ?

лисичка² - ?

зверек,

маленькая нора

уменьшительное от «лиса»,

гриб

 Составьте четверостишье по данной рифме.

на доске

. . .  из норки

. . .  у  . . .  норки

. . .   у лисички

. . .    лисички

Чтение получившихся каламбуров.

(Оригинал.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были?

- У лисички.

- Что вы ели там?

- Лисички.

          (Я.Козловский)        

V. Итог урока.

- С чем сегодня познакомились?

- как объясняются значения многозначных слов и омонимов в толковом словаре?

- Где и как используются омонимы и многозначные слова?

VI. Домашнее задание.

Ответьте на шуточные вопросы (Приложение №3)


Приложение №1

  1. – Вот этой овсянки

Не хочется киске.

(Вот этой овсянки,

Которая в миске.)

- Какой же овсянки

 Она захотела?

Не той ли,

Что мимо сейчас

Пролетела?

              (А.Шибаев)



  1. Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

- Вычитанье как понять?

- Надо что-нибудь отнять.

- У Аришки – орешки,

У Маришки – матрешку,

У Андрюшки – новый мяч.

Во дворе и вой и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет.

                (А.Стройло)



  1. – Смотри, по воде барашки бегут.

- Ну и люди…

Ну и лгут!

Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки- то тяжелее воды.




  1. – Смотри, какая кашка на лугу,

И здесь, и там, и всюду…

- Ой, рассмешил, ой, не могу,

Да кто ж её варит без посуды?


Приложение №2

                 Медведь и осы.

Нёс медведь, шагая к рынку.

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть!

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть?

Жалили, куда попало,

Им за это и попало.

                         Я.Козловский

               Испорченная погода.

- Сначала мы с тобой нападём на след, - сказал попугай.

- Не надо! – испугался слонёнок.

- Почему? – удивился попугай.

- Ну… - смутился слонёнок, - мы на него нападём, он даст сдачи, получится драка. Не надо.    

                                                                                          Г.Остер



Приложение №3

Домашнее задание.

Ответьте на шуточные вопросы.

  1. Каким ключом нельзя открывать двери?
  2. Какую ноту кладут в суп?
  3. Из какого крана нельзя брать воду?
  4. Из каких ноготков не соберешь букета?

Образец выполнения задания.

  1. Вопрос: Какой лук не кладут в суп?
  2. Толкование значений омонимов, например:

лук¹ - оружие

лук² - растение

  1. Сделать рисунок.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Данная презентация к занимательному уроку "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры." поможет учителю сделать урок ярким и интересным. Презентация "тяжёлая", поэтому разделена на две части....

Методическая разработка урока по теме "Омонимы"

Методическая разработка урока по теме: «Омонимы». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии  (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка урока "Тайна слова"

Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку....

Методическая разработка урока "Тайна слова"

Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку....

Методическая разработка урока "Тайна слова"

Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока "Многозначные слова. Омонимы"

Развитие навыков мышления на основе приемов ТРКМ...

Методическая разработка урока "От слова к смыслу"

Тема урока: «От слова к смыслу» (в рамках подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку). Цели: -Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся через ра...


 

Комментарии

Тульская Анна Гарибальдиевна

Спасибо! Отличная разработка! Дети в восторге!