Методическая разработка урока "Тайна слова"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Ирина Александровна Забелина

Урок культуры речи знакомит обучающихся с видами метафорического переноса, позволяет отработать умение находить средства выразительности в текстах, является подготовкой к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Виды метафорического переноса.   Развернутая метафора

Как простые слова становятся царственными. Тайна слова.

Цели урока: актуализировать знания о видах метафорического переноса и расширить представление учащихся о метафоре как  лексическом средстве художественной выразительности.

Образовательные:

  • повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
  • совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
  •  анализ лексических средств выразительности при работе с КИМами
  • углубление  знаний учащихся о лексических образных средствах;
  • исследование  роли тропов в текстах.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
  • дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы развитие  интереса  к искусству слова, способствующему  духовному росту учащихся.

Тип урока:  обобщение, углубление, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Эпиграф урока:

  1слайд. Слова особенно сильны, когда имеют два смысла, когда они живые глаза для тайн, и через слюду обыденного смысла просвечивает второй. (В.Хлебников)

Ход урока

Вступительное слово учителя. 

Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение!  Здравствуйте, те, у кого в душе непогода! …, те, кто проводит время в одиночестве! ..., те, кто проводит время с друзьями!

Здравствуйте, те, кто любит открытия!

 

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока, имеющего следующий эпиграф?

- Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы смотрите на этот рисунок?

(Лестница жизни, знаний, и тд.) Ассоциации позволяют диагностировать скрытые возможности, побуждения и поступки утверждают психологи.

Великий Леонардо да Винчи рассматривал пятна сырости на стенах домов. Одни были похожи на животных, другие – на людей, третьи – на разные предметы.

- Подумайте, какое средство выразительности помогало художнику рисовать в воображении образы? ( Сравнения, метафоры)

- А что мы называем метафорой? ( Это скрытое сравнение.  Это слова и выражения в переносном смысле на основе  какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения)

- Как вы думаете, а что еще можно узнать о метафоре? Что же еще скрывает этот троп? (Какие бывают метафоры, какими словами выражены, какова их роль в тексте и речи)

- Да сегодня мы поговорим о видах метафор, видах метафорического переноса, познакомимся с его ролью в речи. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях.

-Посмотрите на этот слайд, Анализ метафоры и ее роли в художественном тексте.

 Демонстрация фото «Горит восток зарею новой…»

-  На что похож восход? Какие ассоциации возникают в вашем воображении?

-Какую пушкинскую строку напоминает вам это фото?

- Назовите метафору ( горит восток зарею новой) -   С чем ассоциируется слово горит, как вы понимаете эту метафору?

 Слово горит выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве огненного цвета восхода с пламенем, и так родилась метафора.

-Необходимо различать сравнение и метафору. Метафора как бы «сливает» предметы в один образ; при сравнении мы видим сходство предметов, но не «сливаем» их в один образ, а сопоставляем.  Как будет выглядеть сравнение : Восток краснеет, как пламя, или словно костер. Еще пример: при виде молодого месяца, можно сказать: Блестящий золотой серп засветился на небе, а можно –  иначе: молодой месяц блестит, точно золотой серп.  Где метафора?

- От одного и того же предмета могут быть образованы различные группы метафор, познакомимся с ними. (Слайд: Метафорический перенос: цвет, форма и т.д.)

- Как вы думаете, какими частями речи могут быть выражены метафоры?

 (Слайды)

- именами существительными:  «Закат в крови»

- именами прилагательными (метафорические эпитеты): Заплаканные окна.

- глаголами (глагольная метафора): «Дома ссутулились»

Потренируемся: - «Деревья в зимнем серебре» П. , Сладкий сон, « Темнеет,слава их знамен», железная воля, «Поднимается туча птиц». «Облака бросают жемчуг на листы» Л.

- Все эти метафоры простые, одиночные.  Дополните текст метафорами (Слайд сравниваем с оригиналом)

- Какие ассоциации вызывает в вашем воображении одиночная  метафора «телега жизни»?....

- О чем, на ваш взгляд, должна идти речь  в стихотворении с таким названием?

- Давайте познакомиться со стихотворением А.Пушкина «Телега жизни» и решим следующие задачи:

К –- изобразите образы, которые возникают в вашем воображении  при ролевом чтении, предайте смысл метафоры Пушкина.

А – расскажите, что вы слышите, когда читайте стихотворение.

В – нарисуйте картину словами,  которую вы видите, читая произведение.

Ролевое чтение (от лица ребенка, взрослого человека и старика) стихотворения Пушкина “Телега жизни”.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!...
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

- В тех случаях, когда метафорический образ охватывает несколько фраз или даже распространяется на всё произведение, метафора называется развернутой.

- Такой вид метафоры встречается не только в поэзии, но и в прозе. Слушаем отрывок из произведения В.П.Астафьева, который звучит  на фоне музыки (Полонез Огинского)

- Анализ метафоры и ее роли в публицистическом тексте.

 “Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского.  Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью”.

- Найдите метафору в этом тексте?

Заканчивая разговор о метафоре и её разновидностях, хочу познакомить вас с  понятием о реализованной метафоре: когда метафорическое выражение берется в прямом смысле и происходит его дальнейшее буквальное развертывание, возникает явление реализации метафоры – прием, нередко вызывающий комический эффект. (Маяковский «Вот так я сделался собакой».

  - Проверим как вы усвоили материал: (  тестовые)

Самостоятельная работа: определите троп:

  1. Чаша жизни.
  2. Белое, как снег, бельё (И.Тургенев)
  3. Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.(В.Шукшин)
  4. Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять звенеть и дрожать другие. (И.Тургенев)
  5. Какая грусть! Конец аллеи
    Опять с утра исчез в пыли,
    Опять серебряные змеи
    Через сугробы поползли. (А.Фет)
  6. В ушах оглохших пароходов
    Горели серьги якорей...(В.В. Маяковский)

Ключ: 1  А– метафора,  2 В– сравнение; 3 А– метафора; 4 Г– развернутая метафора;

5А– метафора; 6Д метафорический эпитет.

 А - метафора, В-сравнение, Г- развернутая метафора, Д- метафорический эпитет.

- Задания А-24  представляют рецензию, в которой необходимо  указать различные средства художественной выразительности, поработаем с ним.

Итоги урока.  Рефлексия:

- Как вы оцениваете нашу работу на уроке,  вы узнали или открыли что-то новое?

Творческая работа.

В чем же тайны поэтического слова? Попробуйте составить синквейн, начав со слова «Метафоры»

Метафоры

Красочные, необычные, живые

Иллюстрируют, украшают, звучат

Богатство языка и богатство смысла

Живые глаза тайн

По словам ученого-филолога Льва Алексеевича Новикова, притягательная сила поэтического слова – в его образности.

Заключительное слово учителя о тайнах изящной словесности, повторное обращение к эпиграфу, чтение отрывка из письма Д.С. Лихачёва “Об искусстве слова и филологии”.

  • Искусство слова — самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры...
  • ...литература - это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой “легкости” от того, в какие сочетания входят слова. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, создают эмоциональность текста. Подобно тому, как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в языке преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, каких не найдёшь в самых лучших исторических словарях русского языка.

Домашнее задание. Напишите небольшое эссе “Что значит – быть душевно богатым»

                  Опишите дорогу в школу, используя метафоры и олицетворения, другие тропы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей.
  3. Введение в тему.
  4. Актуализация темы (зрительное восприятие языкового материала).
  5. Повторение теоретического материала.
  6. Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса.
  7. Исследовательская работа. Поиск решения.
  8. Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте с помощью представленных  упражнений.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Выполнение итогового теста.
  11. Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление слов - паронимов. Тест для подготовки к ЕГЭ"

Пояснения Примеры  предложений, специально подобранные к этому тесту, учат различать слова-паронимы. При выполнении заданий отрабатываются  умения оценивать речь с точки зрения со...

Методическая разработка занятия "Слова и числа"

Интегрированное занятие по математике и русскому языку из серии занятий факультативного курса "Слова и числа"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Методическая разработка "Чтение слов с буквой Рр".

Чтение.1. Видеоурок ИСПАНСКИЙ АЛФАВИТ https://www.youtube.com/watch?v=hJpLbVJqYckЧтение слогов с буквой Рр  https://www.youtube.com/watch?v=3lphIh1SyeQ&index=9&list=PLPIt3W...

Методическая разработка ИСКУССТВО СЛОВ ПОПАДАТЬ В СЕРДЦЕ

Методическая разработка описывает прием прогнозирования притчи, содержит теоретический и практические материал....

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...