Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Бархатова Людмила Павловна

 

 

    

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.

     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» выполняет важную функцию   не только в морфемике, но и в обществе.  Работа со словарями, художественными текстами доказывает практическую значимость урока.

     Работа в парах и группах развивает у учащихся коммуникабельность и чувство ответственности за принятое решение. Умения договариваться, находить альтернативные решения, уважать иную точку зрения, преодолевая эгоцентрические наклонности, формируются в ходе работы на уроке.

     Позитивный настрой на работу, благоприятные условия для речевых ситуаций. Раскованность, активность учащихся, эффект новизны позволяют ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я - исследователь» в непринужденной обстановке.

 

 

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

     Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.

     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» выполняет важную функцию   не только в морфемике, но и в обществе.  Работа со словарями, художественными текстами доказывает практическую значимость урока.

     Работа в парах и группах развивает у учащихся коммуникабельность и чувство ответственности за принятое решение. Умения договариваться, находить альтернативные решения, уважать иную точку зрения, преодолевая эгоцентрические наклонности, формируются в ходе работы на уроке.

     Позитивный настрой на работу, благоприятные условия для речевых ситуаций. Раскованность, активность учащихся, эффект новизны позволяют ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я - исследователь» в непринужденной обстановке.

 

     

Методический  конструктор учебного занятия

Название УМК  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский  Предмет  русский язык  Класс  5

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Место и роль урока в изучаемой теме четвертый урок в разделе «Морфемика. Словообразование. Культура речи»

Тип урока:  изучение новой темы

Цель урока: сформировать осознанное понятие корня слова и однокоренных слов

Задачи урока:

учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать знания о морфемах, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания  о корневой морфеме с уже имеющимися , понимать позицию других людей, умению аргументировать своё мнение  при решении лингвистических задач; сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость, умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение планировать свою деятельность и действовать по плану, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к определению трудностей;

 развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность, умение выделять главное, существенное.

Этап урока

Время,

мин.

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

1.Организационный момент

1 мин

-

-

-

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к  совместной деятельности

Приветствуют учителя

2. Проверка домашнего задания

2,5 мин.

1. Морфемика – раздел науки  о языке, изучающий части слова.

2. Морфема – наименьшая значимая часть слова.

3. Окончание – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.

4. Основа слова – морфема.

5. Если изменить окончание в слове, то слово не изменится.

Прием «Да-нет»

Индивидуальная работа на отпечатанных листах с заданиями

Учитель объясняет задание и дает возможность учащимся сделать осознанный самостоятельный выбор ответа

Пишут около каждого вопроса в соответствии со своими знаниями «Да -нет»

Сверяют свои ответы с учебником, выставляя один балл за каждый правильный ответ

Логические УУД: анализ, синтез, причинно-следственные связи

3. Целеполагание

2 мин.

Вы помните: тема  - это не просто слова. Эти слова – всему голова. Задумайтесь над темой сегодняшнего урока. О чем, по-вашему, пойдет речь сегодня на уроке? Поставьте собственные цели обучения.

(слайд №1)

Проблемный

фронтальная

Пробуждает интерес к получению информации

Определяет тему, ставят цели урока, делают записи в тетрадях.

1.Общеучебные УУД:

а) самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

б) поиск и выделение необходимой информации;

в) структурирование знаний.

2. Личностные УУД:

а) знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

б)самоопределение ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

3.Регулятивные УУД:

целеполагание

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

3,5 мин.

Все на свете состоит из чего-то : лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек, вещества состоят из атомов, атомы – из более мелких частиц. Есть даже шуточная песенка на стихи С.Я. Маршака, в которой рассказывается «из чего сделаны мальчики и девочки»

Из чего только  сделаны мальчики?

Из чего только  сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек

И зеленых лягушек

Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных,

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки.

(С.Я.Маршак)

(слайд №2)

Я надеюсь, что мальчики понимают шутки и не обижаются.

- А из чего сделаны слова?

(Слова сделаны из своего строительного  материала. «Строительные блоки» для слов и есть морфемы, о которых мы уже говорили)

- Сколько же этих «строительных блоков»?(четыре)

Вот, например, морфема  - Ш -  

-Вам понятно, что она обозначает?

Придумайте слова с этой морфемой.

(шла, прошли, шедший…)

Вдумайтесь в их смысл.

- Что обозначает общая часть этих слов?(Движение человека пешком)

В одиночку эта часть ничего выразить не может. Правда, многие другие общие части слова и в одиночку могут справиться с выражением смысла, например, - слон - , - дом-.

Как вы думаете , для чего мы взяли такую «беспомощную» морфему? (Чтобы  было видно , как хорошо морфемы работают вместе. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык)

Объяснительно-иллюстративный метод

Фронтальная

Актуализирует имеющиеся знания детей , направляя на поиск новой информации.

Активно отвечают  на вопросы, чувствуя себя исследователем

1. Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

    Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

 - рефлексия способов и условий      действий;

- осмысленное использование полученных знаний.

Метапредметная связь

5. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений

4,5 мин.

Когда говорят о  важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ . Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут КОРЕНЬ ЗЛА ; о серьезных ошибках – ЭТО В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНО. Если что-то надо основательно переделать, говорят О КОРЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ , КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ. СМОТРИ В КОРЕНЬ  или ЗРИ В КОРЕНЬ-  значит : выдели самое главное. А такие устойчивые сочетания слов называются  фразеологизмами.

Спишите эти фразеологизмы себе в тетрадь.

(слайд №3)

Объяснительно-иллюстративный

Практическая деятельность

Корректирующая деятельность

Подготовленный ученик рассказывает о фразеологизмах, дает понятие фразеологии; работа в тетрадях.

1. Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Регулятивные

УУД:

- планирование

- контроль

- коррекция

- оценка

- волевая саморегуляция

Логические УУД:

- анализ полученной информации;

- построение алгоритма рассуждения.

- выдвижение гипотез и их  обоснование

- практическая значимость

6. Воспроизведение знаний на новом уровне.

2,5 мин.

Какая главная часть у слова? (Ответы учащихся) Помните, когда речь шла о морфемах, мы говорили, что каждая из этих частей слова несет часть его смысла – «смыслинку».

 Ну, а корень – это главная часть слова , которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными или однокоренными

- Так что такое корень слова? (дети пробуют сформулировать правило)

Проверьте свои предположения по учебнику § 74, стр. 158.

Проблемный

Фронтальная, индивидуальная работа

Корректирующая

Активное высказывание своих суждений, самопроверка, работа с учебником.

Логические действия: подведение под понятия, выведение следствий.

7. Первая стадия рефлексии

3,5 мин.

«Жил- был корень –уч-  , но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства. Его родственниками стали слова… (глядя на слайд образуйте эти слова- ученик, обучение, переучивать и др.) Проверим у кого «хвост» оказался длиннее.

(слайд № 4)

Исследовательский

Работа в группах

Делит класс на три группы, следит за выполнением задания

Подготовленный ученик рассказывает сказку, на основе которой учащиеся подбирают «родственников», записывая в тетрадь. Выбирают ученика, который будет защищать интересы группы. Оценивание по баллам (3,2,1)

Знаково-символические УУД:

- преобразование учебного материала;

-выделение существенного;

- отзыв о конкретных ситуативных значений;

- формирование обобщенных знаний

8. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.

3,5 мин.

В одном из произведений писателя К.Г.Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот , например, как он размышлял над словом РОДНИК: «Родник родит реку, а река льется – течет через… всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой».

Присмотритесь к словам РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ. (слайд №5)

- Что у них общего?

На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба. (первый подсказал лесник: у них есть общий, объединяющий их смысл. А второй ответ : общая часть – род- . Она и есть корень всех этих слов.)

Исследовательский

Работа в парах с использованием словообразовательного и этимологического словаря

Направляющая

Учащиеся работают в парах со словарями, находят ответ на проблемный вопрос и дают полный ответ (выслушиваем 2,3 учеников).  Самоконтроль: каждый приплюсовывает по 1 баллу за верный ответ.

   Логические УУД:

- анализ полученной информации;

- построение алгоритма рассуждения.

- выдвижение гипотез и их  обоснование

Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками

9. Решение лингвистических задач

4,5 мин.

    Одна девочка попыталась в слове СТРЯПУХА выделить корень – тряп - , как в слове ТРЯПКА (СЛАЙД №6)

    - На что обратила внимание девочка, а о чем забыла? (Обратила внимание на сходство звуков и букв, а о смысле не подумала).

    Другая решила, что в слове ЖИДКОСТЬ,  корень , должно быть, -вод - ,(слайд№7).

- В чем ее ошибка?(она искала его по смыслу и совсем забыла о «внешнем виде»: звуках и буквах корня.)

- Что же такое однокоренные слова? (учащиеся формулируют правило)

Проверьте себя по слайду №8)

Исследовательский

Работа в группах

Направляющая

Класс делится на три группы. Первой группе даются карточки со словами, в которых нужно выделить корень. Второй группе нужно доказать, являются ли слова  на карточке однокоренными. Третья группа являются экспертами. Проверка с использованием слайдов №6,7.

Логические УУД:

- анализ полученной информации;

- построение алгоритма рассуждения.

- выдвижение гипотез и их  обоснование

Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками

10. Физминутка

1 мин.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места,

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой –встанькой словно стали

А потом пустись вскачь

Будто мой упругий мяч.

(слайд №9)

Здоровьесбережение

Физические упражнения

Эмоциональный настрой и выполнение вместе с учениками

Под руководством физорга выполняют упражнения

Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни

11.Корректировка целей

1 мин.

проблемный

фронтальная

Направляющая: ребята, анализируя проделанную работу, не хотели бы вы  внести коррективы в ранее поставленные цели?

Корректирующая

Познавательные УУД: моделирование, структурирование учебной цели

12. Воспроизведение знаний на новом уровне

4,5 мин.

Секреты родственных слов.

1 группа:

- Учительница дала задание подобрать «родню» к слову УГОЛОК.

Одна девочка ответила: УГОЛ, ГОЛ, ГОЛЫШ. (слайд №10)

- Как вы думаете, правильно ли она ответила?

- В чем ее ошибка?

Вы разгадали первый секрет корня. (слайд №11)

2 группа:

- Игра «третий лишний».

В каждой тройке слов одно  не родственное, обнаружьте его.

(слайд №12)

  1. лес, лестница, лесничий
  2. честный, чесночный, чеснок
  3. седло, седловина, седина
  4. смешной,  смешать, смешить
  5. дивный, удивленный, диванный
  6. левый, лев, налево
  7. водичка, водитель, водяной.

Третья группа:

 Найдите в примерах родственные слова и выпишите их в тетрадь

1.Проблесковый маяк  мигнул и погас . Белые ночи полны бесцветного блеска  (К.Паустовский)

2.Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, все поле запорошил . (С.Образцов)

3.Кристофер Робин рассказал Винни-Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг Вини-Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?»

 (слайд №13)

4 группа:

Один грамотей подобрал к слову АКВАЛАНГ родственное слово ВОДОЛАЗ,  а другой породнил слово ПЕРЕПИСКА со словом КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ.

-В чем ошибка ребят?

 - На основании сказанного выведите второй секрет корня.

(слайд № 14)

Пятая группа:

«3 лишний» (слайд №15)

  1. жаркое, жаровня, раскаленный ;
  2. ветер, вихрь, безветренный
  3. сосна, дерево, деревянный
  4. мчаться, бегущий, мчащийся
  5. учить, изучать, зубрить
  6. сожаление, сочувствие, жалость.

Проверьте свою память! (слайд №16)

 Назовите два секрета корня.

Исследовательско -поисковый

Работа в группах

После выступления каждой группы в нужное время показывать необходимый слайд, чтобы остальным учащимся было легче ориентироваться в деятельности данной группы.

Решают задания в группах, выбирают ученика, который будет защищать позицию группы, за правильный ответ добавляют 1 балл.

Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками

Знаково-символические УУД:

- преобразование учебного материала;

-выделение существенного;

- отзыв о конкретных ситуативных значений;

- формирование обобщенных знаний

Логические УУД:

- анализ полученной информации;

- построение алгоритма рассуждения.

- выдвижение гипотез и их  обоснование

13. Работа по развитию речи

4 мин.

Прочитайте выразительно стихотворение о прогульщиках. Найдите в нем все родственные слова к слову ПРОГУЛЬЩИК  и выделите в них корень.  (слайд №17)

Шел Прогульщик на прогулку,

Шел и песенку свистел.

Захотел Прогульщик булку

И баранку захотел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов…

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

И гулял киномеханик –

Не показывал кино,

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно…

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик

«Вы – прогульщики!» - кричал.

(Э.Мошковская)

-  Почему вы не выписали прогульщикам и прогульщики?

 Попробуйте догадаться, в чем состоит третий секрет корня.

(слайд №18)

Частично-поисковый

Работа в парах

Направляющая, показ слайдов

Учащиеся выразительно читают стихотворение друг другу, выписывают однокоренные слова. Озвучивают свои гипотезы и предположения

Коммуникативные УУД:

а) формирование социальной компетентности;

б) умение слушать

в) умение строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками

Логические УУД:  выход на причинно-следственные связи, обоснование, постановка , решение проблемы, творческое действие.

14. Практическая работа

2 мин.

Перепишите отрывок из стихотворной сказки . Выпишите из него родственные слова.

У ручья стояла Ива,

Год за годом зеленела.

Подрастала год от года,-

Не спеша растут деревья,

А какие вырастают!

(Б.Заходер)

(слайд №19)

Поисковый

Индивидуальная работа

Направляющая, показ слайда

Списывают отрывок из стихотворной сказки, выписывая из него родственные слова, сравнивают свои выводы с эталоном.

Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности.

15. Решение лингвистической задачи

1 мин.

Теперь поиграем в родственные слова.

Дается два «родственника» с приставками, а вы подберите к ним слово без приставки или с другой приставкой и найдите корень.

  1. Невежа, невежливый;
  2. связывать, связист;
  3. закат, закатился;
  4. подставка, подставивший

(слайд №20)

Проблемный

Работа в парах

Направляющая, показ слайда

Решение задачи, ответы, самоконтроль, самооценивание  (1 балл за правильный ответ)

Познавательные УУД: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные УУД:

Уметь договариваться, находить общее решение.

16. Вторая стадия рефлексии

2 мин.

Итак, вы знаете три секрета корня. Проверьте вашу память: повторите все три.

(слайд №21)

Составьте опорный конспект, который поможет вам воспроизвести все, что вы изучили на сегодняшнем уроке. Это может быть синквейн, таблица, схема , научное высказывание.

Формулирование выводов по теме

Индивидуальная

Корректирующая

Составляют опорный конспект, проверяют себя по слайду №21

Регулятивные УУД: готовность к преодолению трудностей

Познавательные УУД: умение выделять главное, существенное.

Коммуникативные УУД: уважать иную точку зрения.

17. Подведение итогов

1,5 мин.

Подведение итогов.

- Достигли ли вы целей, поставленных в ходе урока?

- Понравилась ли вам работа?

- Оцените свою работу на уроке.

Учебный диалог

фронтальная

Спрашивает, корректирует, ставит оценки.

Высказывают свое отношение к работе на уроке, говорят о эмоциональном состоянии.

Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность, основываться на оптимистическое восприятие мира, установка на улучшение результата в своей деятельности, учебное сотрудничество учителя и ученика.

18. Домашнее задание

0,5 мин.

     1.   § 74, упр.383

  1. Придумать задания «третий лишний»
  2. Найти пословицы и поговорки со словом Корень.

Исследовательский

Самостоятельная работа

Направляющая

Поиск нужной информации в Интернете, текстах художественной литературы. Самостоятельное составление текстов художественного стиля речи.

Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, народ, историю;

Регулятивные УУД: самостоятельное составление монологического текста в письменной форме.

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги"

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги" в коррекционной школе VIII вида...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка для 8 класса "Вводные слова"

Урок-практикум "Вводные слова" с использованием краеведческого материала о Монгун-Тайге (Серебряной Горе). В материалах урока имеется краеведческий текст о наивысшей точке Восточной Сибири-Монгун-Тайг...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...