Элективный курс "Тайна слова" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Подобашина Марина Николаевна

Элективный курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_tayna_slova__8_klass.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева»

Рассмотрено: ________

руководитель МО

Иванова М.И.

 « »  ________ 2011 г.

Согласовано: _________

зам.директора по МР

Садовская С.Г.

«___» _______2011 г.

Утверждаю: ________

директор школы Цыдыпдашиева Л.А.

«___» _______2011 г.

Рабочая программа

                  Предмет: элективный курс «Тайны слова»

(Лексика и фразеология русского языка)

 Класс: 8

 Количество часов: 17

                        Тип программы: общеобразовательная

 ФИО учителя: Подобашина Марина Николаевна

. Хоринск

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и требования к оснащению образовательного процесса (2004 г.,№1098), в соответствии Примерной программы по русскому языку общего образования, авторской программы В.В. Бабайцевой (2000), учебного плана и локальных актов МБОУ «Хоринская СОШ № 1 имени Д.Ж. Жанаева».

Рабочая программа составлена для учащихся 8 «в» класса МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева», рассчитана на 17 часов в год,  0,5 часа в неделю.

В основу изучения курса положены  принципы: дидактические (научности,  сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность,  проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития  (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);   педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения;  принцип отсроченного результата.

Цели: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи обучения: систематизация знаний учащихся в словарном составе языка, углубление и расширение знания по лексике и фразеологии, развитие навыков коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.

Характеристика предмета: элективный курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

поэтому данный курс будет востребован учащимися.

Возрастные и психологические особенности учащихся, характеристика класса.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную  ступень со взрослыми, а кое в чём он даже чувствует своё преимущество. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. В 8 «в» классе 23 ученика, 8 мальчиков и 15 девочек. Класс социально-гуманитарного направления, поэтому учащиеся в основном с хорошей подготовкой по русскому языку, в классе 3 отличника и 10 ударников. Учащиеся стараются запоминать новый материал, накапливать и углублять знания, применять их в практической деятельности. У большинства обучающихся преобладает социальный мотив обучения.  Исходя из этого, созданы условия для  сохранения и развития здоровья всем учащимся, подобраны педагогические технологии и методы, описанные ниже.

В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ); наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (тренировочные упражнения, практикум, работа со словарями,  и др.), самостоятельной работы, работы под руководством препода вателя; исследовательская и проектная деятельность (написание докладов, рефератов и т.д.), творческие задания.

дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению;  долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет). 

Формы контроля.

Тесты, сочинение на грамматическую тему, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки),  комплексный анализ текста, сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа.

III. Учебно-тематический план

тема занятия

кол-во часов

сроки

Кол-во практических занятий

1

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

1

2

Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

1

1

3

Омонимы. Словари омонимов

1

4

Синонимы. Использование синонимов в речи

1

1

5

Антонимы. Словари антонимов.

1

6

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

1

1

7

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

1

1

8

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

1

1

9

Фразеология как раздел науки о языке.

1

10

Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.

1

1

11

Фразеологические словари и справочники.

1

1

12

Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов

1

1

13

Синонимия и антонимия фразеологизмов

1

14

Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи

1

1

15

Источники русских фразеологизмов

1

16

Устаревшие и новые фразеологизмы

1

1

17

Итоговая конференция (обобщение и систематизация изученного)

1

1

Всего часов

17

Из них практических занятий

11

 


Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Тема 2. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема 3. Омонимы. Словари омонимов.

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.

Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.

Тема 6. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

Тема 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Тема 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.

Тема 9. Фразеология как раздел науки о языке.

Что такое фразеология. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи.

Тема 10. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.

Семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость фразеологизмов в речи. Структурная классификация фразеологизмов русского языка. Синтаксическая функция фразеологизмов.

Тема 11. Фразеологические словари и справочники.

Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языка. Приемы поиска словарных статей во фразеологическом словаре.

Тема 12. Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.

Системные отношения между фразеологизмами русского языка. Разные значения многозначных фразеологизмов. Отличия многозначных фразеологизмов от фразеологизмов-омонимов. Пути возникновения фразеологизмов-омонимов.

Тема 13. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Фразеологизмы-синонимы. Фразеологический синонимический ряд. Фразеологизмы, вступающие в антонимические отношения. Сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов»

Тема 14. Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи.

Закономерности в образовании фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов на базе слов, словосочетаний, пословиц русского языка, цитат из литературных произведений, фразеологизмов, иноязычного материала. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.

Тема 15. Источники русских фразеологизмов.

Две группы фразеологизмов русского языка по происхождению: исконные и заимствованные. Источники исконно русских фразеологизмов: Фразеологизмы, связанные с бытом и верованиями древних славян. Устное народное творчество как источник фразеологии. Русские ремесла и их отражение во фразеологии. Произведения русских писателей и связанные с ними фразеологизмы. Источники заимствованных фразеологизмов.

Тема 16. Устаревшие и новые фразеологизмы.

Фразеологические историзмы и архаизмы. Источники появления новых фразеологизмов.

Тема 17. Итоговая конференция. Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).


Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
  2. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
  4. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
  5. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
  6. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
  7. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
  8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
  9. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
  10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
  11. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
  12. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
  13. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
  14. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
  15. Словари русского языка.

Интернет ресурсы

http:// www. Pedsovet.su

http:// www. Profistart.ru

http:// www. Zavuch. Info

http:// www. Proshkolu.ru

http:// www. 1 september.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...