Работа над ошибками
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Обучение учащихся работе над ошибками по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotat_nad_oshibkami2.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

       Как работать над ошибками

             Памятка для ученика  5 класса

Прочитай слово, определи тип ошибки.

Прочти, как правильно над ней поработать.

Не допускай появления этих ошибок в своей работе!

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег.  Дети рады.

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

3.        Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у\чи \тель - 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4.        Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5.        Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2

слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6.        Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7.        Сочетания чк} чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

8.        Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.  

Например: алфавит, азбука, портфель.

9.        Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
        (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне под черкни безударную гласную, Обозначь орфограмму. Подбери про верочное слово и запиши рядом.

Делай так:      сады – сад,

волна - волны

червивый - червь.

10.        Безударная гласная в корне,  не проверяемая ударе нием.

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь уда рение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11.        Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка        

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12.        Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо граммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Саратов.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, го родов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13.        Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например: 'вьюга, лисья, 'соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после соглас ных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14.        Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запи ши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

15.        Знаки препинания в конце предложения (. ? !).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине!  Слава труду!

16.        Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь час ти речи. Выпиши слова парами с вопросами.

сущ.        глаг.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

                Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

17.        Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.

а

Например: Поездк      , заезд, переезд, подъезд.

18.        Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так:   звезда, звёздочка, звёздный.

        честь - честный.

19.        Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще
2 слова с этой же приставкой.

Например:   Налетели, 'побежали, потянули,

        отнёс, отбежал, отлетел.

20.        Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные   слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21.        Правописание предлога  со  словом

  (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вмес те с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

пр.

Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай при ставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

                 Например: Лодка  отплыла от__берега.

22.        Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо граммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: Съезд,  объявление, объем.

Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только пос ле приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23.        Мягкий  знак ь  на  конце  существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

        Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

24.        Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолет.

25.Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                       глаг.               глаг.         Глаг.

Например: не_пришёл, не_выучил, не_знал.

26.        Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

=

=

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.                               ,            .                                                     

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по доро ге.

=

=

                и            .

27.        Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

е

Выпиши существительное.  Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.е

 Делай так:  на опушк                  (на земл            , 1 скл., П.п), и

и

у речки                 (у земл      , 1 скл., Р.п.).28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существитель ного. Определи род, число и падеж прилагательного по существи тельному. Выдели окончание прилагательного.

ему

ому

Делай так: к лесу (как          ?} дальн     -        м.р., ед.ч., Д.п.).

29.        Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

 Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

пр.        пр.        пр.

Например: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30.        Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфо граммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-е лицо, ед.ч.}.

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пи шется мягкий знак ь.

31.        Правописание безударных личных окончаний глаголов.


Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

ет

ит

Делай так: пиш         - писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)Став               - ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой,    почивает  сом седой.

= __      ,      = __      .

33.        Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает:  „Грусть-тоска меня съедает".  А: «П.»    

«А  ты кем будешь на карнавале- спросил Мишка.  „П?" - а.

34.        Мягкий знак в  неопределенной  форме  глагола

        (-ться,  -чь)

 

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (н, ф., что делать?)

                                                                                                                                                                   

   
                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

ФГОС Урок развивающего контроля: Работа над ошибками контрольной работы по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Урок развивающего контроля состоит из двух этапов: контрольная работа и работа над ошибками....

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)

Работа над ошибками контрольной работы по теме "Словосочетание" 8 класс (презентация)...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.

Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....

3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"

Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...