Карточки по теме " Имя существительное"
материал (русский язык, 5 класс) по теме

Представлено много карточек и упражнений, которые можно использовать для индивидуальной работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchestvitelnoe_kartochki.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Запишите словосочетания в два столбика: в один — со — е после шипящих и ц в корне; в другой — в окончаниях. Обо значьте в словосочетаниях главное слово.

Резать нож..м, ж..лтоватый цветок, розовые щ..ки, ч..рный рюкзак, пять пальц..в, говяжья туш..нка, суп с лапш..й, был за границ..й, натуральный ш..колад, стая скворц..в, щ..тка для одежды, была отличниц..й, ш..рох за окном, гонится за овц..й, ч..рствый хлеб, ш..лковый платок.

2. Запишите имена существительные в родительном падеже во множественном числе.

Репортаж, розыгрыш, саженец, ситец, сторож, танец, вещь, тираж, умелец, уроженец, шалаш, муж.

  1. Поставьте данные в скобках имена существительные в нуж ном падеже. Запишите.

1. Дорога за березовой (роща) поворачивала налево. 2. Бри гада (врачи) выехала в районы, зараженные эпидемией. 3. Де ти с удовольствием ели бульон с (лапша). 4. Мама резала (нож) овощи для салата. 5. Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).

  1. Спишите, дописывая окончания. Обозначьте склонение и падеж.

В школьном здани..; написали о Васили.., о Мари.., о Ли- ди..; позаботиться о своем зрени..; рассказали о планетари..; любовь к Росси..; книги о Германи.., о Португали..; подъез жали к границ.. Чехи..; встретились на станци.. .

  1. Спишите, поставив имя существительное в нужном падеже.

Говорить об (открытие) выставк..; рассказ участницы (экс педиция); встретиться на (лекция); присутствовать на (конфе ренция); видно из (композиция) пьесы; герой (трагедия); от метить в (резолюция); отметили в (постановление); марки из (коллекция).

  1.  Запишите имена существительные в творительном падеже. Обозначьте ударение и выделите окончание.

Бессонница, бич, Воронеж, смерч, водохранилище, пяти классница, школьница, горница, гостиница, престиж, добыча, задача, калач, ковш, колодец, курица, лапша, лестница, луко вица, мельница, мираж, мятеж, страж, парча, пастбище, пей заж, передача, перец, пловец, полотенце, пословица, пропажа, пшеница.

7. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания имён существительных, обозначьте падеж.

Рассказать о (Москва, Новгород, Казань); гулять на (бульвар, площадь, лужайка); кружиться в (пляска, вальс, упоение); возвышаться над (город, деревня, пропасть).

Собраться на (аллея, берег, завод, площадь); выехать из (столица, Воронеж, Рязань).

8. Спишите, дописывая окончание -и или -е. Устно объясните выбор окончания.

Побывать в Воронеж.., жить в Сибир.. . Построиться на площад.., на волейбольной площадк.. . Выловил в проруб.., узнал о порубк.. леса.

  1. Спишите. Над существительными с пропущенными оконча ниями обозначьте склонение и падеж.

1. Обычно я поселяюсь на все лето до осен.. в деревн.. . 2. На моторк.. переправились на правый берег Тунгуски. 3. В будк.. пахло теплым хлебом. 4. На запад., красноватый от блеск еще теплится. 5. Я люблю проснуться на сеновал.. . 6. Вся палата была залита горячим солнцем, слабый ветерок играл белой занавеской на балкон.. .

(Ю. Бондарев.)

  1. Заполните колонки примерами.

Часть слова

о

е

Корень

окончание

Чертежом, пальцем, шепот, шелк, шел, огурцов, черствый, улицей, борцом, со свечой, желтый, крыжовник, шорох, щелочь, капюшон, полотнищем, желудь.

Карточка № 1

  1. Вставить пропущенные буквы.

Дол..теть до границ.., вспомнить о бесед.., молодеж.., с пас..бищ.., под круч..й, ключ..м, об ущель.., отдать Вер.., думать о поздравлени.., жить в Греци.., написать в журнал.., ра..казал на собрани.., под..езжали к Аст- рахан.. .

2. Подобрать 2—3 существительных с корнями -лаг-        лож-.

Карточка № 2

  1. Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., дост..вать с верхней полк.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на террас.., изв..ниться за опоздани..         2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. — сущ.

Карточка № 3

  1. Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., в..днеется в д..лин.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в ..дани.. .

2. Подобрать 2—3 существительных с корнями -раст        ращ        рос-.

Карточка № 4

1. Графически объясните орфограмму в корнях глаголов, в оконча ниях существительных.

Изменить привычке, обвинить в жестокости, жалеть о потере, заявить об отказе от поездки, выходить из библиотеки, о посещении станции юнна тов, подарить Пете, отмечать в журнале, показать преподавательнице, удив ляться усидчивости Маши, выдавать группе, объявлять об экскурсии, раз вивать способности в ребенке, ошибиться в расчете.

  1. Дайте морфологический разбор слова знаний.

Карточка № 5

  1. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях су ществительных.

Солнц..м, неудач..й, встреч..й, ключ..м, сторож..м, ру- мянц..м, улиц..й, плеч..м, колодц..м, каланч..й, братц..м, чертеж., м.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения.

Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и золотистые березы.

Карточка № 6

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Дол..теть до границ.., б..ет ключ..м, возвращались с па- стбищ(?), жить в Греци.., ра..сказал на собрани.., подъе..жали к Астрахан.. .

  1. Запишите несколько существительных с корня ми -лаг- и -лож-.

Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите главное и зависимое слово в словосочетаниях.

Познакомиться в театр.., др..жать от страха, на ж..лт..й акац.., при ни..кой температур.., л..житься на те(р, рр)ас.., изв..ниться за оп..здани.. .

2.Сделайте синтаксический разбор предложения.

Бе..страшные альпинисты покоряют неприступные гор ные вершины.

Карточка № 8

1. Вставьте пропущенные буквы.

Узнать о земл..тр..сени.., поез..ка по Африк.., ш..л по лес..ниц.., луч..м сол..ца, находиться в волнени.., вдоль тропинк.., рассказать об увл..чени.. девоч(?)к.. Юли.., ра..д..ваться в т..шине, в мякот.. л..мона, снежная 6ел..зна, яркой с..н..вой неба.

2.Образуйте существительные с корнями -един-, -жал-, -тряс-.

  1. Выполните синтаксический разбор предложе ния.

Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру.

Карточка № 9

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Видит на ра..стояни.., находиться в смущени.., жизнь к изгнани.., объявить о стихи.., на ветк.. яблон.., вдоль алле.., задр..жать от радост.. .

  1. Разберите по составу слово сожаление.
  1. Выполните синтаксический разбор предложе ния.

Ранним утром легким морозц..м иду в лес.

Карточка № 10

1. Вставьте пропущенные буквы.

Скрываться в зелен.., на площад.., в подземель.., ле жать на постел.., на постельк.., заниматься в секци.., ле жит на ладон.., уча(?)ствовал в сражени.., на соревнова- ни.., на фестивал.., на конкурс..

2. Запишите данные в скобках существительные в родительном падеже множественного числа.

Пара (ботинки, чулки, носки). Много (дела, яблони). Килограмм (яблоки, апельсины).

  1. Выполните синтаксический разбор предложе ния.

Солнца луч.. золотой бросил искру свою.

Карточка № 11

1. Вставьте пропущенные буквы.

Много луж(?); путешествовали по Сибир.., Карел.., Средней Ази..; читали о лини.., станци.., дорог..; говорили о Мари.., Даш.., Кол.., Ксени..; побывали в зоопарк.., му зе.., планетари.., на выставк..; р..стет на берез.., топол.., сирен.., ел.. .

2. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Заунывный ветер гонит стаю туч.. на край небес. (Н. Не красов.)

3. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные в нужной форме.

Молодежь, студенчество, невежество, храбрость, дитя, удаль, рояль, рельс, рябь.

Найдите нужную форму согласования и запиши те словосочетания, вставляя пропущенные буквы

Имя (извес..ный), фамилия (зн..комый), деталь (за- 11..сной), изморозь (белый), снегирь (красногрудый), рысь (хищный), флигель (небольшой).

Составьте рассказ по опорным словам.

Льву ... зверька ... иголками.

Зверек ... дикобраз.

Лев ... лапу ...

... бисеринками ... носиком.

... еж ... дорогу ... царю зверей.

... через ежа ... путь.

Материал для учителя.

Льву довелось встретить незнакомого доселе зверька, утыканного иголками. Зверек напоминал дикобраза, толь ко был во много раз меньше. Лев протянул к нему лацу и тут же отдернул: зверек кололся. Он не испугался льва, а уставился на него черными бисеринками и острым носи ком. Глупый еж не догадался уступить дорогу царю зверей. Пришлось льву перешагнуть через ежа, чтобы продолжить путь. (Ю. Яковлев.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных"

Карточки по проверке теоретического и практического материала по теме: "Правописание падежных окончаний имен сущ." для 10 класса...

Карточки по теме "Не с существительными" 5 класс

Карточки по теме "Не с существительными" 5 класс...

Методическая разработка по русскому языку. Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс.

Методическая разработка по русскому языку.Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс....

Карточки по закреплению темы "Имя существительное"

Данная побдорка заданий создана с целью закрепления темы "Имя существительное"...

Карточка "Повторение по теме "Имя существительное" (6 кл)

Задание для самостоятельной работы...

Карточки на тему "Буквы о/ё после шипящих в именах существительных"

Карточка на тему "Буквы о/ё после шипящих в именах существительных" содержит слова, предназначенные для отработки практических навыков в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных....

Карточки по теме "Ь и прописная буква в именах существительных"

Могут быть использованы при изучении тем "Мягкий знак на конце после шипящих в именах существительных", "Прописная буква в именах существительных"...