План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение",в коррекционной-школе интернате I,II вида, 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Определение».

Цель: познакомить учащихся с членом предложения – определение. Упражнять учащихся находить определения в предложениях, ставить к ним вопросы, подчеркивать определения в предложениях; развивать языковую терминологическую лексику, развивать выразительную устную и письменную речь. Способствовать развитию мышления, развивать творческое воображение; прививать вкус к художественному слову, поддерживать культуру общения, воспитывать уверенность в силах; развитие слухового восприятия и произношения.

Дидактическое пространство:  таблички для лингвистического эксперимента, записи на доске, учебник.

Ход урока: 1-й этап. Постановка цели. Запись темы.

- Чем мы будем заниматься?

-Какие задачи мы должны решить? (повторить члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство).

- С чего начнем разговор? (Вспомним, какие члены предложения мы знаем? На какие вопросы они отвечают и как они подчеркиваются?).

 2-й этап. Объяснение нового материала. Выполнение упр.148( учебник Л.П.Носкова, И.В.Колтуненко «Русский язык в школе глухих», 5класс.

3-й этап. Лингвистический эксперимент.

4-й этап. Итог урока.

Оргмомент. Сообщение темы урока.

1.Актуализация прежних знаний.

Учитель: Какие члены предложения вы знаете?

Учащиеся: Мы знаем члены предложения - подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.

       На доске написаны эти слова, учитель произносит их за экраном в разбивку. Учащиеся воспринимают на слух и тренируются в правильном произношении.

II. Формирование новых понятий и способов действия.

Учитель: Сегодня на уроке мы  узнаем ещё об одном члене предложения. На доске записаны предложения в два столбика (коллективное чтение).

Наступила зима.                                            Наступила снежная, морозная зима.

Земля покрылась снегом.                        Земля покрылась белым снегом.

Везде лежат сугробы.                                Везде лежат огромные  сугробы.

Учитель: Сравните данные предложения по составу.

Ученик: В первом предложении есть подлежащее «зима» и сказуемое «наступила», а во втором предложении есть подлежащее «зима», и сказуемое «наступила» и еще слова « морозная и снежная».

Учитель: На какой вопрос они отвечают?

Учащиеся:  Эти, слова отвечают на вопрос  «какая»?

( Учитель над словами «снежная, морозная» пишет вопрос «какая?»)

Аналогично  сравниваются другие предложения.

Учитель: Какие предложения более точны по составу – в первом столбике или во втором?

Учащиеся:   Предложения во втором столбике более точны (табличка).

Учитель: Почему?

Учащиеся:   Потому что есть слова: снежная, морозная, белым, огромные.

Учитель: Эти слова – определения.

Тема урока «Определение».

-Что такое определение?

Учащиеся:   Определения - это член предложения.

Учитель: На какие вопросы отвечают определения?

Учащиеся: (с помощью учителя, пользуясь вопросами, записанными над определениями в предложениях).

Какой?  Какая? Какое? Какие?  (табличка)

Учитель: Спросите меня, как подчеркиваются определения.

Учащиеся:  А.Г., как мы подчеркиваем определения?

Учитель: Определения подчеркиваются волнистой линией (табличка).

Словосочетание « волнистой линией» учитель произносит за экраном, учащиеся слушают, затем отрабатывают произношение.

Учитель: А сейчас ребята выполним упражнение 148, на стр.41. Прочитайте задание, расскажите, что нужно сделать в этом упражнении.

Учащиеся:   Сначала нужно дописать предложения, а потом придумать предложения.

     Далее учащиеся с учителем составляют предложения, подчеркивают определения и ставят к ним вопросы.

III. Лингвистический эксперимент.

1 текст (чтение про себя)                     (Карточки с текстами у каждого ученика).

2текст          

1.Утро. Выглядывая из окна, и не узнаю леса. Над ….,…. снегами….,…. и …небо. Такие …., …. краски бывают у нас только по утрам  в ….. морозы. И особенно   хорошо они сегодня над …… снегом  и …… бором. На вершинах сосен,…   играет …..….. свет. И сосны замерли под ……. небом. Великолепны …. леса в …. пору.

2. .Утро. Выглядывая из окна, и не узнаю леса. Над глубокими, свежими снегами синее, огромное и нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам  в январские  морозы. И особенно   хорошо они сегодня над свежим снегом  и зелёным бором. На вершинах сосен, на их пышных уже зелёных венцах играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом. Великолепны бескрайние снежные леса в зимнюю пору.

Учитель: Какой из текстов понравился вам больше?

Учащиеся: Второй текст понравился нам больше потому, что  предложения более точны по составу.

Учитель: Вывод:   С определениями как вы сказали, предложения более точны по составу и предложения становятся более яркими.

IV. Итог урока.

Рефлексия.

Учитель: Какую тему изучали?

Учащиеся:   Член предложения – определение.

Учитель: Что узнали об определении?

Учащиеся: Определения отвечают на вопросы: Какой? какая? какое? какие?.

И подчеркивается « волнистой линией».

Заключительное слово учителя.

Сегодня, на уроке  ребята узнали ещё об одном второстепенном члене предложения. Молодцы, вы все хорошо работали.

Домашнее задание: выполнить упр.147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...