"Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи)
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Гимадиева Айгуль Амировна

Обобщающий урок русского языка в 7 классе "Россия, Родина, Отечество" (правописание не и ни с различными частями речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_ne_-ni.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе «Россия, Родина, Отечество»

(правописание не и ни с различными частями речи)

Гимадиева Айгуль Амировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №54» г. Казани

  1. Цели: а) обучающие: закрепление изученной орфограммы по теме «Правописание не и ни с различными частями речи», закрепление навыков рецензирования ответов товарищей, умение подбирать ассоциативные слова; б) развивающие: развитие научной речи учащихся по теме «Правописание не и ни с различными частями речи», развитие речи учащихся по теме «Родина»; в) воспитывающие: прививание интереса к произведениям А.Ахматовой, Ю.Друниной, Л.Татьяничевой, воспитание патриотизма, воспитание уважения к истории своей родины.

2. Оборудование: доска с эпиграфом, карточки с индивидуальным заданием, раздаточный материал с текстами, Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы 5-11 классы». – М., 2003, памятки-схемы с алгоритмом выполнения разборов, карточки с опорными словами для творческого задания.

Ход урока

  1. Организационный момент

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку:

                 Россия без каждого из нас обойтись может,

 но никто из нас без нее не может обойтись;

                                                        горе тому, кто это думает, двойное тому,

                                                        кто действительно без нее обходится.

                                      И.С.Тургенев          

Кто может сказать, судя по этому эпиграфу, какова лексическая тема нашего урока? (Родина) Выделите ключевые слова, которые позволили вам понять тему занятия. (Россия, обойтись не может). А над какой орфограммой мы будем работать? (Правописание не и ни с разными частями речи).

II. Работа с текстом

  1. Прочитайте отрывок из статьи Василия Пескова. Определите стиль и тип текста, основную мысль. (Публицистический стиль, рассуждение; человек без родины, что дерево без корней).

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество.

Родина – это очень много. Это и тропинка через лес, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Много говорим о красоте Земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ, сколь ни быстры его самолеты, сколь ни высоки его дома.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Давайте будем помнить об этих корнях!

  1. Выборочный диктант

Выпишите из текста словосочетания со словами с не или ни, прокомментируйте орфограмму. (Никто не возьмется перечислить,  неистово хлопают, непременно надо беречь, нетленная куча, неловко говорить, о некоторых тонкостях, не сосчитать листьев, несильный ветер; народ, не имеющий таких глубоких корней; сколь ни быстры самолеты, сколь ни высоки дома; невозможно ни понять, ни оценить настоящего).

3) Индивидуальное задание по карточке: морфемный и словообразовательный разбор слова невозможно.

III. 1) Комментированное письмо (один ученик «ведет» за собой по карточке весь класс).

Если в твоей душе нет любви к матери, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. (С. Михалков)

  1. Индивидуальное задание по карточке: синтаксический разбор предложения Коль хочешь радости Отчизне, трудись не покладая рук. (Пословица)

Учащиеся задают вопросы. Один ученик рецензирует ответ одноклассника и ставит оценку.

  1. 1) Объясните изученные пунктограммы и правописание не и ни с различными частями речи. Работаем по цепочке.

Родина возобладала над всеми нашими чувствами. И все, что мы видим вокруг, что раньше мы и не замечали, не оценили, пронзительно дорого нам. (А.Н.Толстой)

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах. (Н.Рерих)

2)Индивидуальное задание: морфологический разбор слова (не) замечали.

  1. Индивидуальное задание: сообщение ученика

Знаете ли вы, что, как показывает частотный словарь имен Гиля, в стихах А.А.Ахматовой слово Родина повторяется 9 раз, у Е.А.Баратынского – 5 раз, в поэзии Ф.И.Тютчева – 6, в стихах А.А.Фета – 3 раза? А какие синонимы используют поэты к слову Родина?

  1. А сейчас прочитайте отрывки из стихотворений о Родине поэтесс Л.Татьяничевой и Ю. Друниной. Выполните одно из предложенных заданий, которое вам больше по душе и по силам.

И в самом обычном наряде

Мила ты, Отчизна, до слез.

К лицу тебе русые пряди

Твоих ненаглядных берез.

                                          (Л.Татьяничева)

У меня ты, Россия, как сердце, одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу:

«Без нее, как без сердца, прожить не могу».

                                               (Ю. Друнина)

Задания.

I уровень: выписать словосочетания со словами с не и ни, объяснить правописание;

II уровень: выписать словосочетания со словами с не и ни, объяснить правописание, подчеркнуть как члены предложения;

III уровень: выписать словосочетания со словами с не и ни, объяснить правописание, сделать синтаксический разбор одного из предложений.

  1. Вспомните пословицы и поговорки о Родине. («Родина – мать, умей за нее постоять», «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет»). Как, по-вашему, из каких крох складывается любовь к Родине? Что такое Родина для вас, детей XXI века? Напишите сочинение-миниатюру (рассуждение). Озаглавить свое сочинение можете пословицами и поговорками. А помогут вам в написании сочинения отрывки поэтических текстов и опорные слова: неприятель, незаменимая, невозможно, необыкновенная, не любя, не представить, не оценить, нельзя, ничего, нисколько, никто, не найти, несколько, не вспоминая, не только - но и. Постарайтесь использовать в своем сочинении как можно больше частей речи с не и ни.  
  2. Работа над сочинением. Несколько работ читаются в классе и анализируются.
  3. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, получили неплохие оценки. Запишите в дневники домашнее задание: выполнить упражнение 401 или 403 или найти стихотворение о Родине, переписать его и обозначить изученную орфограмму (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 10 класса "Н, НН в различных частях речи"

Правописание Н, НН с различными частями речи...

Тест для 10 класса "Не с различными частями речи"

Правописание НЕ с различными частями речи...

Тренажёр и проверочный тест "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"

Данный ресурс поможет проверить и усовершенствовать знания и умения  учащихся по теме "Правописание НЕ и НИ с различными частями речи"...

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

Правописание -Н- и -НН в суффиксах различных частей речи. При выполнении задания отмечаются затруднения школьников в разграничении отыменных прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий. Пр...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....