Урок - исследование по теме "Деепричастие" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Спайкова Ирина Натановна

Урок построен на  исследовательской деятельности школьников, организованной в форме  групповой работы с применением игровых и занимательных приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok__po_deeprichastiyu.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  - исследование  по теме «Деепричастие» (6 класс).

  1. Орг. момент. (Класс делится на 3 группы и в течение урока каждая группа  получает новое задание, меняются таблички «Теоретики», «Исследователи», «Творцы»). На протяжении всего урока школьники  оценивают работу в группах, используя «Зачётный лист», который заполняется после каждого этапа урока.
  2. Работа с материалами на доске:

Материалы для наблюдения:

1). Белочка распушила  хвост  и  прыгала по веткам.

2). Белочка, распушившая хвост, прыгала по веткам.

3). Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.

Задание учителя:

Сравните предложения. Чем они похожи и что в них различного?

Вопрос  учителя:

О какой части речи есть необходимость поговорить сегодня  подробно?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока : «Деепричастие»

В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о деепричастии.

На каких вопросах, связанных с изучением деепричастия , вы считаете, нужно остановиться?

Выход на этапы урока:

  1. Грамматические признаки деепричастия.
  2. Обособление  деепричастий.
  3. Роль деепричастий в тексте.

Поставьте цели  сегодняшнего урока. (Цели урока  определяются обучающимися и записываются учителем):

  1. Уметь определять и выделять деепричастие среди других  частей  речи.
  2. Научиться находить деепричастный оборот в предложении.
  3. Научиться правильно употреблять деепричастия в речи.

   

     3. Работа обучающихся в группах.

1 этап урока: грамматические признаки деепричастий.

Задания:

«Теоретики».

Определите, какие  грамматические признаки  деепричастие получило от глагола, а какие  от наречия. (Ненужное зачеркнуть).

Деепричастие

Глагол                                                                                                          Наречие

Вид

Время

Возвратность

Неизменяемость

Падеж

Способность иметь при себе зависимые слова

Зависимость от глагола

Член предложения – обстоятельство.

«Исследователи»

В  данном списке слов подчеркните только  деепричастия, выделите в них морфемы.

Играя в куклы, молодая трава, устав от работы, воинский устав, танцую вальс, пролив молоко, морской пролив, крепчайший кофе.

«Творцы»

Образуйте от глаголов деепричастия,  определите их вид, выделите суффиксы.

Замёрзнуть, замерзать, гаснуть, запереть, запирать, писать, лить.

Комментарий учителя:

В современном языке от глагола лить деепричастие не  образуется, но раньше такая форма была - лия,  на сегодняшний день она считается устаревшей и встречается только в поэтической речи (« И слёзы горькие лия…»)

Вопрос учителя:

От всех ли глаголов можно образовать деепричастия? Что нужно учитывать при образовании  деепричастия?

«Минутка» отдыха.  Чтение учителем стихотворения.

Э. Саути «Ладорский водопад». Перед началом чтения учитель показывает напечатанное стихотворение и просит детей сказать, на что похож текст. (Ответы учеников: гора, склон, колпак, треугольник).Посчитайте, сколько деепричастий использовано в тексте.(52)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.

 

2 этап урока: обособление  деепричастий.

Задания:

«Теоретики»

Найдите в тексте деепричастия , объясните условия их обособления. (Знаки препинания в тексте расставлены).

Читайте, читайте и читайте! Заставляйте читать себя медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.

(По К. Паустовскому.)

«Исследователи»

Найдите в предложениях   пунктуационную  ошибку, исправьте  её  и объясните.

  1. Надвигалась гроза, и туча набирая силы, поднималась из-за леса.
  2. Собака залилась громким лаем, но распознав,  знакомого человека  успокоилась.
  3. Она стояла, запрокинув голову, и щурясь от яркого света.

«Творцы»

Замените в исходном предложении один из глаголов  деепричастием, запишите все возможные варианты, расставьте знаки препинания.

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и  скрылось.

3 этап урока : словарная работа.

Слово учителя:

Заглянем мы, как Пушкин встарь

В Академический словарь.

Обучающиеся  выполняют индивидуальную работу по словарям.

«Минутка» отдыха. Обучающиеся показывают приготовленные  дома рисунки с изображёнными фразеологическими оборотами и  называют их.

4 этап урока: роль деепричастий в тексте.

Слово учителя:

Разговор о деепричастиях не будет полным, если не сказать об их роли  в речи. Приводится пример из воспоминаний Григоровича:

«Одно место из моего очерка «Петербургские шарманщики» Ф.М.Достоевскому не понравилось. В нём было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо говорил Ф.М.Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» «Это замечание, - пишет Григорович, - помню очень хорошо, - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…»

Вопросы учителя:

Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает  движение»?

О каких формах так сказал писатель?

Вывод:

Способность деепричастий «дорисовывать  движение»  является выразительным средством в художественном тексте.

Задания:

«Теоретики»

В приведённых словосочетаниях  найдите и подчеркните фразеологические  обороты.

Раздвинув занавески, опустив руки, спустя рукава, разинув рот, держа кувшин, сложа руки, скрепя сердце, скрепив листы, скрипя железом по стеклу.

«Исследователи»

Выберите из скобок нужные деепричастия.

 1. Я жил недорослем, (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками.

 2.(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно, я увидел,  что буря утихла.

 3. (Приезжая, приехавши) в Оренбург,  я прямо явился к генералу.

«Творцы»

Исправьте ошибки в употреблении  деепричастных оборотов.

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
  2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

5 этап урока: контроль усвоения материала.

Обучающиеся выполняют тестовое задание, самопроверка.

Тест.

1. Что обозначает деепричастие?

1) признак предмета по действию;

2) действие предмета;

3) признак предмета.

2. На какие вопросы отвечает деепричастие?

1) что делает?

2) что делать?

3) что делая?

4) что сделав?

5) что делай?

3. Среди данных слов найди деепричастия:

1) прыгаю;

2) прыгающий;

3) прыгая;

4) подпрыгнув;

5) прыгнувший;

4.Найти суффиксы деепричастий:

1) -нн -, -енн-, -т-;

2) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

3)-а, -я, -в, -ши,-вши.

5. Что называется деепричастным оборотом?

1) деепричастие с зависимыми от него словами;

2) деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

Ответы:

1.-1

2.-3,4

3.-3,4

4.- 3

5.-1

6 этап урока: подведение итогов

Слово учителя:

Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ

Итоги урока:

  1. Самым интересным для меня на уроке было….
  2. Для меня оказалось   сложным ……
  3. На следующем  уроке я бы хотел(а)….

 Подведение итогов урока, выставление оценок.

 Слово учителя:

Чтоб упрочить ваши знанья

Даю домашнее заданье.

Учитель задаёт  и объясняет домашнее задание

Зачётный лист групповой работы

№п/п

Фамилия, имя обучающегося

Итог

Оценка

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»

Обобщающий урок, который  расширяет  знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас,  развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков  правильного...

Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"

Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Урок-исследование для 10 класса.

Тип урока:урок изучения нового материала. Цели урока: формирование представлений учащихся об электронном строении молекулы бензола; сформировать понятие об ароматичности связи, эффекте сопряжени...

Урок-исследование в 9 классе по рассказу И.Бунина "Танька"

В кодификатор по литературе (ГИА) включен рассказ Бунина "Танька". Предлагаемый урок - урок-практикум с элементами исследования. Ход урока дан в презентации....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...