урок-обобщение по теме Деепричастие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

На данном уроке учащиеся обобщают и систематизирют материал по теме и проводят небольшое исследование на тему "Роль деепричастий в речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie._urok-obobshchenie.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Самохина Марина Гавриловна

учитель русского языка

МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

Обобщающий урок по теме

«Деепричастие»

Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Т.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

              Тема: « Обобщающий урок по теме «Деепричастие».( 1 слайд)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид   урока: комбинированный.

Средства обучения: 1. учебник русского языка для 7 класса;

                                   2. раздаточный материал;

                                   3. исследования учащихся;

                                   4. презентация

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной

                     работе;

                     формирование навыков исследовательской  работы.

             

Задачи:

  1. совершенствовать умения и навыки в употреблении деепричастий и

деепричастных оборотов;

  1. совершенствовать умение анализировать текст, выявляя в нем роль деепричастий;
  2. формировать умение учащихся презентовать свои наблюдения
  3. способствовать развитию  внимания, памяти, мышления, речи.
  4.  воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка  к усвоению материала.
  1. Разминка:

узнайте, о какой части речи говорится в данном синквейне.

(Синквейн— пятистрочная стихотворная форма. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. ) ( 2 слайд)

Часть речи.  

Образная, изящная.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

Соединяет признаки глагола и наречия

??? ( Деепричастие)

  1. Задача классу:
  1. обобщить материал, изученный в теме  «Деепричастие»;            
  2. выявить роль деепричастий в художественной речи на

основе наблюдений, сделанных учащимися;

  1. подготовиться к  контрольной работе.

III. Основное содержание урока:

  1. Повторение и обобщение изученного материала.

А)  - Что называется деепричастием?

      -  Как определить вид деепричастия?

Б) Распределительный диктант.

 В 1 столбик выписать деепричастия несовершенного вида, во 2 столбик  - деепричастия совершенного вида.

Выписывать только деепричастия. Выделите суффиксы деепричастий.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Вывод:   - как образуются деепричастия несовершенного вида, совершенного вида?

 В)  Укажите глаголы, от которых нельзя  образовать деепричастия несовершенного вида. ( з слайд)

        А) опускать, шлифовать, вырабатывать;

        Б) бегут, текут, мажут, шьют;

        В) оттачивать, зажимать, упираться;

        Г) держать, обрабатывать, вставать.

Вывод: не от всех глаголов можно образовать деепричастия.

Г) Прочитайте четверостишья И.А.Бунина, найдите в них деепричастия. ( 4 слайд)

Объясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море поднимается, синея
Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея
Зовет меня к скалистым берегам,
Где море поднимается, синея,
К пустынным и далеким небесам.

Вывод: - что называется деепричастным оборотом?

               - знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Д) Укажите предложения с деепричастным оборотом, спишите его, объясните постановку знаков препинания.(Знаки препинания не расставлены). (5 слайд)

1.  Блеснула яркая молния  и раздался удар грома.

2.  Много тайн хранят леса  опаленные войной.

3.  Не узнав горя  не узнаешь и радости.

4.  Мальчик шел и не разбирал дороги.

5.  Он работал спустя рукава.

Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.

Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.

- какое предложение можно перестроить, заменив глагол деепричастием?

Запишите его.

- Объясните написание НЕ с деепричастием.

Что необходимо учитывать, строя предложения с деепричастиями?

Е) Какие объявления не содержат речевых ошибок?  ( 6 слайд)

       Исправьте ошибки ( устно).

1) «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»

2) «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»

3) «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»

4) «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

IY. Проверка усвоения материала.  ( 7 слайд)

Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет – «0».

Утверждения:

  1. Деепричастие - самостоятельная часть речи.
  2. Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.
  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  4. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.
  5. Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.
  6. Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?

Ответ: 10 10 10

Y. Употребление деепричастий в речи. ( 8 слайд)

    1. (Выступления учащихся со своими наблюдениями).

                          Задание № 1.

           Употребление деепричастий в художественной речи ( поэзии)

Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и исследуйте его.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Примерные вопросы для исследования.

выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;

проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в этом отрывке;

почему крестьянин «на дровнях обновляет путь», «торжествуя»? Какую роль играет это деепричастие?

как «дорисованы» действия лошадки и кибитки?

что помогает увидеть и почувствовать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая»?

какую роль играют деепричастные обороты, «дорисовывающие» действия дворового мальчика?

Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод.

                                       Задание № 3

                  Употребление деепричастий в пословицах.

Примерные вопросы для исследования.

выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;

проведите количественный анализ, выяснив, сколько раз употребляются деепричастия в  пословицах;

 приведите примеры пословиц;

что характеризуют деепричастия в данных пословицах;

обощите свои наблюдения и сделайте вывод.

                     Задание № 3.

Употребление деепричастий в художественной речи (прозе)

Отрывок из повести Н.Гоголя « Тарас Бульба» глава 9.

 Со слов  «А из города уже выступало неприятельское войско…» до слов

«…что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки».

Примерные вопросы для исследования.

выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;

проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;

что помогают показать деепричастия в данном отрывке;

обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Вывод: Какова роль деепричастий в речи?

Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие.

  1. РР  Составить мини-текст по картинке с деепричастиями.  ( 9 слайд)

YI. Задание на дом. Стр.91 – 92 (вопросы), упр.194  (10 слайд)

 YII.  Подведение итогов. Выставление оценок. (11 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)

          Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных  способах производства аммиака,...

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля».

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля»....

Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)

Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...