Папка с материалами ГИА по русскому языку
элективный курс (русский язык, 9 класс) на тему

Практический материал для подготовки к  ГИА по русскому языку, задания для отработки частей А и В, клише для написания части С.1 и С.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenirovochnyezadaniya.doc380.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочное задание 1


Назад

Вперед

Печать

1) Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.

2) Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились. 3) Мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.

4) Я не помню утра более глубокого и свежего! 5) Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. 6) В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня: он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. 7) Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. 8) Как любопытно всматривался в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! 9) Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! 10) Там путь становился всё уже, утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемою стеной. 11) Мы ехали молча.

(М. Лермонтов)

1. Замените лексически нейтральным синонимом слово СЛОБОДКА в предложении 3.

2. В предложениях 4-5 найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

3. В предложении 8 найдите слово, правописание приставки в котором не совпадает с произношением.

4. Из предложений 6-7 выпишите имя прилагательное, в котором написание НН объясняется тем, что оно образовано от существительного с помощью суффикса -ЕНН-.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ.

В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня: он золотил только верхи утесов, (1) висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, (2)растущие в их глубоких трещинах, (3) при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, (4) больше чем когда-нибудь прежде, (5) я любил природу.

6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО предложения.

Там путь становился всё уже, (1) утесы синее и страшнее, (2) и наконец они, (3) казалось, (4) сходились непроницаемою стеной.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, (1) и мы пустились. Мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, (2) по которому вилась дорога, (3) полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, (4) через который нужно было переправляться вброд, (5) к великому отчаянию доктора, (6) потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.

8. Замените словосочетание РАДУЖНЫХ ЛУЧЕЙ (предложение 8), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

10. Среди предложений 4-8 найдите предложения с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Напишите номера этих предложений.

11. Среди предложений 8-11 найдите предложение с ВВОДНЫМ СЛОВОМ. Напишите номер этого предложения.

12. Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 10.

13. Среди предложений 7-11 найдите СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ: БЕССОЮЗНОЙ И СОЧИНИТЕЛЬНОЙ. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 2-6 найдите СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ. Напишите номер этого предложения.

Тренировочное задание 3


Назад

Вперед

Печать

Княжна Мери видела это лучше меня.

Легче птички она к нему подскочила, (1) нагнулась, (2) подняла стакан и подала ему с телодвижением, (3) исполненным невыразимой прелести; (4) потом ужасно покраснела, (5) оглянулась на галерею и, (5) убедившись, (6) что ее маменька не видала, (7) кажется, (8) тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, (9) чтоб поблагодарить ее, (10) она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, (11) но, (12) проходя мимо Грушницкого, (13) приняла вид такой чинный и важный, (14) - даже не обернулась, (15) даже не заметила его страстного взгляда, (16) которым он долго ее провожал, (17) пока, (18) спустившись с горы, (19) она не скрылась за липами бульвара… Но вот ее шляпка мелькнула через улицу; (20) она вбежала в вороты одного из лучших домов Пятигорска.

(М. Лермонтов)

1. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Укажите, какие знаки (выпишите номер (-а)) стоят для обозначения:

а) вводного слова;

б) границ сложноподчиненного предложения;

в) границ сложносочиненного предложения;

г) обособленного обстоятельства;

д) обособленного определения, выраженного причастным оборотом;

е) границ бессоюзного сложного предложения;

ж) однородные члены предложения.

2. Выпишите из отрывка слов (-а):

а) правописание НН в страдательном причастии зависит от имеющихся зависимых слов;

б) с непроизносимым согласным в корне;

в) правописание приставки зависит от последующего согласного;

г) правописание НН зависит от количества Н в слове, от которого оно образовалось.

3. Определите способ связи слов в словосочетании:

а) тотчас же успокоилась;

б) вышла из галереи;

в) вид важный.

4. Перестой в синонимичное словосочетание страстного взгляда со связью согласование в словосочетание со связью управление.

5. Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу (-ы):

Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька не видала, кажется, тотчас же успокоилась.

6. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко.

а) определите способ подчинения в предложении;

б) определите вид придаточных;

в) начертите схему предложения.

Тренировочное задание 6


Назад

Вперед

Печать

(1) Я сказал,  что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и  отношения. (2) Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что  усовершенствование это  легко, возможно и вечно. (3) Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком.

(4) Те добродетельные мысли,  которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом моим Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шепотом иногда называл его, еще нравились только моему уму, а не чувству. (5) Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твердым намерением никогда уже не изменять им.

(6) И с этого времени я считаю начало юности.

(7) Мне был в то время шестнадцатый год в исходе. (8) Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. (9) Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. (10) Выразительного ничего не было - самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. (11) Мужественного было еще меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные.

(12) Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; это в то время мне казалось очень стыдно.

(Л.Н. Толстой)

 

1. Найдите предложение (-я) :

а) с обособленным определением;

б) с вводным словом (словосочетанием, предложением);

в) со сравнительным оборотом;

г) с бессоюзной и подчинительной связью;

д) с однородными членами предложения;

е) сложноподчиненное(-ые) предложение (-я) с однородным соподчинением.

2. В предложениях 4-5 найдите слово (-а) с чередованием гласной в корне.

3. Из предложения 11 выпишите:

а) прилагательное, образованное при помощи суффикса –ЕНН-;

б) страдательное причастие прошедшего времени.

4. Из предложения 3 выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы).

5. Из предложения 5 выпишите слово (-а), правописание приставки в котором зависит от последующего звука.

6. Определите количество грамматических основ в предложении 8. Выпишите их.

7. Из предложения 1 выпишите словосочетание (-я) со связью согласование.

8. Из предложения 2 выпишите словосочетание (-я) со связью управление.

9. Из предложения 8 выпишите словосочетание (-я) со связью примыкание.

Тренировочное задание 5


Назад

Вперед

Печать

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, (1) залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, (2) к длинной избе, (3) в одной связи которой была казенная почтовая станция, (4) а в другой частная горница, (5) где можно было отдохнуть или переночевать,(6) пообедать или спросить самовар, (7) подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, (8) тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, (9) серьезный и темноликий, (10) с редкой смоляной бородой, (11) похожий на старинного разбойника, (12) а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, (13) еще чернобровый, (14) но с белыми усами, (15) которые соединялись с такими же бакенбардами; (16) подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, (17) которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; (18) взгляд был тоже вопрошающий, (19) строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, (20) он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, (21) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, (22) взбежал на крыльцо избы.

– Налево, (23) ваше превосходительство, – грубо крикнул с козел кучер,(24) и он, (25) слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, (26) вошел в сенцы, (27) потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

(И.Бунин)

1. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Укажите, какие знаки (выпишите номер(-а)) стоят для обозначения:

а) обращения;

б) границ сложноподчиненного предложения;

в) границ сложносочиненного предложения;

г) обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом;

д) обособленного определения;

е) границ бессоюзного сложного предложения;

ж) однородных членов предложения;

з) приложения.

2. Выпишите из отрывка слово(-а)

а) правописание -НН- зависит от того, что слово образовалось от существительного с основой на -Н-;

б) правописание -НН- в страдательном причастии;

в) правописание -Н- в кратком страдательном причастии;

г) правописание приставки зависит от последующего звука;

д) правописание приставки зависит от значения;

е) с чередованием гласной в коне слова.

3. Определите способ связи слов в словосочетании:

а) грубо крикнул;

б) покрытой попонами;

в) пахло щами;

г) залитой дождями;

д) ближе стояло.

4. Перестой в синонимичное словосочетание:

а) грубо крикнул со связью примыкание в словосочетание со связью управление;

б) в замшевых перчатках со связью согласование в словосочетание со связью управление;

в) из-за печной заслонки со связью согласование в словосочетание со связью управление.

ренировочное задание 7


Назад

Вперед

Печать

(1) Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. (2) Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует.

(3) Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же погублено. (4) Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и что пребудет на земле.

(5) Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научиться говорить. (6) Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (7) И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.

(8) Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и что не дает ему окончательно одичать.

(9) Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

(10) Гениальный русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, так увлекательно умеющий говорить о музыке и ее природе, утверждал, что именно эти современные бесчисленные громокипящие артели, но скорее банды, называемые ансамблями, помогают понять в сравнении, как сохранить изначальную природу музыки. (11) Не дают человечеству потерять ключ ее, ибо утеря этого самого «ключа» - есть полное и окончательное разрушение мировой гармонии. (12) А без нее оно, человечество, как корабль без руля, быстренько пойдет ко дну, потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда, но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века.

(По В. Астафьеву)

1. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.

2. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.

3. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют сравнительный оборот.

Музыка,(1) может быть,(2) самое дивное создание человека,(3) его вечная загадка и услада. Никто так близко,(4) как музыкант,(5) не соприкоснулся с подсознанием человеческим, (6) той самой неотгаданной материей и вечной тайной,(7) что живет в нас,(8) тревожит и волнует.

4. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют обособленное обстоятельство.

Люди плачут,(1) слушая музыку,(2) плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным,(3) казалось бы, умолкнувшим,(4) навсегда утраченным,(5) плачут,(6) жалея себя и то чистое,(7) дивное создание в себе,(8) что было задумано природой,(9) но в борьбе за существование человеком же погублено.

5. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют уточнение.

А без нее оно,(1) человечество,(2) как корабль без руля,(3) быстренько пойдет ко дну,(4) потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда,(5) но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века.

6. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые отделяют однородные члены.

Возникает крамольная мысль,(1) что вначале был шум ветра,(2) плеск волн,(3) пенье птиц,(4) шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук,(5) человек сложил из него слово.

7. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) из предложения 11.

8. Из предложений 8-9 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего звука.

9. Из предложений 10-12 выпишите отыменные прилагательные с –НН-.

10. Замените синонимом слово крамольная (предложение 6).

11. Замените синонимом слово окончательно (предложение 8).

12. Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующей гласной в корне.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

Начало формы


Конец формы

Главная

Словарь

Готовимся к ГИА

Тренировочное задание 1

Тренировочное задание 2

Тренировочное задание 3

Тренировочное задание 4

Тренировочное задание 5

Тренировочное задание 6

Тренировочное задание 7

Тренировчное задание 8

Тренировочное задание 9

Тренировочное задание 10

Тренировочное задание 11

Тесты

Простое предложение 1

Простое предложение 2

-н- и -нн- в прилагательных и причастиях

Знаки препинания 1

Знаки препинания 2

Числительное

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Знаки препинания в простом и сложном предложении

Практические работы

Практическая работа по теме Числительное

словосочетание

Карточки

Глагол . (карточка 1)

Глагол (карточка 3)

Глагол (карточка 2)

карточки по теме "Причастие"(дифференцированные)

Причастие (карточка 3)

Причастие (карточка 2)

Причастие (карточка 1)

Уроки

Обобщение и повторение по теме "Причастие" 7 кл.

Односоставные предложения 8 кл.

Презентации к урокам русского языка

Фотогалерея

Тренировчное задание 8


Назад

Вперед

Печать

(1) Никогда, пожалуй, в многовековой жизни игрушек не было такого праздника, как осенью 1965 года, когда в Москве была устроена грандиозная выставка произведений художественных промыслов. (2) В Манеже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи. (3) Но среди забытого великолепия выделялись дымковские игрушки, вылепленные из глины мастерицами на берегах Вятки. (4) Они не только не затерялись среди других игрушек, но привлекали внимание живописностью и своеобразием. (5) И каждое изделие индивидуально, представляет собой оригинальное, самобытное произведение художника.

(6) На дымковскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимания. (7) Интерес, а затем и мировое признание пришли в наши дни.

(8) Что изображают в своих изделиях дымковские мастерицы. (9) Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. (10) Дымковские игрушке нужны полутона и незаметные переходы. (11) Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. (12) Она напоминает рисунки, выполненные детьми. (13) В Дымкове – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

(14) Дымковка – добрая улыбка, а не резкий смех. (15) Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен. (16) Мастерицы предпочитают ему доброго барана, покрытого шелковой шерстью. (17) Дымковская собака – безобидная дворняга, которая если и решится полаять, так, верно, лишь от радости. (18) Как добра и торжественна здешняя женщина в пышном сарафане, идущая с ведрами. (19) Всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии. (20) Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у нее густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. (21) Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

( По Е. Осетрову)

1. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) сравнительный оборот.

Никогда,(1) пожалуй,(2) в многовековой жизни игрушек не было такого праздника,(3) как осенью 1965 года,(4) когда в Москве была устроена грандиозная выставка произведений художественных промыслов. В Манеже разместились куклы,(5) игрушечные звери,(6) сказочные персонажи.

2. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера (номер), которые (-ый) отделяют (-ет) обособленное обстоятельство.

Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм,(1) бескозырка,(2) у нее густые кудри,(3) румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется,(4) что мастерица тихо посмеивалась,(5) лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

3. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) выделяют(-ет) обособленное определение.

Нянек с детьми,(1) баранов с золотыми рогами,(2) гусей,(3) уточек,(4) индюшек с индюшатами,(5) петухов,(6) оленей и,(7) конечно,(8) молодых людей,(9) катающихся на лодке,(10) скоморохов на конях,(11) барынь с зонтиками.

4. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) однородные члены.

Но среди забытого великолепия выделялись дымковские игрушки,(1) вылепленные из глины мастерицами на берегах Вятки. Они не только не затерялись среди других игрушек, (2) но привлекали внимание живописностью и своеобразием. И каждое изделие индивидуально,(3) представляет собой оригинальное,(4) самобытное произведение художника.

5. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Напишите те номера (номер), которые (-ый) отделяют (-ет) части сложного бессоюзного предложения.

Дымковка –(1) добрая улыбка,(2) а не резкий смех. Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе:(3) он слишком злобен. Мастерицы предпочитают ему доброго барана,(4) покрытого шелковой шерстью.

6. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) вводное слово (словосочетание. вводную конструкцию).

Дымковская собака –(1) безобидная дворняга,(2) которая если и решится полаять,(3) так,(4) верно,(5) лишь от радости. Как добра и торжественна здешняя женщина в пышном сарафане,(6) идущая с ведрами.

7. Из предложений 1-5 выпишите слово (-а), правописание приставки в которых зависит от значения.

8. Из предложений 16-18 выпишите слово (-а), правописание приставки в которых зависит от последующего звука.

9. Из предложений 10-13 выпишите слово(-а) с чередующей гласной в корне.

10. Из предложений 1-5 выпишите страдательные причастия.

11. Замените синонимом слово грандиозная (предложение 1).

12. Замените синонимом слово шелковой (предложение 16).

13. Замените словосочетание сказочные персонажи со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

14. Замените словосочетание матросский костюм со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

Тренировочное задание 9


Назад

Вперед

Печать

(1) Мать родилась в сибирской деревне. (2) С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.

(3) Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! (4) И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. (5) Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

(6) Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. (7) Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пытались привить нам, детям. (8) Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. …

(9) А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. (10) И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. (11) Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. (12) Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

(По Е. Пермитину)

1.В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) сравнительный оборот.

Способность радоваться,(1) чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. Лицо матери,(2) как подсолнечник к солнцу,(3) всегда было обращено к радости,(4) к деянию добра.

2. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) выделяют(-ет) обособленное определение.

И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости,(1) свидетельствующими о душевной ясности,(2) лицо свежим,(3) свободным от морщин. Способность радоваться,(4) чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

3. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) однородные члены.

Любовь к природе,(1) радостное любование ею было заложено в ней от рождения,(2) как в певчей птице. Мать не представляла иной силы,(3) способной так чудодейственно окрылять человеческую душу,(4) и поражалась,(5) как другие не понимают этого.

4. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Напишите те номера (номер), которые (-ый) выделяют (-ет) обособленное уточнение.

Я был убежден,(1) что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы,(2) которые она все время бессознательно пытались привить нам,(3) детям. Слова матери глубоко западали в память,(4) трогали какие-то незримые струны души,(5) оберегали нас от тысяч пагубных соблазнов,(6) бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.

5. Среди предложений 6- 9 найдите предложения с последовательным подчинением придаточных.

6. Из предложений 6-8 выпишите слово (-а), правописание приставки в которых зависит от значения.

7. Из предложений 10-12 выпишите слово (-а), правописание приставки в которых зависит от последующего звука.

8. Из предложений 4-5 выпишите страдательные причастия.

9. Из предложений 9-12 выпишите слово (-а), правописание –Н- и –НН- зависит от того, сколько –Н- в слове, от которого оно (они) образовалось (-лись).

10.Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

11. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) из предложения 11 .

Тренировочное задание 10


Назад

Вперед

Печать

(1) На наших глазах уходит поколение, пережившее Вторую мировую войну. (2) Лишь во время парадов с участием ветеранов мы с болью замечаем, как мало их осталось. (3) Из судеб этих людей и составлена История Второй мировой войны, поглотившей миллионы жизней, перекроившей карты стран, лишившей людей того, что было дорого и мило: любви, родины, семьи. (4) И наш первейший долг – сохранить как можно больше достоверных деталей этого вселенского столкновения народов, оставить нашим детям, внукам память об ужасе и нечеловеческом напряжении сил, которое требовала война от каждого, кто был втянут в круговорот событий.

(5) Для одних война – это нескончаемая вереница бессонных ночей, проведенных в раздумьях над военными картами. (6) Для других – огромный груз ответственности за приказы, отправлявшие десятки тысяч людей в самое пекло боевой схватки. (7) Для третьих – победа над самим собой, заставляющая подняться из окопов и идти навстречу шквальному огню противника. (8) Это почти мистические ситуации и совпадения, когда солдат спасается от шальной пули только потому, что привстает, чтобы убить комара на щеке спящего соседа. (9) Или в атаке человеку одним минным осколком срезает каблук, а другим осколком – пряжку ремня, и ни одной царапины на теле.

(10) Сколько одновременно находилось на войне людей? (11) Допустим, тридцать миллионов. (12) Значит, это тридцать миллионов личных войн, тридцать миллионов личных ситуаций, и каждого из этих людей своя история, своя память, свой запах, свое детство, свои родители и дети и своя неповторимая и единственная жизнь, которую он может потерять в любую минуту. (13) У каждого из них – у солдат, у командиров – свое понимание справедливости и несправедливости происходящего. (14) В народе говорят: «Время рассудит, кто прав, кто виноват». (15) Наверное, именно сейчас и настал тот момент, когда можно несколько отойти от ситуации и рассмотреть всю гигантскую фреску событий Второй мировой.

(16) Идти к этой цели можно различными путями. (17) Например, снимая фильм о войне, в котором будет не повествование о спасении рядового Иванова и не рассказ о боевом пути отдельной части, а осознание, понимание такой тонкой материи, как философия войны. (18) Не потому, что мне безразлична судьба отдельного солдата, а потому, что я хочу осознать (и чтобы зрители осознали) проблему жизни, смерти, Божьей воли.

(Н. Михалков)

1. Среди предложений 5-9 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

2. Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным приложением.

3. Среди предложений 16-18 найдите предложение с вводным словом (словосочетанием, конструкцией).

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением.

5. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Лишь во время парадов с участием ветеранов мы с болью замечаем,(1) как мало их осталось. Из судеб этих людей и составлена История Второй мировой войны,(2) поглотившей миллионы жизней,(3) перекроившей карты стран,(4) лишившей людей того,(5) что было дорого и мило: любви,(6) родины,(7) семьи.

6. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения.

Например,(1) снимая фильм о войне,(2) в котором будет не повествование о спасении рядового Иванова и не рассказ о боевом пути отдельной части,(3) а осознание,(4) понимание такой тонкой материи,(5) как философия войны. Не потому,(6) что мне безразлична судьба отдельного солдата,(7) а потому,(8) что я хочу осознать (и чтобы зрители осознали) проблему жизни,(9) смерти,(10) Божьей воли.

7. Из предложений 11-13 выпишите слово(-а) с чередованием безударной гласной в корне слова.

8. Из предложений 5-9 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от значения.

9. Из предложений 14-16 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от последующего звука.

10. Из предложений 5-6 выпишите слово(-а), правописание –НН- объясняется следующим:

а) это страдательное(-ые) причастие(-я);

б) это слово(-а) образовалось(-лись) от слова с основой на –Н-;

в) в слове(-ах), от которого(-ых) образовалось(-лись) данное(-ые), -НН-.

11. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

13. Определите стиль и тип данного текста.

Тренировочное задание 11


Назад

Вперед

Печать

(1) Еще совсем недавно в селах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришли на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

(2) Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. (3) Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. (4) Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

(5) Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. (6) Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. (7) Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

(8) Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. (9) Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. (10) Многие рубили здесь избы и селились рядом.

(11) Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. (12) Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. (13) Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. (14) А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как говорит ярким пламенем изба чудо-художника. (15) Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. (16) Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

(17) Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. (18) Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

(19) Такова легенда. (20)Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. (21) Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. (22) Так случилось и с «хохломой»: вот уже три века радует людей хохломская роспись.

(Н. Бедник)

1. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

2. Среди предложений 13-15 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением.

3. Среди предложений 16-18 найдите предложение с обособленным приложением.

4. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением.

5. Среди предложений 19-22 найдите бессоюзное сложное предложение.

6. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), обозначающие обособленное обстоятельство.

Исчез мастер,(1) но не исчезло его мастерство,(2) и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски,(3) напоминая всем и о счастье свободы,(4) и о жаре любви к людям,(5) и о жажде красоты.

7. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения.

А утром,(1) когда вошли в село царские посланцы,(2) увидели все,(3) как говорит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба,(4) а самого мастера, как ни искали,(5) нигде не нашли. Только остались на земле его краски,(6) которые словно вобрали в себя и жар пламени,(7) и чернь пепелища.

8. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

Наконец,(1) дошла слава мастера и до грозного государя,(2) и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде,(3) собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.

9. Из предложений 17-18 выпишите слово(-а) с чередованием безударной гласной в корне слова.

10. Из предложений 7-9 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от значения.

11. Из предложений 13-14 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от последующего звука.

12. Из предложений 19-22 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от ударения.

13. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

14. Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

15. Замените словосочетание народная молва со связью согласование на синонимичное со связью управление.

16. Замените словосочетание царский двор со связью согласование на синонимичное со связью управление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку русского языка

Мои разработки, методический материал, презентации к урокам....

Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины

Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса,   учат внимател...

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Материалы к урокам русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....

"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Предлагаю Вашему вниманию работу моей ученицы Салахутдиновой Ф. по сравнительному языкознанию...

Аттестационная папка на первую категорию учителя русского языка и литературы

В данном материале представлена папка на первую квалификационную категорию. Структура материала построена в соответствии с критериям оценивания. В папке  всё четко, продуманно, объём материала со...