Папка с материалами ГИА по русскому языку
элективный курс (русский язык, 9 класс) на тему
Практический материал для подготовки к ГИА по русскому языку, задания для отработки частей А и В, клише для написания части С.1 и С.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenirovochnyezadaniya.doc | 380.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочное задание 1 | ||||
1) Эта мысль поразила доктора, и он развеселился. 2) Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились. 3) Мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась. 4) Я не помню утра более глубокого и свежего! 5) Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. 6) В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня: он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. 7) Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. 8) Как любопытно всматривался в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! 9) Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! 10) Там путь становился всё уже, утесы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемою стеной. 11) Мы ехали молча. (М. Лермонтов) 1. Замените лексически нейтральным синонимом слово СЛОБОДКА в предложении 3. 2. В предложениях 4-5 найдите слово с чередующейся гласной в корне слова. 3. В предложении 8 найдите слово, правописание приставки в котором не совпадает с произношением. 4. Из предложений 6-7 выпишите имя прилагательное, в котором написание НН объясняется тем, что оно образовано от существительного с помощью суффикса -ЕНН-. 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ. В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня: он золотил только верхи утесов, (1) висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, (2)растущие в их глубоких трещинах, (3) при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, (4) больше чем когда-нибудь прежде, (5) я любил природу. 6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО предложения. Там путь становился всё уже, (1) утесы синее и страшнее, (2) и наконец они, (3) казалось, (4) сходились непроницаемою стеной. 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения. Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, (1) и мы пустились. Мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, (2) по которому вилась дорога, (3) полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, (4) через который нужно было переправляться вброд, (5) к великому отчаянию доктора, (6) потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась. 8. Замените словосочетание РАДУЖНЫХ ЛУЧЕЙ (предложение 8), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. 9. Выпишите грамматическую основу предложения 9. 10. Среди предложений 4-8 найдите предложения с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Напишите номера этих предложений. 11. Среди предложений 8-11 найдите предложение с ВВОДНЫМ СЛОВОМ. Напишите номер этого предложения. 12. Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 10. 13. Среди предложений 7-11 найдите СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ: БЕССОЮЗНОЙ И СОЧИНИТЕЛЬНОЙ. Напишите номер этого предложения. 14. Среди предложений 2-6 найдите СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ. Напишите номер этого предложения. |
Тренировочное задание 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1) Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. (2) Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. (3) Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком. (4) Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом моим Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шепотом иногда называл его, еще нравились только моему уму, а не чувству. (5) Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твердым намерением никогда уже не изменять им. (6) И с этого времени я считаю начало юности. (7) Мне был в то время шестнадцатый год в исходе. (8) Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. (9) Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. (10) Выразительного ничего не было - самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. (11) Мужественного было еще меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. (12) Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; это в то время мне казалось очень стыдно. (Л.Н. Толстой)
1. Найдите предложение (-я) : а) с обособленным определением; б) с вводным словом (словосочетанием, предложением); в) со сравнительным оборотом; г) с бессоюзной и подчинительной связью; д) с однородными членами предложения; е) сложноподчиненное(-ые) предложение (-я) с однородным соподчинением. 2. В предложениях 4-5 найдите слово (-а) с чередованием гласной в корне. 3. Из предложения 11 выпишите: а) прилагательное, образованное при помощи суффикса –ЕНН-; б) страдательное причастие прошедшего времени. 4. Из предложения 3 выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы). 5. Из предложения 5 выпишите слово (-а), правописание приставки в котором зависит от последующего звука. 6. Определите количество грамматических основ в предложении 8. Выпишите их. 7. Из предложения 1 выпишите словосочетание (-я) со связью согласование. 8. Из предложения 2 выпишите словосочетание (-я) со связью управление. 9. Из предложения 8 выпишите словосочетание (-я) со связью примыкание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренировочное задание 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, (1) залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, (2) к длинной избе, (3) в одной связи которой была казенная почтовая станция, (4) а в другой частная горница, (5) где можно было отдохнуть или переночевать,(6) пообедать или спросить самовар, (7) подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, (8) тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, (9) серьезный и темноликий, (10) с редкой смоляной бородой, (11) похожий на старинного разбойника, (12) а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, (13) еще чернобровый, (14) но с белыми усами, (15) которые соединялись с такими же бакенбардами; (16) подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, (17) которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; (18) взгляд был тоже вопрошающий, (19) строгий и вместе с тем усталый. Когда лошади стали, (20) он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, (21) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, (22) взбежал на крыльцо избы. – Налево, (23) ваше превосходительство, – грубо крикнул с козел кучер,(24) и он, (25) слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, (26) вошел в сенцы, (27) потом в горницу налево. В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом. (И.Бунин) 1. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Укажите, какие знаки (выпишите номер(-а)) стоят для обозначения: а) обращения; б) границ сложноподчиненного предложения; в) границ сложносочиненного предложения; г) обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом; д) обособленного определения; е) границ бессоюзного сложного предложения; ж) однородных членов предложения; з) приложения. 2. Выпишите из отрывка слово(-а) а) правописание -НН- зависит от того, что слово образовалось от существительного с основой на -Н-; б) правописание -НН- в страдательном причастии; в) правописание -Н- в кратком страдательном причастии; г) правописание приставки зависит от последующего звука; д) правописание приставки зависит от значения; е) с чередованием гласной в коне слова. 3. Определите способ связи слов в словосочетании: а) грубо крикнул; б) покрытой попонами; в) пахло щами; г) залитой дождями; д) ближе стояло. 4. Перестой в синонимичное словосочетание: а) грубо крикнул со связью примыкание в словосочетание со связью управление; б) в замшевых перчатках со связью согласование в словосочетание со связью управление; в) из-за печной заслонки со связью согласование в словосочетание со связью управление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ренировочное задание 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1) Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. (2) Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует. (3) Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же погублено. (4) Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и что пребудет на земле. (5) Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научиться говорить. (6) Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (7) И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово. (8) Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и что не дает ему окончательно одичать. (9) Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили. (10) Гениальный русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, так увлекательно умеющий говорить о музыке и ее природе, утверждал, что именно эти современные бесчисленные громокипящие артели, но скорее банды, называемые ансамблями, помогают понять в сравнении, как сохранить изначальную природу музыки. (11) Не дают человечеству потерять ключ ее, ибо утеря этого самого «ключа» - есть полное и окончательное разрушение мировой гармонии. (12) А без нее оно, человечество, как корабль без руля, быстренько пойдет ко дну, потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда, но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века. (По В. Астафьеву) 1. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. 2. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. 3. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют сравнительный оборот. Музыка,(1) может быть,(2) самое дивное создание человека,(3) его вечная загадка и услада. Никто так близко,(4) как музыкант,(5) не соприкоснулся с подсознанием человеческим, (6) той самой неотгаданной материей и вечной тайной,(7) что живет в нас,(8) тревожит и волнует. 4. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют обособленное обстоятельство. Люди плачут,(1) слушая музыку,(2) плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным,(3) казалось бы, умолкнувшим,(4) навсегда утраченным,(5) плачут,(6) жалея себя и то чистое,(7) дивное создание в себе,(8) что было задумано природой,(9) но в борьбе за существование человеком же погублено. 5. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют уточнение. А без нее оно,(1) человечество,(2) как корабль без руля,(3) быстренько пойдет ко дну,(4) потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда,(5) но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века. 6. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые отделяют однородные члены. Возникает крамольная мысль,(1) что вначале был шум ветра,(2) плеск волн,(3) пенье птиц,(4) шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук,(5) человек сложил из него слово. 7. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) из предложения 11. 8. Из предложений 8-9 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего звука. 9. Из предложений 10-12 выпишите отыменные прилагательные с –НН-. 10. Замените синонимом слово крамольная (предложение 6). 11. Замените синонимом слово окончательно (предложение 8). 12. Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующей гласной в корне. 13. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренировочное задание 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1) Мать родилась в сибирской деревне. (2) С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них. (3) Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! (4) И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. (5) Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. (6) Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. (7) Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пытались привить нам, детям. (8) Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. … (9) А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. (10) И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. (11) Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. (12) Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого. (По Е. Пермитину) 1.В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) сравнительный оборот. Способность радоваться,(1) чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. Лицо матери,(2) как подсолнечник к солнцу,(3) всегда было обращено к радости,(4) к деянию добра. 2. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) выделяют(-ет) обособленное определение. И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости,(1) свидетельствующими о душевной ясности,(2) лицо свежим,(3) свободным от морщин. Способность радоваться,(4) чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. 3. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера(номер), которые (-ый) отделяют (-ет) однородные члены. Любовь к природе,(1) радостное любование ею было заложено в ней от рождения,(2) как в певчей птице. Мать не представляла иной силы,(3) способной так чудодейственно окрылять человеческую душу,(4) и поражалась,(5) как другие не понимают этого. 4. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Напишите те номера (номер), которые (-ый) выделяют (-ет) обособленное уточнение. Я был убежден,(1) что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы,(2) которые она все время бессознательно пытались привить нам,(3) детям. Слова матери глубоко западали в память,(4) трогали какие-то незримые струны души,(5) оберегали нас от тысяч пагубных соблазнов,(6) бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. 5. Среди предложений 6- 9 найдите предложения с последовательным подчинением придаточных. 6. Из предложений 6-8 выпишите слово (-а), правописание приставки в которых зависит от значения. 7. Из предложений 10-12 выпишите слово (-а), правописание приставки в которых зависит от последующего звука. 8. Из предложений 4-5 выпишите страдательные причастия. 9. Из предложений 9-12 выпишите слово (-а), правописание –Н- и –НН- зависит от того, сколько –Н- в слове, от которого оно (они) образовалось (-лись). 10.Укажите количество грамматических основ в предложении 9. 11. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) из предложения 11 . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренировочное задание 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1) На наших глазах уходит поколение, пережившее Вторую мировую войну. (2) Лишь во время парадов с участием ветеранов мы с болью замечаем, как мало их осталось. (3) Из судеб этих людей и составлена История Второй мировой войны, поглотившей миллионы жизней, перекроившей карты стран, лишившей людей того, что было дорого и мило: любви, родины, семьи. (4) И наш первейший долг – сохранить как можно больше достоверных деталей этого вселенского столкновения народов, оставить нашим детям, внукам память об ужасе и нечеловеческом напряжении сил, которое требовала война от каждого, кто был втянут в круговорот событий. (5) Для одних война – это нескончаемая вереница бессонных ночей, проведенных в раздумьях над военными картами. (6) Для других – огромный груз ответственности за приказы, отправлявшие десятки тысяч людей в самое пекло боевой схватки. (7) Для третьих – победа над самим собой, заставляющая подняться из окопов и идти навстречу шквальному огню противника. (8) Это почти мистические ситуации и совпадения, когда солдат спасается от шальной пули только потому, что привстает, чтобы убить комара на щеке спящего соседа. (9) Или в атаке человеку одним минным осколком срезает каблук, а другим осколком – пряжку ремня, и ни одной царапины на теле. (10) Сколько одновременно находилось на войне людей? (11) Допустим, тридцать миллионов. (12) Значит, это тридцать миллионов личных войн, тридцать миллионов личных ситуаций, и каждого из этих людей своя история, своя память, свой запах, свое детство, свои родители и дети и своя неповторимая и единственная жизнь, которую он может потерять в любую минуту. (13) У каждого из них – у солдат, у командиров – свое понимание справедливости и несправедливости происходящего. (14) В народе говорят: «Время рассудит, кто прав, кто виноват». (15) Наверное, именно сейчас и настал тот момент, когда можно несколько отойти от ситуации и рассмотреть всю гигантскую фреску событий Второй мировой. (16) Идти к этой цели можно различными путями. (17) Например, снимая фильм о войне, в котором будет не повествование о спасении рядового Иванова и не рассказ о боевом пути отдельной части, а осознание, понимание такой тонкой материи, как философия войны. (18) Не потому, что мне безразлична судьба отдельного солдата, а потому, что я хочу осознать (и чтобы зрители осознали) проблему жизни, смерти, Божьей воли. (Н. Михалков) 1. Среди предложений 5-9 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. 2. Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным приложением. 3. Среди предложений 16-18 найдите предложение с вводным словом (словосочетанием, конструкцией). 4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. 5. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения. Лишь во время парадов с участием ветеранов мы с болью замечаем,(1) как мало их осталось. Из судеб этих людей и составлена История Второй мировой войны,(2) поглотившей миллионы жизней,(3) перекроившей карты стран,(4) лишившей людей того,(5) что было дорого и мило: любви,(6) родины,(7) семьи. 6. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения. Например,(1) снимая фильм о войне,(2) в котором будет не повествование о спасении рядового Иванова и не рассказ о боевом пути отдельной части,(3) а осознание,(4) понимание такой тонкой материи,(5) как философия войны. Не потому,(6) что мне безразлична судьба отдельного солдата,(7) а потому,(8) что я хочу осознать (и чтобы зрители осознали) проблему жизни,(9) смерти,(10) Божьей воли. 7. Из предложений 11-13 выпишите слово(-а) с чередованием безударной гласной в корне слова. 8. Из предложений 5-9 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от значения. 9. Из предложений 14-16 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от последующего звука. 10. Из предложений 5-6 выпишите слово(-а), правописание –НН- объясняется следующим: а) это страдательное(-ые) причастие(-я); б) это слово(-а) образовалось(-лись) от слова с основой на –Н-; в) в слове(-ах), от которого(-ых) образовалось(-лись) данное(-ые), -НН-. 11. Выпишите грамматическую основу из предложения 5. 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. 13. Определите стиль и тип данного текста. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренировочное задание 11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1) Еще совсем недавно в селах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришли на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. (2) Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. (3) Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. (4) Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. (5) Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. (6) Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. (7) Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (8) Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. (9) Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. (10) Многие рубили здесь избы и селились рядом. (11) Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. (12) Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. (13) Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. (14) А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как говорит ярким пламенем изба чудо-художника. (15) Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. (16) Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. (17) Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. (18) Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. (19) Такова легенда. (20)Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. (21) Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. (22) Так случилось и с «хохломой»: вот уже три века радует людей хохломская роспись. (Н. Бедник) 1. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. 2. Среди предложений 13-15 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением. 3. Среди предложений 16-18 найдите предложение с обособленным приложением. 4. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением. 5. Среди предложений 19-22 найдите бессоюзное сложное предложение. 6. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые), обозначающие обособленное обстоятельство. Исчез мастер,(1) но не исчезло его мастерство,(2) и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски,(3) напоминая всем и о счастье свободы,(4) и о жаре любви к людям,(5) и о жажде красоты. 7. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между однородными членами предложения. А утром,(1) когда вошли в село царские посланцы,(2) увидели все,(3) как говорит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба,(4) а самого мастера, как ни искали,(5) нигде не нашли. Только остались на земле его краски,(6) которые словно вобрали в себя и жар пламени,(7) и чернь пепелища. 8. В отрывке пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения. Наконец,(1) дошла слава мастера и до грозного государя,(2) и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде,(3) собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. 9. Из предложений 17-18 выпишите слово(-а) с чередованием безударной гласной в корне слова. 10. Из предложений 7-9 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от значения. 11. Из предложений 13-14 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от последующего звука. 12. Из предложений 19-22 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором (-ых) зависит от ударения. 13. Выпишите грамматическую основу из предложения 5. 14. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. 15. Замените словосочетание народная молва со связью согласование на синонимичное со связью управление. 16. Замените словосочетание царский двор со связью согласование на синонимичное со связью управление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку русского языка
Мои разработки, методический материал, презентации к урокам....
Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины
Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса, учат внимател...
Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»
Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....
Материалы к урокам русского языка в 5 классе.
Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Предлагаю Вашему вниманию работу моей ученицы Салахутдиновой Ф. по сравнительному языкознанию...
Аттестационная папка на первую категорию учителя русского языка и литературы
В данном материале представлена папка на первую квалификационную категорию. Структура материала построена в соответствии с критериям оценивания. В папке всё четко, продуманно, объём материала со...