презентации по основам риторики для средней школы
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Презентации содержат как теоретические сведения, так и практические задания по риторике для средней школы по темам: разновидности общения, автор и адресат текста, целеустановка текста, информативность текста, особенности устной и письменной речи, виды композиции. В Латвии программа по русскому языку отличается от российской. На уроках языка учащиеся изучают основы культуры речи, основы риторики и лингвистический анализ текста. Поэтому данные материалы будут полезны всем, кому интересна риторика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Риторика 11 класс

Слайд 2

Цель урока: знакомство с новым мариалом. Задачи урока: показать важность понятий «текст», «разновидности общения»; выяснить особенности каждой разновидности ; развивать навыки аналитического анализа; показать практическую значимость знания теоретического материала.

Слайд 3

Общение – взаимодействие между людьми с помощью речи (речевое общение). Коммуникация – форма взаимодействия людей, основным содержанием которой является передача информации. Текст – это завершённое общение, имеющее своё содержание и построенное по определённой схеме того или иного жанра.

Слайд 4

Разновидности общения 1. Непосредственное и опосредованное общение.

Слайд 5

Условия непосредственного общения: Общение напрямую, без применения искусственных средств общения. Автор речи может сразу отследить результат своих слов. Огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д. Это первичное общение, основное, проявляется чаще всего в диалогической форме, но возможен и монолог.

Слайд 6

2. Вербальное и невербальное общение

Слайд 7

Навербальные (несловесные) средства: мимика; жесты; позы; тембр; интонация; использование пространства общения.

Слайд 8

Навербальные (несловесные) средства при опосредованном общении: Тип бумаги; формат; почерк; знаки препинания (?! !!!); шрифты; инт почерк М.Лермонтова рисунки; диаграммы; схемы. Интуитивное восприятие времени

Слайд 9

3. Межличностное общение дружеская беседа; семейная ссора; выяснение отношений; телефонные разговоры; переписка по электронной почте; письма.

Слайд 10

4. Представительское и ролевое общение В представительском общении участники выступают как представители разных социальных групп, обществ, организаций. Нередко включает в себя и ролевое общение: участники выполняют определенные социальные роли. Ролевое общение не может выходить за рамки представительского.

Слайд 11

5. Групповое общение Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей. Оно связано с публичной деятельностью и массовой коммуникацией. Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, видит ее. Жанры публичного общения: лекция, доклад, проповедь, парламентская речь и т.п. Массовая коммуникация: воздействие на анонимную, неоднородную аудиторию. Средства массовой коммуникации: периодика, радио, телевидение, Интернет.

Слайд 12

6. Общение культур Чужая культура как эталон (англомания) или может вызывать неприязнь (ксенофобия – неприязнь ко всему чужому). Главное в диалоге культур – толерантность. Взаимодействие культур.

Слайд 13

7. Общение информативной и регулятивной направленности Информативная направленность Регулятивная направленность Цель общения: Изменение знаний адресатов с помощью сообщения или новой информации. Управление поведением адресата. Примеры: информационные телевыпуски, научно-популярные передачи. публицистические очерки, обращения, декларации.

Слайд 14

ПРАКТИКУМ 1. Подумайте, к какому типу общения относится общение начальника с подчиненными на совещании и на праздничной вечеринке?

Слайд 15

ПРАКТИКУМ 2. Какую разновидность общения вы предпочитаете? Почему? Какие разновидности общения вызывают у вас затруднения? Почему?

Слайд 16

ПРАКТИКУМ Охарактеризуйте одного из ваших знакомых или самого себя с точки зрения ролевого общения: Какие социальные роли выполняет? Удачное общение в роли... Неудачное общение в роли...

Слайд 17

ПРАКТИКУМ 4. Какую разновидность общения вы используете для разрешения конфликта с учителем, со сверстниками, с родителями? Почему?

Слайд 18

ПРАКТИКУМ Определите, какие невербальные средства используются в следующем тексте: Радио России 125124, Москва, 5-я ул.Ямского поля. Каждый день в 10 часов 10 минут по московскому времени в нашем эфире звучит передача «Детский остров». Она адресована тем, кому нет 10-ти, и тем, кто постарше. На «ДЕТСКОМ ОСТРОВЕ» гостят талантливые дети, знаменитые писатели и артисты, оживают сказки, звучит веселая музыка. Постоянные рубрики: «Полный вперед!» – кают-компания знаменитых капитанов; «Безумное чаепитие у Мартовского зайца» – самая веселая на свете передача; «Колобок и Два Жирафа» - любимые сказки и песни; «Летающий диван» - волшебное путешествие с поэтом Андреем Усачевым; «Великие имена» - рассказы о событиях и людях, повлиявших на ход истории, спектакли по мотивам известных книг для детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст – это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединённых общей темой, обладающих свойствами связности и цельности.

Слайд 2

От ситуации общения; От адресата (этос); От цели автора (пафос); От тех слов, которые найдет автор (логос).

Слайд 3

Фактуальная – фактическая основа текста, которая сообщает о том, что происходило, происходит или будет происходить. Мир «Властелина колец» создан автором Р.Толкиеном, но мы, читая, переживаем с героями, воспринимаем фвкты текста как достоверные.

Слайд 4

Концептуальная – информация об авторе (позиция автора, социальный статус, способ мышления, его образованность …) Отношение автора к роли исторической личности, к Наполеону проявляется не только в открытой авторской позиции, но и в описании портрета Наполеона.

Слайд 5

Подтекстовая информация – не содержащаяся явно в тексте, но заложенная в нём и может быть выявлена при определённых условиях.

Слайд 6

1. Возрастной опыт. 2. Знание времени создания текста, позиции автора, исторического контекста эпохи. 3.Способность к ассоциативному мышлению, то есть способность сопоставлять кажущиеся несопоставимыми факты.

Слайд 7

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский.» «Подъезжая к сией станцыи и глядя в окно на природу, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин.» - Выявите фактуальную и концептуальную информацию.

Слайд 8

Что волки жадны, всякий знает: Волк, евши, никогда Костей не разбирает. За то на одного из них пришла беда: Он костью чуть не подавился. Но может Волк ни охнуть, ни вздохнуть; Пришло хоть ноги протянуть! По счастью, близко тут Журавль случился. Вот, кой-как знаками стал Волк его манить 10 И просит горю пособить. Журавль свой нос по шею Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею Кость вытащил и стал за труд просить. «Ты шутишь!» зверь вскричал коварный: «Тебе за труд? Ах, ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПОЗИЦИЯ. ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ.

Слайд 2

КОМПОЗИЦИЯ - ЭТО строение, расположение, соотношение составных частей текста.

Слайд 3

МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН Римский ритор разработал теорию композиции.

Слайд 4

8 ЧАСТЕЙ В РЕЧИ ОРАТОРА (ПО КВИНТИЛИАНУ) Обращение (для привлечения внимания аудитории). Именование темы. Повествование (состоит из описания истории предмета). Описание. Доказательство (состоит из аргументов, обосновывающих решение проблемы). Опровержение – доказательство от противного. Воззвание – обращение к чувствам слушателей. Заключение – краткое изложение выше сказанного и выводы.

Слайд 5

Композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, перешла и на письменные тексты. В школе более применимы 3 основные части композиции: Вступление (зачин) Основная часть Заключение (концовка).

Слайд 6

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ Линейная – последовательное изложение фактов и событий, строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет, бытовой рассказ, историческая хроника, статьи по истории, научные книги). Ступенчатая – акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад, любой учебник, договор). Концентрическая – переход от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали). Параллельная – основана на сопоставлении 2 фактов (сравнительная характеристика героев). Дискретная – пропуск отдельных моментов изложения событий (детективы).

Слайд 7

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ 6 . Кольцевая – повтор зачина и концовки текста. 7. Контрастная – основана на резком противопоставлении 2 частей текста.

Слайд 8

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖАНРА ТЕКСТА КОМПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ Жесткая – обязательна для всех типов жанра (справка, заметка, заявление, докладная). Вариативная – примерный порядок расположения частей текста известен, но автор может варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо). Нежесткая – предполагает достаточную свободу автора (рассказ, очерк, сочинение).

Слайд 9

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРИЕМ Это важный элемент композиции. Используется, когда автор не только хочет передать информацию, но и оказать эмоциональное воздействие на адресата. К.п. усиливают эмоциональность и экспрессивность текста.

Слайд 10

Типы конструктивных приемов

Слайд 11

ИНДУКЦИЯ Изложение от частного к общему. (пример – анализ примера – вывод) Слон гоняет Моську. (источник действия – слон, действие направлено на Моську. Моська – дополнение)

Слайд 12

ДЕДУКЦИЯ Прием, обратный индукции – изложение от общего к частному (общее положение – тезис – факты как доказательства). Антонимы = слова с противоположным значением. Слово «антоним» происходит от греч.: anti – против, onyma – имя. Например, горячий – золодный.

Слайд 13

КОНКРЕТИЗАЦИЯ Прием усиления воздействия текста с помощью конкретного примера, факта, при этом факт применяется для усиления, а не для доказательства. Например, диалог ребенка и бабушки в трамвае.

Слайд 14

ДИЛЕММА Предполагает выбор между 2 взаимоисключающими фактами, при этом основная роль – союзу «или». Быть или не быть?

Слайд 15

РАМОЧНОЕ ОБРАМЛЕНИЕ Составляет основу кольцевой композиции. Может лежать в основе усиления только части текста как повтор в начале и конце абзаца. По ночам мне снились страшные сны. Много раз мне снился израненный отец, снились горящие деревья и черные облака. И хотя в действительности войны я не видел, но рассказы взрослых, военные книги и фильмы превращались по ночам в видения и мешали спать. Казалось, эти страшные сны будут всегда. Но война кончилась. Отец научился ходить с палкой.... И мне стали сниться другие сны.

Слайд 16

НАПРЯЖЕНИЕ В основе лежит принцип сопоставления несопоставимых фактов. Сначала автор приводит несколько однородных фактов, которым затем противопоставляется один факт, не сопоставимый с ними. анекдот.

Слайд 17

КОНЦЕССИЯ Используется при споре: автор сначала соглашается с оппонентом, а потом резко опровергает его. Да, это так, но...

Слайд 18

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД Прием привлечения внимания: автор задает вопрос и сам же на него отвечает.

Слайд 19

КОНТРАСТ Противопоставление фактов. Не март девический сиял моей заре: Ее огни зажглись в суровом ноябре. Не бледный халцедон – заветный камень мой, Но гиацинт – огонь мне дан в удел земной. (З.Гиппиус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.

Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. Курс интегрированный. Учащиеся осваивают -    компьютерные технологии, -    технологию ...

Модифицированная (авторизованная) программа для факультативного курса «Информатика и ИКТ» . Подготовка к ЕГЭ Разработана на основе УМК для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой

Образовательная программа «Информатика и ИКТ»  ориентирована на систематизацию знаний и умений курса информатики  и ИКТ для подготовки  к сдаче единого государственного экзамена....

"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе

В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы (презентация)

Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность учащихся средней школы...

Инновационные технологии в обучении на основе CLIL в средней школе

А статье изложены преимущества и сложности использования метода CLIL в школе. Представлен опыт работы с использованием CLIL  в гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга....