Брейн –ринг по теме «Повелительное наклонение глагола» (Командный урок-объяснение нового материала в 6 классе)
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Есипко Марина Георгиевна

Нетрадиционный урок изучения нового материала, проводится в виде игры брейн-ринг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн –ринг по теме «Повелительное наклонение глагола»

(Командный урок-объяснение нового материала в 6 классе)
• Демонстрационный материал: рисунки, карточки, мультимедиа

Подготовительная работа: ребята готовят представление команды,

Цели:

-проверить знания учащихся о глаголе как части речи; умение находить изученную часть речи;

- через игру дать понятие «повелительное наклонение глагола», объяснить, как образуются глаголы повелительного наклонения;

- уметь находить глаголы повелительного наклонения,
- развитие внимания, мышления;
- воспитание интереса учащихся к русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя .

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Георгиевна. Сегодня я ваш учитель. И на этом уроке русского языка мы с вами проведем игру брейн- ринг. Правила игры: по звуковому сигналу идет отсчет времени для того чтобы вы за отведенное время нашли правильный ответ. Как только прозвучит второй звуковой сигнал, вам необходимо прекратить обсуждение и дать правильный ответ. Но есть задания, при которых потребуется скорость при выборе ответа, тогда звуковой сигнал я подавать не буду. У вас на столах лежат веера, которые вам необходимо будет использовать при указании номера правильного ответа.

1 этап . Разминка.  Вопросы и задания ( кто быстрее?)
1) Какую часть речи мы сейчас изучаем?

2) Какого вида бывают глаголы?

3) Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос….

4) Глагол совершенного вида отвечает на вопрос….

5) какие глаголы встречаются в следующем предложении:  «Хочешь есть, беги домой –там тебе дадут» все глаголы являются…

 2 этап. Карточки с заданиями.

Карточка №1.

Жители этого города всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда есть частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Вглядевшись в город, мы обнаружим, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

Как называется этот город в стране Глаголия?

Карточка №2

Жители этого города самые практичные, самые справедливые, верящие  в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.  Девизом жизни всех горожан являются  слова: “Было! Есть! Будет!”

Как называется этот город в стране Глаголия?

Карточка №3

Прочитайте стихотворение.

Если был бы я девчонкой -

 Я бы время не терял!

 Я б на улице не прыгал,

 Я б рубашки постирал…

 -Глаголы какого наклонения встречаются чаще всего?

- Как образуются такие глаголы?

Карточка №4.

Прочитайте выразительно стихотворение В. Орлова «Что делают часы?». Определите наклонение глаголов.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

  1. Этап.  К новому материалу.

Прочитайте пословицу.  

Перед тем, как я буду задавать вопросы, которые необходимо оценить членам жюри, я хочу обсудить с вами ту пословицу, которую вы видите на экране.  Как вы понимаете эту пословицу? Жюри этот вопрос не оценивает.

Не за своё дело не берись, но за своим делом не ленись.

Задание – экспресс: кто быстрее.

- Назовите глаголы в этом предложении.

- Какие орфограммы вы видите в правописании этих глаголов?

- Определите  Лицо, Число.

- определите время.

- Попробуйте определить наклонение. Жюри не оценивает это задание.

Подумайте над самим названием наклонения «повелительное». Что можно о нем сказать? Что это за глаголы?

Правильно, глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто- то требует или просит выполнить.

- Что мы можем определить у глаголов повелительного наклонения?

4 этап. Посмотрите на экран. Найдите предложение с глаголами повелительного наклонения. Для определения правильного ответа используйте веера с цифрами, которые лежат у вас столах. Покажите цифру, соответствующую правильному ответу.

  1.  Россия, Русь! Храни себя, храни!
  2.  Правда в воде не тонет, в огне не горит.
  3.  Не пил бы и не ел – все бы слушал да глядел.
  4.  Берегите Землю,

 Землю берегите!

Команды комментируют свой выбор предложения.

Молодцы, с заданием справились. Меня интересует следующий вопрос. От чего и с помощью чего образованны эти глаголы. Поэтому следующим заданием для команд будет: внимательно изучить способы образования глаголов повелительного наклонения, которые вы видите на экране. И ответить на вопрос: как образуются глаголы повелительного наклонения?

Ответ.

Запомните, глаголы повелительного наклонения образуются от основ настоящего времени при помощи суффикса  -и- (в ед. ч), и окончания –те (во мн.ч).

Физкульт минутка.

Это не просто физкультминутка, а минутка с заданием. Будьте внимательны: вас ждет вопрос.

Руки кверху поднимите,
А потом их отпустите.
А потом их разверните
И к себе скорей прижмите.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Вопрос: Сколько глаголов повелительного наклонения прозвучало?

  1. этап.  Тестирование.

Завершающий этап игры – повторение. Задание-экспресс: кто быстрее. Ваша задача: выбрать правильный ответ, используя веере с цифрами. Время на обдумывание вопроса 10 секунд.

Сейчас посмотрим, как хорошо команды усвоили новый материал.

 
1.Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия;

1) которые происходили, происходят или будут происходить;
2) К которым говорящий побуждает своих собеседников;
3) которые могут происходить при определённых условиях.

2. Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
1) по временам, по числам, лицам, родам:
2) по числам и родам;
3) по числам.

3. Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
1)
 напишите;
2) напишете;
3) продаёте;
4) продайте.

4. В каком предложении находится глагол повелительного наклонения:

1) Не смейте забывать учителей!
2) Учителями славится Россия.

3) Ученики приносят славу ей.

Молодцы! А сейчас пришло время жюри подсчитать баллы и объявить команду- победителя. Но пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами развлечемся, отвечая на мои шуточные вопросы.

Шуточные вопросы

• И с буквой Г – лечу, и с буквой В – лечу. (грач, врач)

• В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (сто-нет)
• Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть? ( 1 спр., 2л, ед.ч., наст.в. (дума-ешь))
• У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами? (хоте-лось)
• И с буквой Г – лечу, и с буквой В – лечу. (грач, врач)

III. Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола"

Разработка урока предназначена к комплексу Ладыженской Т.А....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Повелительное наклонение глагола" поможет эффективно провести урок по данной теме. Помимо заданий по теме, содержит задания занимательного характ...

Урок-путешествие.Урок русского языка в 5 классе по теме : "Повелительное наклонение глагола".

Урок русского языка в 5 классе по теме : «Повелительное наклонение глагола»....

Разработка модульного урока по теме "Повелительное наклонение глагола" в 6 классе

Предлагаемая разработка представляет собой модульный урок изучения и первичного закрепления знаний с использованием разноуровневой технологии по теме "Повелительное наклонение глагола". Урок входит ку...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

материал к уроку по теме "Повелительное наклонение глаголов"

Презентация по теме "Повелительное наклонение глаголов"...