Сочинение-описание местности с элементами рассуждения по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Лизункова  Ирина  Владимировна

Познакомить учащихся с особенностями описания местности, изображенной     на картине; активизировать лексику учащихся на тему картины; дать понятие речевого общения; познакомить учащихся с основными особенностями жанра дискуссии; дать понятие о «пейзаже настроения»; закрепить знания учащихся о следующих искусствоведческих терминах: композиция картины, замысел художника, пейзаж настроения; воспитывать любовь к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tihaya_obitel.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-описание местности с элементами рассуждения по картине        И. И. Левитана «Тихая обитель»

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка в 7 классе

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями описания местности, изображенной     на картине; активизировать лексику учащихся на тему картины; дать понятие речевого общения; познакомить учащихся с основными особенностями жанра дискуссии; дать понятие о «пейзаже настроения»; закрепить знания учащихся о следующих искусствоведческих терминах: композиция картины, замысел художника, пейзаж настроения; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

                                     I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике

          Наша страна – Россия – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими уголками природы. Один из таких уголков – небольшой городок Плес.

         Расположенный на высоком берегу Волги город до сегодняшнего дня сохранил свой неповторимый стиль, свое лицо. Можно часами бродить по его тихим улочкам, не уставая любоваться чудесной, постоянно меняющейся панорамой великой реки, Успенским собором, Троицкой, Воскресенской и Преображенской церквями, архитектурным своеобразием бывших купеческих особняков.

          Неподалеку от Плеса находится известный всему миру Палех, неизменно восхищавший многие поколения ценителей прекрасного самобытностью таланта его мастеров.

         Плес – это старинный русский город, неразрывно связанный с именем прославленного пейзажиста И. И. Левитана. Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной – потому, что ему был отпущен короткий жизненный срок. К тому же за неполные сорок лет своей жизни он изведал тяготы бедности, бездомного сиротства, унижения. Счастливой – потому, что,  говоря словами Л. Толстого, основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

        Мотивы произведений, написанных художником в Плесе, многообразны. Но,  прежде всего,  они посвящены Волге. Затем он уезжает в Москву. Вскоре возвращается в город старых легенд. Теперь это Юрьевец. Художник бродил в окрестностях и неожиданно наткнулся на старый монастырь. Родилась картина «Тихая обитель».Сегодня мы с вами познакомимся с ней. Благодаря этой картине, впервые выставленной в 1891 году на Передвижнической выставке, имя Левитана стало знаменитым. Писатель А. П. Чехов в одном из писем писал своей сестре: «Был я на Передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор».

II. Беседа по картине

  1. Перед вами картина И.И. Левитана «Тихая обитель». Какие чувства она у вас вызывает? (Все говорит о спокойствии, уверенности.)
  2. Не случайно художник дает немного грустное и лирическое название «Тихая обитель». Обратимся первоначально к слову «обитель». Что оно может означать? (Наверное, это место, где кто-то живет.)
  3. Да, слово «обитель» означает «жить». Как вы думаете, почему художник использует в названии именно слово обитель, а не жилье? (Слово жилье принадлежит к разговорному стилю, обитель к высокому стилю.)
  4. В обосновании идеи картины могут помочь «микротемы» - набор основных составляющих образов картины, основных тем. Выделим микротемы. (Река, мост, берег, лес, храм, небо.)
  5. Охарактеризуем каждую микротему. Река (прозрачная, кристально чистая, как зеркало, небесного цвета, отражающее все земное). Мост (узкий, длинный, деревянный). Берег (пологий, с тропинкой, ведущей к церкви). Лес (темно-зеленый, буро-зеленый, малахитовый, осенний). Храм (белоснежный, белокаменный, с золотистыми куполами). Небо (лазурное, белоснежное, голубое, сиреневатое).
  6. Река на полотне помогает создать особую композицию. В чем же ее особенность? (Картина словно строится из двух половинок, поскольку в реке отражается и берег, и лес, и храмы, и даже небо.)
  7. В композиции картины важнейшее место занимает высокое предзакатное небо, чисто и светло отражающее в водах. Примечательно, что еще в древности люди небо связывали с чистотой, поскольку небесный цвет – это воплощение высокого духовного начала. Вода же символизировала жизнь, перевоплощение. Один из любимых писателей Левитана Л.Н. Толстой в своем романе «Воскресение» написал: «Люди как реки6 вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, о тихая, то чистая, то мутная, то теплая». Как вы думаете, к какому течению жизни призывал Левитан? (Судя по спокойной, чистой реке, художник призывал к чистому, ясному, полноводному течению жизни.)
  8. Как вы думаете, почему, рисуя образ тихой обители, художник изобразил монастырь, лес, небо? (Возможно, это связано с мотивом одиночества.)
  9. Почему художник главным действующим лицом картины делает монастырь, а не людей? Как это связано с замыслом художника? Не несет ли эта картина чувства отчуждения? (Эта картина отчуждения не несет, поскольку художник показал иную, особенную жизнь без всякой суеты.)
  10. Вспомните, какой жанр живописи за основу берет изображение природы? (Пейзаж.)
  11. Перед нами особый пейзаж – рисующий образ; и совсем не случайно то, что он создает у каждого из вас определенное настроение. Пейзаж здесь можно рассматривать не только как образ природы, но как выражение душевного состояния. Именно поэтому такой пейзаж называется пейзажем настроения.

III. Подготовка к дидактической игре

  1. Попробуем выделить основные темы и мотивы этого произведения. В этом нам поможет небольшое воображаемое путешествие. Представим себя посетителями передвижнической выставки. Ее посетители обсуждали произведения искусства. При этом была и хозяйка или хозяин салона. Бывало, искусствоведы, историки, философы, писатели, художники останавливались у одной из картин и спорили, спорили об основных образах, а главное – об идее, замысле… Вот и мы с вами попробуем представить себя жителями этой эпохи и порассуждать, каковы же основные темы и мотивы картины Левитана. При этом каждый из вас должен выбрать свою точку зрения на картину. Ваша задача – обозначить и доказать свою точку зрения, т.е. построить рассуждение. Но не забывайте, что рассуждение предполагает наличие тезиса и ряда доказательств. Мы с вами станем участниками так называемого диспута. Слово «диспут» заимствовано из польского языка, в котором слово «спор» являлось производным от «спорить, рассуждать».
  2. Как вы понимаете, диспут – это в первую очередь общение. Что же такое общение и когда оно возникает? (Это обмен мыслями, чувствами с кем-либо, возникает тогда, когда у людей появляется потребность сказать что-либо.)

Общаться люди могут и с помощью взглядов, знаков, и с помощью речи. Именно поэтому в общении можно выделить речевое общение, одним из жанров которого является диспут.

IV. Дидактическая игра

Учитель распределяет между учениками роли для предстоящей игры.

Хозяйка салона. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас довольно значимое событие! Впервые на нашей выставке представлена картина И.И. Левитана «Тихая обитель», на которой художник не просто мастерски воссоздал очарование золотой осени, но и сумел поднять множество глобальных тем и вопросов. Одной из основных явлений тема « моста». Вы согласны?

Философ. Тему «моста» я считаю главной, потому что он соединяет жизнь вечную и обычную, мирскую. Тихая обитель, то есть монастырь, - это своеобразный переход, временное пристанище между двумя жизнями.

  Хозяйка салона. Уважаемые гости, а может кто-то думает иначе?

Искусствовед. Да, я думаю совершенно по-другому. И. И. Левитан – в первую очередь великий пейзажист, именно поэтому главным в его работе является изображение природы. Картина «Тихая обитель» - это место, где человек может уединиться и подумать. Поэтому главное здесь изображение местности. Просто пейзаж здесь особый, связанный с настроением.

Хозяйка салона. Несомненно, пейзаж здесь занимает главное место. Но и  сама картина не случайно называется «Тихая обитель». Само название настраивает на определенный лад. В тихом месте уединения человек может быть только один. Как вы думаете, какую тему может развивать эта мысль?

Поэт. Пожалуй, основной является тема одиночества. Обратите внимание, на картине есть все приметы уединения человека: монастырь, лес, река, мост, тропинка, ведущая вглубь.

Хозяйка салона. Сегодня уже высказывались мнения о том, что основная идея картины - идея созерцания, идея особой жизни, жизни мудрой, наблюдательной, вдали от мирской суеты. Когда человек приходит к тихой обители – это вовсе не означает, что он покидает людей, уединяется, он просто по-другому начинает воспринимать жизнь: он тонко подмечает все движения природы, начинает понимать, что в природе как и в душе человека, все имеет свое отражение и взаимосвязь.

V. Словарно-стилистическая работа

     Учитель предлагает учащимся:

  1. подобрать однокоренные слова или с помощью суффикса придать иной оттенок следующим словам: зеркало, храмы, небо.
  2. составить предложения со словами и словосочетаниями: пейзаж настроения, идея картины, композиция картины.

VI. Домашнее задание (на выбор)

  1. Написать сочинение на тему «Смысл картины И. И. Левитана «Тихая обитель».
  2. Описать местность, изображенную на картине И. И. Левитана «Тихая обитель», выразив свое отношение к произведению искусства.

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Отражены основные положения методики работы по картине и учтена специфика структуры урока:1. Предварительная установка на урок;2. Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово уч...

Сочинение-описание по картине Исаака Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине Исаака Левитана "Золотая осень."Цели и задачи урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Левитана «Золо...

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Для написания сочинения учащимся предлагается использовать  репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег»,  карточки для групповой ...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

Разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Урок развития речи проводится с использованием интерактивной доски, репродукций картин А.Пластова "Первый снег", А.Саврасова "Дворик. Зима.", И.Грабаря "Мартовский снег"....