Карточки по русскому языку в 6 классе.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Эти тематические карточки позволяют проверить уровень усвоения материала по теме "Местоимение" и "Имя числительное". Развивают внимание и орфографическую зоркость на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку.

Местоимение.

  1. Использование местоимений в речи.

Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1) В городе проживает миллион человек. С каждым днём он благоустраивается. 2) Л. Н. Толстой мастерски изображает роль русского народа в войне 1812 года. Он показывает их мужество и патриотизм. 3) Они переехали реку на арбе. Оглянулись – по ней ходили большие волны. 4) У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными. 5) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали деревья. 6) Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. 7) Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. 8) Кислород представляет из себе газ без цвета и запаха.

  1. Распознавание  разрядов местоимений.

Спишите текст. Найдите в нём местоимения и укажите их разряды.

Я люблю ходить вдвоём

 В поле, в лес, на водоём,

    Я люблю пускаться в путь

    Не один, а с кем-нибудь…

                                            Белка в зелени густой

                                            Скачет в перелеске.

          Крикнуть некому: «Постой!»

Я один:.. Мне красотой

                                             Поделиться не с кем.

(А. Барто.)

  1. Распознавание  разрядов местоимений.

Составьте 4 предложения с местоимением некого, некем, никого, никем; запишите их в 2 столбика в зависимости от места ударения.

  1. Распознавание неопределённых местоимений.

Просчитайте стихотворение Л. Татьяничевой. Найдите неопределённые местоимения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 Все на что-нибудь похоже

 Все на что-нибудь похоже

                                           На кого-то и на что-то.

 На кого похож наш ёжик?

                                           На енота!

                                           На енота!

 Все на что-нибудь похоже

                                           На кого-то и на что-то.

 Встала радуга над рожью,

                                                     Как огромные ворота.

  1. Распознавание  разрядов местоимений.

Прочитайте отзыв ученика на книгу Г. Мартынова «Каллисто». Ответьте на вопросы: удалось ли автору отзыва заинтересовать вас этой книгой! О чём, по-вашему, следовало бы написать подробнее? Какие слова неоправданно повторяются? Как можно было избежать этого повторения? Запишите текст в исправленном виде.

В этом году я прочитал книгу «Каллисто». Мне эта книга очень понравилась. Я советую всем прочесть эту книгу.

В ней рассказывается о том, как на Землю прилетел космический корабль с планеты Каллисто, о приключениях его пассажиров на Земле и о полёте двух советских людей на Кпллисто.

В книге рассказывается много интересных случаев. Особенно мне понравилась вторая часть книги – «Каллистяне» В этой книге рассказывается о пребывании наших людей на Каллисто.

  1. Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.

  1. Распознавание вопросительных местоимений.

 

Прочитайте. Определите границы предложений. Спишите, вставляя на месте пропусков нужные местоимения.

На сучки грибы надеты … попали на сучки толстяки боровики… устроил … так ловко … с грибов очистил сор это белкина кладовка это белкин летний сбор!

(Е. Трунева.)

7. Распознавание вопросительных местоимений.

Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределённые местоимения.

1) Я хочу сказать вам кой-чего. 2) Я принёс вам чего-то. 3) Чего-нибудь придумаем. 4) Кто-то из  женщин вошла сюда.

  1. Использование местоимений в речи.

Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А. И. Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают  связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.

Маленькая девоч(?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч(?)ке ход..т доктор Михаил Петрович к..торого маленькая девоч(?)ка зна..т уже д..вным-д..вно. а иногда Михаил Петрович пр..водит ещё двух докторов,(не) знакомых. (Не) знакомые доктора перев..рачивают девоч(?)ку на спину и на ж..вот слушают что-то оттягивают (в) низ глазные веки и смотрят. При этом д..ктора как-то важно посапывают лица у д..окторов строгие и говорят д..ктора (между) собой на (не) понятном языке.

  1. Слитное и раздельное написание не и ни  в местоимениях.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните орфограммы.

1) Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. 2) Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть (не) кому. 3) Кто дважды олян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. 4) Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) глядит. 5) Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. 6) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего. 7) Поехали с орехами – пр..едут (ни) (с) чем. 8) Воин с оружием – все ,воин без оружия – (ни) что. 9) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. 10) Плохого человека (ни) чем (не) уважишь.

(Пословицы.)

  1.   Распознавание притяжательных местоимений.

Выпишите из текста словосочетания, зависимая часть которых – притяжательные местоимения; запишите их по образцу: …возле домика (чьего?) нашего; запишите полностью пятое предложение и произведите его синтаксический разбор.

Дергач

Почти всё лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель. По ночам я выходил на дорогу слушать его бодрый крик.

Звёздное небо широким шатром простиралось над моею головою. Казалось, я слышал живое дыхание земли. Я посмотрел на звёзды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле напало на меня.

… Никто никогда не видел отлетающих на юг дергачей.  Наверное, далёкие путешествия свои они совершают в тёмные ночи, бесшумно и низко летя над землёй.

(И. Соколов-Микитов.)

  1. Распознавание определительных местоимений.

Спишите и укажите синтаксическую роль определительных местоимений.

1) Рощи да леса – всему краю краса. 2) Маленькому зверьку в лесу – каждый куст помощник. 3) Всякая помощь хорошо вовремя. 4) Сам погибай, а товарища выручай.

  1. Распознавание разрядов местоимений.

Определите падеж определительных и притяжательных местоимений; укажите местоимения-синонимы; составьте с ними предложения.

Как-то зимой я устроил кормушку под самым окном нашего лесного домика. На кормушку каждый день слетались синицы и другие лесные птицы. Всякий раз неизменно появлялся и поползень. Наверное, не все видели и знают эту небольшую  и очень весёлую птицу.

(И. Соколов-Микитов.)

  1.  Распознавание разрядов местоимений.

 Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

Как-то я шагал домой        И добавил:

И болтал с самим собой.        - Не хитри!

Говорит мне сам с собой:        Разве я сейчас не видел,

- Ты, приятель, сам не свой!        Как ты девочку обидел?

Я ведь знаю по себе,        Я прошу тебя: вернись и

Что тебе не по себе!        Сейчас же извинись!

Я ответил:        Я на миг остановился:

- Интересно!        - Где же я её найду?

Ну-ка, что тебе известно?        Сам собою разозлился:

Поскорее признавайся,        - Ну тогда я сам пойду.

Только правду говори!                                         … Мы друг другу подмигнули

Он сказал:        И обратно повернули.

- Не притворяйся!

(С. Орлов.)

  1. Местоимения с предлогами.

Спишите, раскрывая скобки и ставя местоимения в нужной форме.

Поступать наперекор (они), прийти без (она), наклониться над (он), достать благодаря (он), устроиться около (он), договориться по поводу (они), остановиться возле (он), попасть мячом в (она), пройти мимо (они).

  1.  Местоимения с предлогами.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите разряды местоимений.

С виду хорёк маленький и безобидный. Мордочка (у) него круглая, симпатичная, будто у кошки. А в теплой, зимней шубке он т..кой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую ш..рсточку. Но т..ким безобидным хорек только кажет(?)ся , (на) самом деле это очень кровожадный зверёк. Стоит только посмотреть (на) его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительно хищ(?)ные движения, что(бы) сразу догадат(?)ся, что хорёк хоть и маленький, но очень грозный хищ(?)ник.

(В. Чаплина.)

  1. Распознавание личных местоимений.

Спишите. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений 1-гол. ед. ч.

1) Я уселся на камень, как в кресло, и стал наблюдать. 2) (Передо) мною простиралось море. 3) Высоко (надо) мной, срываясь со скалы, шумели крыльями бесчисленные птицы. 4) Мне захотелось остаться одному. 5) (Подо) мной зелёным ковром расстилается мох, ниже – розовый свет и вмёрзшие в лёд недвижимые камни. 6) (Надо) мной наверху шумит птичий базар. (И. Соколов-Микитов.) 7) Каждой веточкой живой лес беседует со (мной). (Л. Татьяничева.)

  1. Укажите беглые гласные в предлогах, употреблённых с местоимениями.

  1. Употребление личных местоимений.

Спишите. Поставьте местоимения в нужной форме.

1) Берёз пахучие сере..ки зв..нели тихо надо (я). 2) А роз..вое обл..ка с..яет, как будто очень весело (оно). (С. Смирнов.) 3)  И царица у окна села ждать (он) ода. 4) На (он) она взглянула, т..желешенько взд..хнула. 5) (Она) в приданное дано было зерк..льце одно.. (А. Пушкин.)

  1. Распознавание разрядов местоимений.

Спишите. Подчеркните как члены предложения все известные вам местоимения.

Кто, волны, вас остановил,

   Кто оковал ваш бег могучий,

              Кто в пруд безмолвный и дремучий

                                              Поток мятежный обратил?

   Чей жезл волшебный поразил

             Во мне надежду, скорбь и радость?

                                                                                                               (А. Пушкин.)

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и объясните постановку.

  1. Употребление местоимений.

 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.

Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

Выйдет Крошечка-Ховрошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейкуи рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».

(Из сказки.)

 

  1.   Использование местоимений в речи

Объясните, какие неправильности допущены в данных ниже вопросах. Запишите исправленный вариант формулировки вопроса. Подчеркните местоимения.

1) Чего ты делаешь? 2) Сколько время? 3) Сколько много книг ты прочитал за лето?

 



Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку.

Имя числительное

1. Правописание числительных.

Запишите в родительном и творительном падежах количественные и порядковые числительные.

77; 36; 50; 88; 124; 43; 868

2. Правописание числительных.

Озаглавьте текст и разделите его на три части (абзаца). Запомните содержание текста и воспроизведите его по памяти. Порядковые числительные запишите словами.

Более полувека назад в Ливадийском дворце открылся первый в мире санаторий для крестьян. То была сенсация. Где было видано, чтобы в барских хоромах, да ещё бесплатно, лечили крестьян? Приехали курортники в зипунах и лаптях. На вещах дворца увидели таблички, что они стоят. Стол – 2885 руб., платье царицы – 5600 руб. «Сколько лошадей можно купить!» - ахали мужики. Возвратившись домой, говорили, что «взаправду были вместо царя».

Теперь в санатории нередко появляются и потомки первых курортников-крестьян. Летом 1976 года их оказалось восемь человек. Двое рабочих, механизаторов совхоза, доярка, учёный-физик, врач, председатель колхоза, лётчик.

«Ливадия» - действительно санаторий для всех.

  1.  Сделайте синтаксический разбор первого и последнего предложения.

3. Правописание числительных.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Цифры замените словами. Числительные с ь  в середине разберите по составу.

1) На мраморной доск.., что на стене Кунсткамеры, написано: «В этом здании.., колыбел.. ру(с, ск)ой наук.., с 1741 года по 1756 год работал Ломоносов». 2)  Петропавловскую крепость начали строить 16 мая 103 года. В этот день основан мор(с, ск) ой город Петербург. 3) Самый большой из мостов – мост Александра Невского постро..н в 1965 году.

(По М. Басиной.)

  1. Выпишите любое порядковое числительное и покажите, как оно образовано.

4. Числительное как часть речи.

Спишите пословицы и загадки. Подчеркните числительные как члены предложения.

I. 1) Старый друг лучше новых двух. 2) Учиться и в шест(?)десят(?) лет не поздно. 3) За ученого двух (не) ученых дают , да и то (не) берут. 4) Сильный поборет одного, а учёный одолеет тчс..чу.

II. 1) Один льёт, другой пьёт, третий р..стёт. 2) Сем(?)десят(?) одёж..к, все без застёж..к. 3) У двух матерей по пят.. сыновей. 4) Два брата гл..дятся, а вместе (не) сойдутся.

  1. Разряды количественных числительных.

Выпишите в отдельные столбики целые и дробные числительные (словами).

Земля имеет возраст от 4,5 до 5 миллиардов лет. Площадь её поверхности – 150 миллионов квадратных километров. 361 миллион из них – 70, 8% занимают моря и океаны, а на долю суши приходится 29,2%. Чтобы совершить кругосветное путешествие вдоль экватора, нужно проехать 40075, 7 километра, а вдоль меридиана – 40008, 5 километра. На Северном полюсе человек находится на 21километр ближе к центру Земли, чем на экваторе.

(«В мире занимательных фактов».)

  1. Распознавание частей речи.

Сгруппируйте по частям речи и запишите.

Один, единица, единственный, единство, первый. Два, двухэтажный, двое, двойка, удвоить, двойной, второй, двумя. Три, трое, тройка, тройной. Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятидневный. Десять, десятка, десяток, десятый, вдесятеро. Сто, сотня, сотый, сотни.

  1. Числительное как часть речи.

Спишите, заменяя цифры словами. Укажите падеж имён числительных.

7 раз отмерь, а 1 раз отрежь; 7 одного не ждут; 7 пятниц на неделе; 7 пядей во лбу; до 7 пота; за 7 печатями; на 7 небе; 7 вёрст до небес; 7 бед – один ответ; у 7 нянек – дитя без глаз; опыт важнее 7 правил мудрости.

  1. Правописание числительных.

Прочитайте вслух, затем перепишите, заменяя цифры словами и раскрывая скобки.

I. 90 (летний) юбилей, 40 (градусный) мороз, 38 (градусный) жара; 900 (метровый) высота, 450 (квартирный) дом, 1  ½  (тысячный) коллектив, 340 (километровый) переход, 200 (литровый) бак, 3  ½ (тысячный) митинг, 280 (миллионный) народ.

II. 8 (килограмм) (апельсины, помидоры, лимоны); ящик со 124 (килограмм) (яблоки); груз весом в 411 (тонна), (килограмм); длина, равная 45 (метр).

  1. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки по русскому языку 5 класс

карточки по русскому языку...

Карточки по русскому языку 5 класс

Карточки по русскому языку . Орфография 5 класс...

Карточки по русскому языку 7 класс "производные предлоги"

Карточки по русскому языку7 класс"Производные предлоги"...

Карточки по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.

Прасильно расставить знаки препинания. 2 варианта....

Карточки по русскому языку. 5 класс

Карточки можно использовать на уроках, а можно давать и домой. Данный материал охватывает курс по русскому языку 5 класса....

Карточки по русскому языку 9 класс

Эти карточки помогут учителю-предметнику проверить знания по теме сложноподчиненные предложения...