Прямое и переносное значение слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Панкова Оксана Игоревна

Конспект урока русского языка (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamoe_i_perenosnoe_znachenie.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 5 класс

                                     ТЕМА УРОКА:

                              Прямое и переносное значение слов.

 

Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова

            2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

            3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.

            4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

 

Ход урока: Мотивация.

 

1) Слово учителя:

 

- Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

 (Народный богатырь, герой многих былин)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »

Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон,  разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица

перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.

Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

 переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

(запись в тетрадях).

2) Запись на доске:

                                  железные гвозди, железное здоровье.

 

Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает

«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное

обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в

этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие.  Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье

называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось

переносное значение.

 

3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):

                                   золотое кольцо, золотое слово

 

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в  каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из  золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании

 «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование  признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и

золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

 

5) Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?

(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).

 

6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:  

Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.

7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

 

8) Задание: Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.

 

9) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним  иностранцем.

 

10) Инсценировка текста:

 

                           Иностранец подходит к продавцу ягод.

                           - Что продаете?

                           - Черную смородину.

                           - А почему ж она белая?

                           - Потому что зеленая.

11) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,

неспелый)

 

12) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных  произведениях. (Сведения из учебника).

 

13) Словарная работа: олицетворение, метафора

 

14) Выполнить упр.339

 

15) Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только  поэтическую речь, но и прозаическую.

 

16) Обратимся к упр.342.

                  а) Чтение текста.

                         б) Определение стиля речи, типа речи.

                  в) Определение названия текста.

               г) Словарная работа: лазоревый, коралловый, сапфировый.

17) Запись текста, объяснение орфограмм.

 

18) Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A

вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный

 

 

 

детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.

 

19) Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:

 

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

 

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

    - А я тогда не пойду на улицу.

    - Почему?

    - А чтоб меня морозы не ударили

 

в) Мальчика спрашивают о сестре

    - Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

       - Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.  

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

 - Почему ты не повесил ее сушить?

-  Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

 

20) Учитель: Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, Я думаю, покажется вам упр. 340.

21) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

 

       1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

       2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

       3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

       4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

 

22) Подведем итоги урока.

Вопросы к классу:

       а) Чем переносное значение отличается от прямого?

       б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

 

24) Домашнее задание:

Теоретические сведения на стр. 132-133, упр.338


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....