Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Николаева Ольга Анатольевна

урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ольга Анатольевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №38»

г.Казань, Ново-Савиновский район.,

Тема:        Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слова (урок русского языка в 5 классе);

Тема:        Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слова Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Проведем  языковую разминку. (слайд №2)

В этом нам поможет Структура Сималтиниус Раунд Тэйбл (4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу по кругу, прочитывая запись друга ).

- стол № 1, 3 должен по лексическому значению определить слова.

- стол № 2 должен определить лексическое значение данных слов.

(время 30 сек).

Стол №1,3

Стол №2

водитель машины

шофёр

плод дуба

жёлудь

откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды

капюшон

тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок

шёпот

глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо

шорох

место соединения сшитых кусков ткани

шов

дорога с твёрдым покрытием

шоссе

профессиональный наездник на скачках, бегах

жокей

- Найдите пару с помощью тэйк оф-тач  даун.

- отвечает стол № 1 ученик № 1(4 слова) встает пара стола №2

- отвечает стол № 3 ученик № 1(4 слова) встает пара стола №2

2. Работа со словарем. Структура Финк-Райт-Раунд Робин (подумай, запиши, обсуди по очереди в команде). (время 30 сек).

Слайд №3

– Как вы думаете, что обозначает слово жалюзи? (Предположения учеников.)

(зачитать ответы. ученик №2 каждого стола)

–Сравните со словарём (учебник)

- Совпали ли ваши предположения?

– Запишите слово жалюзи в тетрадях. Поставьте ударение.

– На какой слог оно падает?

– Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово. (новые жалюзи, красивые жалюзи и др.)

- Что вы заметили? (употребляется только во мн. числе)

- Так сколько же значений у слова жалюзи? (одно)

III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

Постановка проблемы.

1. Мотивирующий приём.

– А теперь прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». (слайд 4)

- И скажите, сколько лексических значений имеет слово дорога? (4)

Дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

- Итак, слово жалюзи имеет 1 ЛЗ, а слово дорога несколько.

– Предположите, какой будет тема урока.

(Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова и однозначные).

-Запишите тему в тетради.

  1. Актуализация изученного.

- Структура Эй Ар Гайд (сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» (слайд)

(сл.5) (30 сек.)

- определите ЛЗ слов жаворонок и иней

- выскажите свои предположения в виде записи на листочке.

(отвечают по очереди ученики под номером 2 от каждого стола. (ЛЗ слова жаворонок).

- теперь сравните с информацией из толкового словаря (слайд)

- как вы думаете, что записано под цифрами в статье слова жаворонок?

- сколько значений у этого слова?

- как можно назвать слова, у которых несколько ЛЗ? (многозначные).  В   словарной статье все значения даются под определенными цифрами.

- (отвечают по очереди ученики под номером 3 от каждого стола ( ЛЗ слова иней ).

- А сколько значений у слова иней?

- теперь сравните с информацией в толковом словаре.

- догадайтесь, как называются слова, у которых только одно ЛЗ?

(однозначные).

-  прочитайте определение в учебнике и сравните со своими ответами

- попробуйте представить данное правило в виде схемы (слайд 5) (ученик у доски. Схема.)

Структура Раунд Тэйбл (по очереди на листочке каждый по кругу составляют словосочетания, чтобы получились слова с разными ЛЗ, т.е многозначные) (1 мин.)

- Прочитайте что у вас получилось. Зачитывают ученики под №1,2

- Получились ли они многозначными?

IV. Открытие нового знания. (слайд 7)

Продолжим наблюдение. Посмотрите на слайд.

- Что вы видите? (золотые изделия и раннюю осень.)

- Как ещё называют раннюю погожую осень? (золотая)

- Сравните словосочетания золотая осень и золотое кольцо.

- Что у них общего? (сл. Золотой)

- Почему осень называют золотой? (похожа по цвету).

- Как вы думаете, что было вначале? Золотое кольцо или понятие  золотая осень?

- можно сказать, что у слова золотой вначале появилось первое значение (прямое), а потом второе (переносное?)

Сформулируйте проблему урока. (Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются?)

- Как же все-таки происходит перенос значений?

Посмотрите на слайд.8

- А есть ли сходство в значениях?

Давайте обобщим сказанное. (слайд 9)

- по какому признаку это сходство? (по цвету, по ощущениям, по действию, по качеству)

- Можно ли эти слова назвать многозначными?

- Назовите прямое (первичное) значение каждого слова.

- Есть ли связь между понятием многозначные слова и переносное значение?

- Какой можно сделать вывод? (многие многозначные слова имеют переносные значения)

(слайд 10)

Прочитайте статью из толкового словаря и обратите внимание, какая помета сопровождает толкование переносного значения слова.(перен.)

– Запишите ключевые слова урока в тетради. (Многозначные слова, прямое, переносное значение.)

Это и есть тема сегодняшнего урока.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений

1. Структура Джот Тотс. («запиши мысли». Участники проговаривают придуманное слово, записывают его на листочке и кладут в центр стола лицевой стороной вверх) (30 сек)

Найдите «третье лишнее» и объяснить, почему оно лишнее:

1.золотое кольцо, золотые руки, золотая рамка.

2.тяжелая сумка, тяжелые дни, тяжелое горе.

3.горьки мысли, горький кофе, горькая таблетка.

4.мама волнуется, море волнуется, «волнуется желтеющая нива»

2. Рефлексия (слайд 12)

3. Упр. 461 – развивается умение находить в тексте слова, упо­
треблённые в переносном значении. Выполняется коллективно под руководством учителя
.

VI. Подведение итогов.

- Что показалось интересным на уроке? А что полезным?

-Как вы думаете, нужно знать переносные значения слов? А для чего? (для красоты и выразительности речи).

- Как вы думаете, где чаще всего встречаются слова в переносном значении? (в художественных произведениях)

Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

- Какие отметки себе поставили?

VII. Домашнее задание.

1.Представить правила по изученной теме в виде схем, таблиц.

2.. Упр. 462


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямое и переносное значение слова

Конспект урока русского языка (5 класс)...

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....