Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программе по данной учебной дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корнеева Н.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской обл.

Министерство образования и науки Мурманской области

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рабочая программа

учебного предмета “Русский язык”

8 класс

                                                       

                 Разработчик:  

учитель русского языка и литературы          

  Корнеева Н.Ю.

Оленегорск – 2008

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и  примерной программы основного образования по предмету для образовательных учреждений с русским языком обучения. При составлении программы учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таких документах, как «Методическое письмо о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года», «Анализ результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2008 году», методическое письмо  «Об использовании результатов единого государственного экзамена  2007 года в преподавании русского языка в средней  школе».

Обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявле ния материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русско го (родного) языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

  1. деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
  1. синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
  1. формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует ос мыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способно стей;        
  1. развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
  2. сбалансированное развитие устной и письменной речи;
  1. формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной пе реработки текста;
  2. усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе -формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
  3. формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматиче ского, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оцени вать эстетическую ценность художественного высказывания;
  4. формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью.

Цели и задачи учебной дисциплины

Главной его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориента ции, поиск смыслов жизнедеятельности. Целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овла дения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отноше ния к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах челове ческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспе чивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях обще ния; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в ре чевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и ре чевого этикета;
  4. обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  1. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оцени вать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять ин формационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  2. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее вре мя компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определя ют задачи обучения:

  1. приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  2. овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях обще ния, основными нормами русского литературного языка;
  3. формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользо ваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  4. освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, ча стью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального об щения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации явля ются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практи чески во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: яв ляется не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действитель ности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и ус воения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влия ет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

  1. основные нормы русского литературного языка;
  2. словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
  3. грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
  4. односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
  5. признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
  6. осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);

уметь

  1. опознавать единицы синтаксиса;
  2. проводить анализ словосочетаний предложений;
  3. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  4. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  5. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  6. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  7. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  8. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  9. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  10. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  11. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  12. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  13. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  14. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии ГОСа НРК:

  1. культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  2. социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  3. информационно-методологическую (человек-информация).

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе на:

уроки

развитие речи

контрольные работы (указать вид (тест, диктант, анализ текста и др.))

сочинения (аудиторные; домашние)

изложения (подробные; сжатые; выборочные)

1.

Русский язык в современном мире.

       1

1

2.

Повторение изученного в 5-7-х классах

8

5

2 (аудиторные)

1 (диктант с грамматическим заданием)

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

6

6

4.

Простое предложение.

3

2

1(домашнее)

5.

Двусоставные предложения.

8

6

2 (домашнее;

аудиторное

6.

Второстепенные члены предложения

9

6

1 (домашнее)

2 (тренировка публичных выступлений)

7.

Односоставные предложения

12

10

1(аудиторное)

1 (диктант с грамматическим заданием)

8.

Простое осложненное предложение

12

9

2 (выборочное)

1 (диктант с грамматическим заданием)

9.

Предложения с обособленными членами

20

15

2(аудиторное)

1 (зачет),

2 (контрольный диктант)

10.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

10

7

2(аудиторный

диспут)

1 (контрольный

диктант)

11.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

8

6

1(диалог)

1(итоговый тест)

12.

Повторение и систематизация изученного

5

4

1 (подробное)

Итого:

102

77

14

3

8

Календарно – тематическое планирование

  Дата

Тема урока

Педагогические      средства

Дидактическая модель  обучения

Вид деятельнос-ти учащихся

Русский язык в современном мире.

рассказ, работа с книгой, беседа

объясни-тельно-иллюстра-тивная

индиви-дуальная, групповая

2.

Повторение изученного в 5 - 7-х классах.

Пунктуация и орфография.

тренинг, прохождение материала быстрым темпом

репродук-тивная

парная, групповая

3.

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

4.

Знаки препинания в сложном предложении.

5.

Буквы  -н- - -нн-  в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

6.

Повторение написания  не  с существительными, прилагательными, наречиями на –о(-е), глаголами и глагольными формами, числительными.

7.

РР Сочинение в форме письма.

работа с памяткой,

текстом

объясни-тельно-иллюстра-тивная,

индивиду-альная

8.

РР Сочинение в форме письма.

9.

Контрольный диктант. (По теме «Повторение в начале учебного года»)

контроль

репродук-тивная

фронталь-ная проверка

10.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.   

Основные единицы синтаксиса.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично поисковая

групповая

11.

Текст как единица синтаксиса.

12.

Предложение как единица синтаксиса.

13.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

14.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

15.

Синтаксический разбор словосочетаний.

16.

Простое предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

17.

Интонация. Интонационные средства.

18.

РР Описание памятника культуры.

работа с

текстом

объяснительно-иллюстративная,

индивиду-альная

19.

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее.

работа с учебником

объяснительно-иллюстративная,

частично поисковая

групповая

20.

РР Сочинение – описание по картине И.Шевандровой «На террасе».

работа с памяткой и

картиной

объяснительно-иллюстративная,

индивиду-альная

21.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

работа с учебником

объяснительно-иллюстративная,

групповая

22.

РР Сочинение на тему «Чудный собор» по материалам текста упр.101.

работа с

текстом

объяснительно-иллюстративная,

индивиду-альная

23.

Составное глагольное сказуемое.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

24.

Составное именное сказуемое.

25.

Тире между подлежащим и сказуемым.

26.

Тире между подлежащим и сказуемым.

27.

Второстепенные члены предложения

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

репродуктивная,

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

28.

Определение.

29.

Приложение. Знаки препинания при нем.

30.

РР Знакомство с понятием «Риторика». Основные приемы ораторской речи. (упр.128, 131)

беседа, работа с учебником, тренировочные задания

репродук-тивная,

творческая

индивиду-альная, групповая

31.

РР Совершенствование навыков устной речи. Тренировка публичных выступлений.(упр.212)

32.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

репродуктивная,

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

33.

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

34.

Синтаксический разбор  двусоставного предложения.

35.

РР Характеристика человека.

беседа

творческая

индивиду-альная

36.

Односоставные предложения

Главный член односоставного предложения.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

репродуктивная,

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

индивиду-альная, групповая

37.

Назывные предложения.

38.

Определенно-личные предложения.

39.

Определенно-личные предложения.

40.

Неопределенно-личные предложения.

41.

Безличные предложения.

42.

Безличные предложения.

43.

РР Рассуждение на тему «Слово делом крепи» (по упр.207)

беседа

творческая

индивиду-альная

44.

Неполные предложения.

работа с учебником, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

45.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

46.

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

контроль

репродук-тивная

фронтальная

47.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

48.

Простое осложненное предложение

Понятие об осложненном предложении.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

49.

Понятие об однородных членах.

50.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

51.

РР Написание изложения - сравнительной характеристики

(по упр.238 – 242).

организация совместной учебной деятельности

поисковая

групповая,

индивиду-альная

52.

РР Написание изложения - сравнительной характеристики

(по упр.238 – 242).

53.

Однородные и неоднородные определения.

работа с печатными тетрадями

объяснительно-иллюстра-тивная

групповая

54.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

работа  с учебником, печатными тетрадями

объяснительно-иллюстра-тивная

групповая

55.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

работа с учебником, печатными тетрадями

объяснительно-иллюстра-тивная

групповая

56.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

проблемные задания

репродук-тивная

индивиду-альная

57.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

практикум

репродук-тивная

групповая

58.

Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами».

практикум

репродук-тивная

групповая

59.

Контрольный диктант.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

60.

Предложения с обособленными членами

Понятие об обособленных членах предложения. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

61.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

62.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений.

63.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

64.

Обособление согласованных приложений.

65.

Обособление согласованных приложений.

практикум

репродук-тивная

групповая

66.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом  как.

67.

Обобщение изученного по теме.

практикум, проблемные задания

репродук-тивная

групповая

68.

РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди» (упр.281).

организация совместной учебной деятельности

поисковая

групповая,

индивиду-альная

69.

РР Сочинение по картине В.Е.Попкова «Осенние дожди».

70.

Контрольный диктант.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

71.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

работа с учебником, печатными тетрадями

объясни-

тельно-

иллюстра-тивная

групповая

72.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

практикум

репродук-тивная

групповая

73.

Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

практикум, проблемные задания

репродук-тивная

групповая

74.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

75.

Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

76.

Обособление уточняющих членов предложения.

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

практикум

репродук-тивная

групповая

77.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

практикум

репродук-

тивная

групповая

78.

Зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

контроль

репродук-тивная

индивиду-альная

79.

Контрольный диктант.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

80.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 

Обращение. Назначение обращения.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

81.

Обращение и знаки препинания при нем.

82.

Вводные слова и знаки препинания при них.

83.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

84.

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

85.

Вставные конструкции.

86.

РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386)

организация совместной учебной деятельности

поисковая

групповая,

индивиду-альная

87.

РР Применение публицистического стиля на практике. Диспут. (по упр.386)

88.

Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

89.

Контрольный диктант.

контроль

фронтальная

индивиду-альная

90.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

91.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

работа с учебником, печатными тетрадями, проблемные задания

объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

групповая

92.

Предложения с косвенной речью.

93.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

94.

Цитаты и знаки препинания при цитировании.

проблемные задания

частично поисковая

индивидуальная, групповая

95.

РР Диалог.  Рассказ.

беседа

творческая

групповая

96.

Итоговая тестовая работа.

контроль

репродук-тивная

фронтальная проверка

97.

Анализ итогового теста.

работа над ошибками

поисковая

групповая

98.

Повторение и систематизация изученного

Синтаксис и морфология.

тренинг, прохождение материала быстрым темпом

репродуктивная

парная, групповая

99.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи.

100.

РР Подробное изложение с элементами описания (по  упр.443)

работа с текстом

поисковая

индивиду-альная

101.

Синтаксис и орфография.

тренинг,

прохождение материала быстрым темпом

репродук-тивная

групповая

102.

Подведение итогов года.

        Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

         Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Учебно-методическое обеспечение программы  и перечень рекомендуемой литературы.

  1. Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено на основе Программы по русскому языку (авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).
  2. Учебник  Русский язык. 8 класс.  Авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: «Просвещение», 2008.
  3.  Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. В 2-х частях. Авт. Г.Богданова. Изд-во «Генжер», 2007.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
  2. репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
  3. репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
  4. материалы портала «Русское слово», сайта «Википедия», материалы ЦОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...


 

Комментарии

Спасибо за труд! Отличный материал! Обязательно воспользуюсь!