Идейно – художественное переосмысление И.А.Крыловым басни Эзопа.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урок проводится по авторской программе и методике профессора Б.С. Дыхановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Идейно – художественное переосмысление И.А.Крыловым басни Эзопа.
( Басни Эзопа «Муравей и Жук» и И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Литература (8 класс)

Учебник: Русская литература 18 века Д.ф.н., профессор Б.С.Дыханова

Страницы: 69-70

Наглядно-демонстрационные материалы:

Портрет И.А.Крылова, логико – структурные схемы

Вводная часть:

Введение (подготовка к уроку, организационные моменты, введение в тему)
Цели:: обобщить знания о басне; развивать умения выявления идейно – художественных особенностей произведения в результате сопоставления; обогащать словарный запас учащихся; формировать интерес к творчеству Эзопа и Крылова.
Эпиграф урока. Крылов изменил жанр басни. В нее вошло глубокое содержание, в ней нашло отражение житейская мудрость и философия народа. Крылов ввел в басню живую разговорную речь.

Основная часть:

Основная часть
- Внимательно прочитайте тему урока и скажите: какова задача данного урока? (учащиеся сами должны сформулировать задачи урока)
- Что такое идея, идейное?
( Основной смысл, то, что касается основного смысла)
- Как надо понимать слова «художественное», «переосмысление»?
(То, что касается стиля, языкового оформления текста, его изобразительных средств; создание на свой лад, по – своему)

- Таким образом, мы должны раскрыть идею, стиль, художественные средства басен.
- Для начала вспомним, какой это жанр басня?
( Учащиеся наизусть озвучивают ЛСС № 6 « Основные жанры классицизма. Басня»)
При затруднении озвучивать схему целиком можно поставить вопросы:
- Что такое басня и басенный рассказ? Чем она отличается от притчи?
- Какова композиционная структура басни?
- Что такое басенный рассказ?
- Что такое басенная мораль, где ее место?
- Какова зависимость между басенным рассказом и моралью?

- Прочитайте эпиграф к уроку и скажите: какие особенности в басне Крылова мы должны обнаружить?

- Особенности произведений так или иначе бывают связаны с жизнью и личностными качествами авторов. Вспомните биографические факты Крылова и Эзопа. Сопоставьте, может быть, найдете сходные моменты, определившие одинаковые качества?
( Обоим пришлось трудиться всю жизнь…) Действительно, Крылов занимался самообразованием, самоучкой овладел европейскими языками. По словам Пушкина, «пятидесяти лет выучился древнему греческому», затем читал все в подлиннике.
- Обратите внимание на следующую запись (она может быть на доске или на листе А4):
Древняя Греция (6 в. до н.э.) – Эзоп
Древний Рим (1 в.) – Федр
Франция (17 в.) – Лафонтен
Германия (18 в.) – Лессинг
Россия (19 в.) - Крылов
Объяснение данной записи найдите в биографической статье учебника, посвященной Эзопу (том 1)
- Расскажите выразительно наизусть басню Эзопа «Муравей и Жук».
- Расскажите выразительно наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей».
- Чем отличаются названия басен?
- Почему Крылов изменил название басни? Какие ассоциации возникают у читателя в связи с образом Стрекозы?
( Легкое насекомое, легкомысленный человек, бездельник).
Автору надо было акцентировать внимание на легкомысленной бездельнице.)
- Отличаются ли крыловский и эзоповский Муравей друг от друга?
- Как повествует о нем Эзоп?
( Собирал по зернышку пшеницу, ячмень, работал даже тогда, когда другие отдыхали)
- А почему в тексте Крылова ничего не говорится о труде Муравья?
(Муравей в сознании народа вечный труженик и образец трудолюбия)
- Как относится крыловский Муравей к Стрекозе?
( С иронией: «Так поди же попляши» - в этих строчках заключена ирония)
- В последних строчках обычно помещается мораль. Где же она в басне Крылова?
(Мораль скрыта за иронией, а у Эзопа она следует за басенным рассказом).
- Сформулируйте сами мораль басни Крылова.

Физкультминутка. (Проводится в форме игры «Договори пословицу и поговорку», подбираются они в качестве морали басни Крылова.)
- Итак, каждая из этих поговорок и пословиц может быть приложена в качестве морали к басне Крылова. Чья же мораль шире и многограннее?
- Какие строчки в крыловской басне перекликаются с пословицами и поговорками?
(«Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»; «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела»; «Оглянуться не успела, как зима катит в глаза»; «Так поди же попляши»)
- А еще с каким жанром фольклора перекликаются басни?
(Со сказкой)
- Какую басню легко инсценировать и почему?
(Басню Крылова, так как в ней присутствует диалог )

- Каковы формы обращений использованы в крыловской басне и какую смысловую нагрузку они несут?
(Они больше очеловечивают героев)
- В какой басне присутствует и 3 –й персонаж?
(В обеих баснях присутствует рассказчик)
- Чем отличаются они друг от друга?
(Эзоповский рассказчик беспристрастен, а крыловский, хотя и скрытно, но выражает свое отношение к герою, к Стрекозе.)
- Какие части речи больше употреблены в каждой из басен?
( У Крылова прилагательные, оценочные существительные и глаголы, а у Эзопа – общеупотребительные существительные и глаголы)
- Какую функцию они выполняют?
(Придают речи красочность, оценочность, образность)
- Найдите эпитеты ( лето красное, чисто поле, злой тоской, кум милый, вешних дней)
- Найдите значение слов «вешний» и «красное» в словаре Даля и сделайте вывод об их употреблении в басне.
( Вешний – весенний, от «вешня»; красное – красивое, красного цвета, в достатке, избытке)
- Найдите другие выразительные средства.
( Метафоры: «помертвело поле»; «зима катит» «светлых дней», метонимия: «был готов и стол, и дом»; ассонанс: «попрыгунья стрекоза лето красное пропела»; аллитерация: «не оставь меня, кум милый»; устаревшие слова: «поди», «боле», «в муравах»)
- Еще раз обратитесь к эпиграфу урока и сделайте расширенный вывод о том, как Крылов осуществил идейно – художественное осмысление басни Эзопа.
- Оформляйте все сказанное на уроке в форме сравнительной таблицы, комментируя каждую запись по цепочке.

Завершающая часть:

• Заключение (подведение итогов урока, повторение и закрепление, раздача домашних заданий)

Домашнее задание:

Первого уровня:

• Первый уровень сложности (для проверки знаний на уровень 3) подготовить устное сообщение по теме урока.

Второго уровня:

Второй уровень сложности (для проверки знаний на уровень 5) Сравнить басни Крылова и Лафонтена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по литературе "Басни Эзопа"

Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку литературы "Басни Эзопа" в 6 классе. В презентации иллюстрации, теория литературы....

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

урок по литературе в 5 классе "По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа"

Разработка урока по русской литературе "По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа" поможет обобщить произведения баснописцев, разнообразить виды работ на уроках....

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Презентация к уроку литературы для 5 класса по теме "Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»"

Цели:- знакомство с Эзопом и Жаном де Лафонтеном, выявление значения морали басни;- формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в пр...

Карточка с заданием для сравнительного анализа басен И.А. Крылова и Эзопа.

Карточка с заданием для сравнительного анализа басен И.А. Крылова и Эзопа....

План-конспект урока. И. А. Крылов. Художественные средства изображения в баснях. Эзопов язык

Урок обобщение пройденного по теме "Басни И.А. Крылова". 5 класс....