Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках русского языка не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся на каждом уроке используются разнообразные виды работ: игровые моменты, работа с учебником (устная или письменная), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок также позволяет избежать монотонности на уроке. Для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ используются тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество. Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Для создания благоприятного эмоционального фона , поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка. и литературы эффективно используются межпредметные связи, т.е. привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание уделяется интеграции различных видов искусства. Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала. Основным инструментом включения обучающихся в активный мыслительный процесс является мотивация познавательной деятельности, связанная с поддержанием интереса к изучаемому материалу. На уроке каждому ученику предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это оценку. Это во многом помогает ученику постоянно включаться в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Формами включения ученика во взаимодействие с другими обучающимися и поддержания интереса к изучаемому материалу используются парная, групповая, исследовательско-поисковая формы работы на занятиях. Использование предложенных подходов, на мой взгляд, способствует не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, усталость может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках русского языка не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.

 Тема урока: Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному  изложению с творческим заданием. 5 класс.

Цели урока:

  1. Тренировать учащихся в построении рассуждения со сложной аргументацией.
  2. Учить воспроизводить текст рассуждения от третьего лица, пользуясь необходимыми словами- «помощниками».
  3. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье.
  4.                                                                                                              
  5. Оборудование:

                                                 Ход урока.

Задание:  Сосчитайте и запишите за 1 минуту количество слов, представленных на доске:

Рапирамаскашпагамедаль

- О каком виде спорта идет речь в этих словах?

(Об одном из самых опасных – фехтование)

-А какими видами спорта занимаетесь вы и какова  роль спорта  в вашей жизни?

Слово учителя.

Занятие физкультурой и спортом является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Система физических упражнений способствует общему развитию организма и укреплению здоровья. Еще в Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры. Это было одно из почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийские игр пользовались исключительным почетом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счет государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

Прошли десятилетия, но и по сей день спорту во всех странах мира  уделяется большое значение, потому что спорт – это жизнь, красота, гармония.

 1.Чтение текста изложения.

                        «Несовременный» вид спорта.

Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию.

Мне эти сражения на рапирах не понравились. Во- первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. К тому  же они как собаки на поводке – за ними тянется электрический шнур. Как только один притронется к другому рапирой, у судьи загорается лампочка. А во- вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придет в голову защищать себя при помощи шпаги!

Нет, уж если бы я занималась спортом, то я изучала бы бокс или еще лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.

                                                                                    (По В. Киселеву.) 90 слов.

                                         Анализ текста.

  1. Уточнение темы и основной мысли текста.

- О чем, на какую тему высказывается девочка?

-В каком предложении заключена ее главная мысль?

  1. Определение типа речи, выявление структурных элементов. Анализ содержания языковых средств.

-Каким типом речи воспользовался автор? Докажите. Объясните, почему именно этот тип речи ему понадобился?

- Какие части обычно включает рассуждение, построенное по полной схеме? Найдите их в тексте.

(Данный текст изложения - отрывок из художественного текста. Героиня высказывает свое мнение об одном из видов спорта и обосновывает его. Тип речи - рассуждение. Во втором предложении  формулируется тезис. Аргументация сложная, с двумя доводами. Они вводятся соответствующими словами (во-первых, во- вторых). Каждое из доказательств высказывается в развернутой форме, первое имеет еще и дополнение (К тому же они…). Первый аргумент  представляет собой несколько предложений, оформленных как описание предмета (сражающиеся – каковы они ?). Последняя часть текста – это вывод, концовка.

- От какого лица ведется рассуждение?

- В каких частях текста понадобятся изменения, дополнения, если пересказывать текст от третьего лица?

- Какую  часть речи, а также  вводные сочетания и предложения можно подобрать для замены местоимения я ?

( Существительные – (девочка, Оля, героиня книги)  и  вводные сочетания и предложения для указания на того, кому принадлежат мысли ( по мнению девочки, как считает Оля, считает она и т.д.).

Задания к тексту.

а) Выполнение орфографического и пунктуационного разборов предложений.

Во (первых) не видно лиц. Во ( вторых) это какой (то)  (не)современный вид спорта. Оля счита…т что бокс или самбо лучше  пом…гают п..стоять за себя.

б) Найдите четвертое лишнее слово по морфологическим признакам.

Сражается, тянется,  побывала,  загорается.

 

в) Вам даны предложения, где пропущены слова из текста. Читая предложения, попробуйте правильно заполнить пробелы.

1. Я побывала на соревнованиях по ------------------------.

2. Мне эти сражения на --------- не понравились.

3.Сражаются два манекена в -----------.

4. Ну кому  сейчас придет  в голову защищать себя при помощи-----------.  

   

 

  1. Анализ структуры текста.

Работа сопровождается построением схемы, для восстановления в памяти учащихся всех структурных элементов текста.

                     

                             Схема строения текст.

            II.-Тезис

Рассуждение           -  1-й аргумент (описание предмета)

                                  -   2-й аргумент

                                       III. – Вывод

  1. Подготовка к выполнению дополнительного творческого задания.

Работа может быть коллективной и самостоятельной. При этом учащиеся должны:

а) решить, согласны ли они с точкой зрения героини книги В.Киселева.

б) письменно ответить на вопрос, построив высказывание соответствующего типа речи.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение.

Тема .Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение. Цель урока:     1. Актуализация знаний учащихся, полученных  на прошлых уроках ( типы текстов, особенност...

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Урок русского языка по теме "Типы речи. Рассуждение"

Конспект урока и презентация по теме "Типы речи. Рассуждение"....

Русский язык 5 класс "Типы речи. Рассуждение"

Технологическая карта урока ОНЗ (открытия нового знания) по требованиям ФГОС...

Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»

Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...

Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)

Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение".

Урок по развитию речи.Цель: формирование понятия о рассуждении как о типе речи.Задачи:1. Образовательные:- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;- закреплять понятия о ти...