Урок русского языка по теме "Типы речи. Рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Чеченева Марина Дмитриевна

Конспект урока и презентация по теме "Типы речи. Рассуждение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_rechi_10_kl.rar31.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

УЧИТЕЛЬ ЧЕЧЕНЕВА М.Д.

Типы речи. Рассуждение.

10 класс

Цели: повторение и обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; развитие умения написания текстов-рассуждений.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 г.

Приложение: презентация  PowerPoint.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

        Проверка упр. 302 (сочинение-миниатюра – описание изделия, интерьера и т.п.)

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

  • Какие типы речи вы знаете?
  • Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания?

/В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств или явлений.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция описания: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.  

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  • Анализ текста. (Текст записывается под диктовку учителя с комментарием знаков препинания и орфограмм.)

Когда я вышла из дома, начинало смеркаться. Я плотнее закуталась в плащ и пошла быстрым шагом. На углу мне встретилась какая-то незнакомая старуха, она посмотрела мне прямо в глаза. Это заставило меня вздрогнуть. Через несколько шагов я обернулась – она смотрела мне вслед. Я уже дошла до конца улицы, а она все смотрела и смотрела на меня.

  • К какому типу речи вы отнесете данный текст? /повествование/
  • Найдите предложения, соответствующие данным схемам:

[        ], а [         и   ].

 и .

[        ], [          ].

(Когда    ), [                ].

[        ] –  [             ].

 

  • К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.
  1. Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела, наполовину осыпалась. А огромные корни, облепленные землёй, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то. /художественное описание/

  1. Сосна обыкновенная – дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20-30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету. /научное описание/

  1. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. /описание внешности/

  1. Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили его голову. Медведь тер морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, а затем вновь принимался за ту же работу. /повествование/

  1. Марина распахнула неказистую дверь и то, что она увидела перед собой, поразило ее безмерно: панорамные окна, через которые в комнату проникал солнечный свет, хрустальная люстра со множеством сверкающих подвесок, такие же бра на каждой стене, картины в позолоченных рамах, затянутая атласом мебель и – верх совершенства – белоснежный пушистый ковер на полу. /описание интерьера/

  1. Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. /Это рассуждение, т.к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химических волокон плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки)./
  2. Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. /рассуждение/
  • Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?

/схема построения текста-рассуждения (записать в тетради) 

  1. Вступление
  2. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
  3. Аргументы (доказательства).
  4. Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.

Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.

Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой. Третья часть представляет собой вывод, заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как.

Рассуждения, как и описания, как и повествования, бывают разные. Есть рассуждение-доказательство, есть рассуждение-объяснение. Есть ещё одна разновидность этого типа речи.

В жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопрос: «Как быть?», «Что делать?». Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задает себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие – отвергает. Подобные высказывания – «про себя» или вслух, в устной или письменной форме – называют рассуждениями-размышлениями.

В рассуждении-размышлении активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросительно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов-раздумий. В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия, вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно), а также противительные союзы (а, но, однако), слова да и нет.

Рассуждения-размышления бывают разного стиля – публицистического, научного, разговорного, художественного. Стиль речи зависит от того, над какими вопросами мы размышляем (общественно-политическими, научными или бытовыми, личными), и от ситуации общения.  

2. Анализ текста. Упр.310.

  • Прочитайте отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя».
  • Определите тип и стиль речи.

/тип – рассуждение, стиль публицистический, жанр – статья. Заглавие: «Талант на все времена», «Великий Гоголь», «Бессмертный талант»./

  • Определите основной тезис данного текста.

/Гоголь … был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений./

  • Какие аргументы использует автор для доказательства основного тезиса?

/Разве «Шинель» не предшествовала современному реализму… «История Украины»… /

3. Словарная работа

        Персонифицирует – олицетворяет, наделяет человеческими свойствами.

        Искусство гораздо консервативнее науки – искусство связано с традицией.

        Неореализм – направление в итальянском кино и литературе, возникшее после Второй мировой войны и воплощавшее идеи гуманизма, социальной справедливости, основывавшееся на стремлении дать документально точную картину мира.

        Мистицизм – мистическое мировоззрение, склонность к мистике.

        Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.

        Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков.

1. Продолжите следующее рассуждение: выберите из двух предложенных тезисов какой-нибудь один, аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод.

        Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем ты станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.

        Свободное время – прекрасное время…

        (или: Свободное время – трудное время…)

2. Упр. 313. (Д. Гранин «О милосердии»)

  • Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

/данное высказывание можно назвать текстом, т.к. можно выделить тематическое (чувство милосердия) и композиционное единство частей. Предложения связаны параллельной связью. Текст обладает смысловой цельностью и относительной законченностью. Этот текст является рассуждением./

  • Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?

/можно выделить тезис – чувство милосердия отторгнуто нашей жизнью.

Аргументы:

  • случай из жизни автора;
  • «сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», т.е. устаревшие понятия;
  • в Ленинграде… была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

Вывод: …человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

  • Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

/повествование/

  • Выпишите (назовите) слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.

/слова и обороты, особо точно передающие мысли и чувства автора:

3. Прочитайте текст и выполните задания

(1) … (2) Поэтому я думаю, что увлечение жаргоном есть, по сути дела, желание некоторых молодых людей побыстрее выделиться из толпы и самоутвердиться. (3) Но это путь более легкий, более эффектный, без труда, без постижения настоящей культуры мысли и слова. (4) За «лидерами» тянутся, стараются и другие, жаргоном хвастаются, в нем соревнуются. (5) А в результате (в этом я твердо уверен) эффект получается прямо противоположным.  (6) …

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

 

1)  

Жаргон возникает, когда кому-то надо выделиться в группу «своих людей».

 

2)  

Жаргон обслуживает самый низкий уровень общения людей.

 

3)  

Разговорный язык человека – это его второе лицо.

 

4)  

Жаргон очень живуч.

Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения текста?

 

1)  

Жаргон свидетельствует о бедности общения.

 

2)  

Те, кто послабее характером, чувствуют себя увереннее среди «своих», а в другой обстановке испытывают трудности в общении.

 

3)  

Вместо того чтобы выделить и утвердить человека, эти попытки загоняют его в стадо одинаково с ним «ботающих» единоверцев.

 

4)  

Иными словами, истинно культурному человеку не нужен примитивный набор жаргонных языковых средств.

IV. Подведение итогов урока

  • Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

Домашнее задание

Упр. 314 или упр. 316.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Сочинение-рассуждение" 9 класс

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему "О милосердии"....

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...