урок в 9 классе по теме: "деловая речь"
план-конспект урока русского языка (9 класс) по теме
урок с презентацией предназначен для уч-ся 9 класса при изучении раздела "Деловой стиль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_rech..odp | 20.97 КБ |
delovaya_rech.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заявление. Директору МОУ ДобрятинскаяСОШ Ивановой И.В. выпускника 9 класса Петрова Василия. Заявление прошу принять меня в 10 класс средней школы п.Добрятино. 11 июня 2011 г. Петров.
Расписка. Спасибо вам дорогие учёные! Наконец-то получили мы от вас солнце домашнее. А то дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает что замёрзнем мы все если печь дровами не будем топить. Зима пройдет и солнце ваше мы вернём тогда уж настоящее солнышко греть будет. Только пожалуйста почтальону Печкину ничего не говорите. А то он с виду только добренький а сам вредный и любопытный. Кот Матроскин( фамилия такая).
Орфографическая страничка. Адм..нистрац..я,оф..циальный,во..становить, кв..л..фикац..я,к..нкуренц..я,пр..зидент, а..тоб..ография,пр..фе(с,сс)ия,р..путац..я, сп..циальность,ин..ц..ативный,к..(л,лл)..ктив, (в)течени.. дня, (в)продолжени.. года,(по)вид..мому,пр..изв..дство,д..кумент.
Проверим. Администрация, официальный, восстановить, квалификация, президент, автобиография, профессия, репутация, специальность,инициативный, коллектив, в течение дня, в продолжение года, по-видимому,производство, документ.
Словарь. Акция. Риелтор. Брокер. Тендер. Ипотека. Бренд. Пиар. Из какого языка они к нам пришли?
Каппуччино или капучино? Эспрессо или эспресо? Следует ли писать их в кавычках? А с какой буквы- с заглавной или с маленькой пишутся? Подумаем вместе. ? А что - нибудь об этимологии этих слов вы знаете? ?
Доверенность. Дорогой почтальон Печкин!Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живёт на гуталиновом заводе. У него гуталина этого завались! Не знает, куда его девать! Вот и шлёт, кому попало. Я должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою.Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посылку Шарику.Очень вас прошу. Матроскин. Кот.
Работа с паронимами. Гарантийный-гарантированный, командированный-командировочный, праздный- праздничный. Исправим. Рассматривался вопрос о наиболее эффектных мерах преподавания. Всем раздали списки рекомендательной литературы. Выводы докладчика были основанными.
Домашняя работа. Написать автобиографию, опираясь на материал стр.220 и упр.№307.
Деловое письмо. Уважаемый папенька Васьки Егорова,Иван Петрович! Поскольку ваш сынуля опять хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он срежется на экзамене , как пить дать, сделайте что-нибудь. Классный руководитель. -Какие требования к написанию делового письма предъявляются?
Деловое письмо. Уважаемые родители Егорова Василия, прошу Вас прийти в школу 5 мая в 12.00. по поводу успеваемости Вашего сына. Классный руководитель / /.
Оратор. 1.Орлы не ловят мух. 2.Гнилое яблоко испортит всю корзину. 3.В Риме делай то, что римляне делают. 4.В королевстве слепых и одноглазый король. 5.Трава всегда зеленей на другой стороне забора.
Русские пословицы. Не царское это дело. На безрыбье и рак — рыба. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Паршивая овца всё стадо портит. Хорошо там, где нас нет.
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. (9 класс).
Обобщающий урок по теме:
«Язык современного делового человека».
Цели урока: 1)повторить и систематизировать изученное об
официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность
умения владеть речевыми нормами в жизни человека;
формирование умения написания некоторых деловых бумаг;
практика написания деловых бумаг; показать необходимость
владения деловым стилем в повседневной жизни; научить
составлять документы необходимые в повседневной жизни;
2)развивать умение пользоваться этим стилем на
практике; развивать устную и письменную речь уч-ся;
развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
3)воспитывать самостоятельность; воспитывать
ценностное отношение к слову; расширять кругозор уч-ся;
воспитывать уважение к родному языку, его богатству.
Оформление доски:
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.
Наполеон Бонапарт.
Никакая другая способность человека не даст ему возможности
с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как
способность хорошо говорить.
Ч.Депью.
Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как
он говорит…
Д.Лихачёв.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
-1-
Ход урока:
1.Организациооный момент.
Вступительное слово учителя:
- О каком стиле речи мы говорим с вами в этой четверти?
- Кто желает изобразить схему – речевую ситуацию делового стиля?
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о деловом стиле, т.к. в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода.
- Какие бумаги вы можете назвать?
2.Актуализация знаний.
- Какие особенности этого стиля вы можете назвать?
(Официальность, шаблонность (стандартность).
Точно, чётко, коротко, ясно.)
Задание № 1 .
- Перед вами деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону ли оно написано?
Задание № 2 .
Доверенность.
- Зачем используют?
Задание № 3 .
Расписка.
- До темы «Речь», что мы изучали?
- Найдём СПП. Выполним его разбор, не затрагивая второстепенных членов. Составим схему и прочитаем её.
- А бессоюзное сложное предложение здесь есть? Или хотя бы элемент? Выполним его полный разбор и составим схему.
Объясним все знаки препинания.
Задание № 4 .
Орфографическая страничка.
(Самопроверка с объяснением отдельных элементов).
-2-
3.Работа по теме урока.
Задание № 5 .
- Сегодня мы говорим о деловом общении. Оно, как и любое другое общение, начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения.
- О чём идёт речь? Конечно же о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках.
- Я просила вас подготовить материал об этом предмете. Послушаем, что у вас есть.
(Черняков,Мартьянов,Иванов,Глазунова,Шабаев).
-Спасибо за информацию.
- Теперь подумаем о правилах пользования визитками.
№ 1:
Как следует вручать визитку?
(Свою визитку желательно преподнести правой рукой. Это особенно важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, желательно назвать вслух собственную фамилию и имя. Особенно, если они несколько необычны. Тем самым вы облегчите общение.
№ 2:
Ваш партнёр протягивает вам визитку. Покажите, как следует её принимать.
(Её следует принимать двумя руками, этим вы подчёркиваете уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Ни в коем случае не надо класть её в задний карман брюк – это невежливо. Нельзя её вертеть в руках, мять, ибо это может быть истолковано как неуважение.)
- Невежливо,получив карточку, не дать свою. Это может быть понято как оскорбление.
Задание № 6 .
Лексическая работа.
(стр. 211).
- Устно объясним значение приведённых ниже слов и письменно составим с ними предложения.
Все эти слова пришли из какого языка?
- 3 -
Задание № 7 . (Устное).
- Вы встречаетесь с деловым партнёром в кафе.
Чем вы угостите своего делового партнёра: чашечкой каппуччино или
капучино, эспресо или эспрессо?
Следует ли использовать заглавные буквы и кавычки в этих названиях?
(капучино и эспрессо)
- А что-то об этимологии этих слов вы знаете?
(Эспрессо буквально означает «выдавленный».
Название «капучино» родственно слову «капуцин»(от итальянского капюшон)- представитель католического монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Кофе назван так по белому «капюшону» из молочной пены.)
Задание № 8 .
Деловое письмо.
Правила составления делового письма:
- точность.
(чтобы избежать неясного понимания изложенного)
- лаконичность.
(ваши 3 листа деловому человеку некогда читать)
- убедительность.
(достигается двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо может быть отложено, если первая фраза не вызовет интерес).
В некоторых случаях письмо следует писать от руки – это подчёркивает значение адресата для автора письма.
- Прочитаем. Это деловое письмо?
Составим его правильно.
Задание № 9.
Работа с паронимами.
Задание № 10 .
ОРАТОР. Умение владеть языком, знание его особенностей.
Я знаю английские пословицы, а вы сможете к ним подобрать русские. Ведь знания эти – уважение к родному языку!
РЕЗЕРВ:
Задание № 11 .
- Какие типы телефонных звонков вы знаете?
Сегодня мы поговорим о деловом телефонном звонке.
Продумайте стратегию делового разговора, позвоните на подготовительные курсы.
(-Представление .
- Вопрос.
- Ответ.
- Прощание (заканчивает первым разговор тот, кто его начал)).
- 4 -
(-Добрый день! Это подготовительные курсы?
- Добрый день! Да, это курсы.
- Я хотел бы получить информацию о графике занятий, об оплате.
…
- Получить полную информацию вы можете, если подъедете к нам.
Мы дадим вам распечатку. Наш график работы: ежедневно с 15.00 до 19.00.
- Спасибо. До свидания.
- Всего доброго.)
Проанализируем, насколько правильно это было?
4. Домашнее задание.
- Как вы понимаете значение слова автобиография?
А как нам его объясняет словарь?
- Почему нельзя сказать свою автобиографию7
- Какую структуру имеет этот документ?
( стр.220)
- Прочитаем текст упр. №308. Так можно писать? Почему?
Написать автобиографию, опираясь на материал стр. 220. и упр. №307.
- Какие вопросы будут по домашней работе?
5.Подведение итогов урока.
- Что новое узнали на уроке?
- Какой этап урока особенно понравился? Почему?
- Что посчитали неинтересным?
ОЦЕНИВАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel
Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...
Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».
Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».Провела учитель МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Саратовской областиМедведева Ю. В....
Конспект урока русского языка по теме: "Деловые бумаги. Заявление."
Разработка урока относится к разделу: "Деловое и творческое письмо", предназначена для учащихся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"
Это первый урок при изучении темы....
Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи
Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...
Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"
Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...
Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"
Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...