урок в 9 классе по теме: "деловая речь"
план-конспект урока русского языка (9 класс) по теме

урок с презентацией предназначен для уч-ся 9 класса при изучении раздела "Деловой стиль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_rech..odp20.97 КБ
Microsoft Office document icon delovaya_rech.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая речь. Язык современного делового человека.

Слайд 2

Заявление. Директору МОУ ДобрятинскаяСОШ Ивановой И.В. выпускника 9 класса Петрова Василия. Заявление прошу принять меня в 10 класс средней школы п.Добрятино. 11 июня 2011 г. Петров.

Слайд 3

Расписка. Спасибо вам дорогие учёные! Наконец-то получили мы от вас солнце домашнее. А то дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает что замёрзнем мы все если печь дровами не будем топить. Зима пройдет и солнце ваше мы вернём тогда уж настоящее солнышко греть будет. Только пожалуйста почтальону Печкину ничего не говорите. А то он с виду только добренький а сам вредный и любопытный. Кот Матроскин( фамилия такая).

Слайд 4

Орфографическая страничка. Адм..нистрац..я,оф..циальный,во..становить, кв..л..фикац..я,к..нкуренц..я,пр..зидент, а..тоб..ография,пр..фе(с,сс)ия,р..путац..я, сп..циальность,ин..ц..ативный,к..(л,лл)..ктив, (в)течени.. дня, (в)продолжени.. года,(по)вид..мому,пр..изв..дство,д..кумент.

Слайд 5

Проверим. Администрация, официальный, восстановить, квалификация, президент, автобиография, профессия, репутация, специальность,инициативный, коллектив, в течение дня, в продолжение года, по-видимому,производство, документ.

Слайд 6

Словарь. Акция. Риелтор. Брокер. Тендер. Ипотека. Бренд. Пиар. Из какого языка они к нам пришли?

Слайд 7

Каппуччино или капучино? Эспрессо или эспресо? Следует ли писать их в кавычках? А с какой буквы- с заглавной или с маленькой пишутся? Подумаем вместе. ? А что - нибудь об этимологии этих слов вы знаете? ?

Слайд 8

Доверенность. Дорогой почтальон Печкин!Я жду посылку от моего дяди. Он у сторожа живёт на гуталиновом заводе. У него гуталина этого завались! Не знает, куда его девать! Вот и шлёт, кому попало. Я должен в поле уйти. Корову доить. Мурку мою.Если меня дома не будет, отдайте, пожалуйста, посылку Шарику.Очень вас прошу. Матроскин. Кот.

Слайд 9

Работа с паронимами. Гарантийный-гарантированный, командированный-командировочный, праздный- праздничный. Исправим. Рассматривался вопрос о наиболее эффектных мерах преподавания. Всем раздали списки рекомендательной литературы. Выводы докладчика были основанными.

Слайд 10

Домашняя работа. Написать автобиографию, опираясь на материал стр.220 и упр.№307.

Слайд 11

Деловое письмо. Уважаемый папенька Васьки Егорова,Иван Петрович! Поскольку ваш сынуля опять хватанул «пару», а в дневнике у него то «пара», то «кол», он срежется на экзамене , как пить дать, сделайте что-нибудь. Классный руководитель. -Какие требования к написанию делового письма предъявляются?

Слайд 12

Деловое письмо. Уважаемые родители Егорова Василия, прошу Вас прийти в школу 5 мая в 12.00. по поводу успеваемости Вашего сына. Классный руководитель / /.

Слайд 13

Оратор. 1.Орлы не ловят мух. 2.Гнилое яблоко испортит всю корзину. 3.В Риме делай то, что римляне делают. 4.В королевстве слепых и одноглазый король. 5.Трава всегда зеленей на другой стороне забора.

Слайд 14

Русские пословицы. Не царское это дело. На безрыбье и рак — рыба. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Паршивая овца всё стадо портит. Хорошо там, где нас нет.



Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ.                                                                                         (9 класс).

Обобщающий урок по теме:

«Язык современного делового человека».

Цели урока: 1)повторить и систематизировать изученное об  

           официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность

           умения владеть речевыми нормами в жизни человека;

           формирование умения написания  некоторых деловых бумаг;

           практика написания деловых бумаг; показать необходимость

           владения деловым стилем в повседневной жизни; научить

           составлять документы необходимые в повседневной жизни;

                       2)развивать умение пользоваться этим стилем на  

           практике; развивать устную и письменную речь уч-ся;

           развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать  

           речевое поведение в соответствии с задачами общения;

                       3)воспитывать самостоятельность; воспитывать

           ценностное отношение к слову; расширять кругозор уч-ся;

           воспитывать уважение к родному языку, его богатству.

Оформление доски:

         Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.

                                                         Наполеон Бонапарт.

         

           Никакая другая способность человека не даст ему возможности

           с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как

           способность хорошо говорить.

                                                                                   Ч.Депью.

 

            Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как

            он говорит…

                                                                                  Д.Лихачёв.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

-1-

Ход урока:

1.Организациооный момент.

Вступительное слово учителя:

- О каком стиле речи мы говорим с вами в этой четверти?

- Кто желает изобразить схему – речевую ситуацию делового стиля?

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о деловом стиле, т.к. в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода.

- Какие бумаги вы можете назвать?

2.Актуализация знаний.

- Какие особенности этого стиля вы можете назвать?

                           (Официальность, шаблонность (стандартность).

                            Точно, чётко, коротко, ясно.)

   Задание №  1 .

- Перед вами деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону ли оно написано?

Задание № 2 .

Доверенность.

- Зачем используют?

  Задание № 3 .

Расписка.

- До темы «Речь», что мы изучали?

- Найдём СПП. Выполним его разбор, не затрагивая второстепенных членов. Составим схему и прочитаем её.

- А бессоюзное сложное предложение здесь есть? Или хотя бы элемент? Выполним его полный разбор и составим схему.

Объясним все знаки препинания.

   Задание №  4 .

Орфографическая страничка.

(Самопроверка с объяснением отдельных элементов).

-2-

3.Работа по теме урока.

   Задание № 5  .

- Сегодня мы говорим о деловом общении. Оно, как и любое другое общение, начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения.

- О чём идёт речь? Конечно же о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках.

- Я просила вас подготовить материал об этом предмете. Послушаем, что у вас есть.

(Черняков,Мартьянов,Иванов,Глазунова,Шабаев).

-Спасибо за информацию.

- Теперь подумаем о правилах пользования визитками.

№ 1:

Как следует вручать визитку?

(Свою визитку желательно преподнести  правой рукой. Это особенно важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, желательно назвать вслух собственную фамилию и имя. Особенно, если они несколько необычны. Тем самым вы облегчите общение.

№ 2:

Ваш партнёр протягивает вам визитку. Покажите, как следует её принимать.

(Её следует принимать двумя руками, этим вы подчёркиваете уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Ни в коем случае не надо класть её в задний карман брюк – это невежливо. Нельзя её вертеть в руках, мять, ибо это может быть истолковано как неуважение.)

- Невежливо,получив карточку, не дать свою. Это может быть понято как оскорбление.

Задание №  6  .

Лексическая работа.

(стр. 211).

- Устно объясним значение приведённых ниже слов и письменно составим с ними предложения.

Все эти слова пришли из какого языка?

- 3 -

Задание №   7 . (Устное).

- Вы встречаетесь с деловым партнёром в кафе.

Чем вы угостите своего делового партнёра: чашечкой каппуччино или

капучино, эспресо или эспрессо?

Следует ли использовать заглавные буквы и кавычки в этих названиях?

(капучино и эспрессо)

- А что-то об этимологии этих слов вы знаете?

(Эспрессо буквально означает «выдавленный».

Название «капучино» родственно слову «капуцин»(от итальянского капюшон)- представитель католического  монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Кофе назван так по белому «капюшону» из молочной пены.)

   Задание №  8   .

Деловое письмо.

Правила составления делового письма:

- точность.

(чтобы избежать неясного понимания изложенного)

- лаконичность.

(ваши 3 листа деловому человеку некогда читать)

- убедительность.

(достигается двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо может быть отложено, если первая фраза не вызовет интерес).

В некоторых случаях письмо следует писать от руки – это подчёркивает значение адресата для автора письма.

- Прочитаем. Это деловое письмо?

Составим его правильно.

Задание № 9.

Работа с паронимами.

Задание № 10  .

ОРАТОР. Умение владеть языком, знание его особенностей.

Я знаю английские пословицы, а вы сможете к ним подобрать русские. Ведь знания эти – уважение к родному языку!

РЕЗЕРВ:

  Задание № 11 .

- Какие типы телефонных звонков вы знаете?

Сегодня мы поговорим о деловом телефонном звонке.

Продумайте стратегию делового разговора, позвоните на подготовительные курсы.

(-Представление .

- Вопрос.

- Ответ.

- Прощание (заканчивает первым разговор тот, кто его начал)).

- 4 -

(-Добрый день! Это подготовительные курсы?

- Добрый день! Да, это курсы.

- Я хотел бы получить информацию о графике занятий, об оплате.

   …

- Получить полную информацию вы можете, если подъедете к нам.

Мы дадим вам распечатку. Наш график работы: ежедневно с 15.00 до 19.00.

- Спасибо. До свидания.

- Всего доброго.)

 Проанализируем, насколько правильно это было?

4. Домашнее задание.

- Как вы понимаете значение слова автобиография?

А как нам его объясняет словарь?

- Почему нельзя сказать свою автобиографию7

- Какую структуру имеет этот документ?

                                        ( стр.220)

- Прочитаем текст упр. №308. Так можно писать? Почему?

  Написать автобиографию, опираясь на материал стр. 220. и упр. №307.

- Какие вопросы будут по домашней работе?

5.Подведение итогов урока.

- Что новое узнали на уроке?

- Какой этап урока особенно понравился? Почему?

- Что посчитали неинтересным?

 

ОЦЕНИВАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...

Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».

Открытый урок русского языка в 9 классе на тему «Деловые бумаги».Провела учитель МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Саратовской областиМедведева Ю. В....

Конспект урока русского языка по теме: "Деловые бумаги. Заявление."

Разработка урока относится к разделу: "Деловое и творческое письмо", предназначена для учащихся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"

Это первый урок при изучении темы....

Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи

Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...

Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"

Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...

Конспект урока 6 класс чтение и развитие речи М.Ножкин "Россия"

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс специальной 9коррекционной) школы:«Выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения. М.Ножкин «Россия»...