Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный итог урока - презентация творческого задания и прзентации с измененным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osnovnye_principy_russkoy_orfografii.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы русской орфографии

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся с  использованием  проектной технологии

Цели урока: 

1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.

2. Развивать монологическую речь

3. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Задачи урока:

  1. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.

  1.  Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

  1. Воспитывать потребность получать новые знания, совершенствовать коммуникативную культуру.

Оснащение урока: мультимедийная установка, ноутбуки, презентация по теме урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Беседа с классом.

  1. Дать определение орфографии. (Ответ: орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).
  2. Работа с текстом.

Прочитайте отрывок из статьи Л.В.Щербы «Безграмотность и ее причины». Согласны ли вы с лингвистом? В чем?

 

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы как можно быстрее узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное – непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. – все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда даже не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.                    

- Определить основную мысль текста.

- Согласны ли вы с утверждением автора, что ценность орфографии в ее единстве?

- Объясните правописание выделенных слов, какими принципами русской орфографии мы руководствовались?

III. Работа над проектом «Основные принципы русской орфографии».

  1. Представление презентации по теме.
  2. Работа учащихся по внесению изменений (С использованием дополнительной литературы)

IV.  Практическая работа.

  1. Словарная (орфоэпическая) работа.

БралА, внялА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, занялА, отнялА, порвалА, принялА, снялА, дралАсь, заперлАсь, рвалАсь, послАла; позвонИт, занЯть, занЯв, занятА, занятОй (человек), зАнятый (кем-либо), занЯвший, начАть, нАчал, нАчато, началА,  нАчали, понЯть, пОнял, понялА, пОнято, понЯвший, прибЫть, прИбыл, прибылА, прибЫвший, улубИть, углубИт.

  1. Вставить пропущенные буквы. Самостоятельно проверить по орфографическому словарю, поставить себе оценку.

...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гроб...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни.

Пл...вучий мост, зам...реть ; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, отек...чи в сторону, ко всему прид...раться, скачкообразная походка, неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.

  1. Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор.

1.От роду котенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл...вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р...сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл...нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст...лила сено, разр...вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг...рело в Полесье и до сих пор не зар...сло (Т.). 5. 3...ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.). 6. В руке бл...стит высокого цилиндра глянец (Бл.). 7. Всех офицеров ск...кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр...внялась... (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к...снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).

5.  Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.). 6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр...жимался к земле... (Аст.). 10. В два ряда по обе стороны выстр...ились анисовки... (Алекс.). 11.Давным-давно сотв...ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач...нались Малые луга, прост...равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар...слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 16. ...А под конец, зам...рев на миг, рассыпался крупным градом... (Алекс.). 17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш...рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9....Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл...нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор...внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг...релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к...снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам...раю в восторге (Леск.). 24. Там гаснет огонь машины и заж...гается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 25. Все победы начинаются с побед над самим собой (Леон.).

VII. Итог урока. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

1. Теоретический материал урока выучить.

2.Упр.99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....

Основной принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Урок русского языка в 10 классе в формате подготовки к ЕГЭ (часть А)....

Статья "Основные принципы русской орфографии"

Данная статья будет полезна учителям русского языка средней школы при подготовке к урокам раздела "Морфология.Орфография" в 10 классе (УМК Гольцовой Н.Г.)...

"Основные принципы русской орфографии"

конспект урока, презентация,  памятка...

Основные принципы русской орфографии

Основные принципы русской орфографии...

Рабочая программа элективного курса "Основные принципы русской орфографии". 11 класс

Элективный курс рассчитан на 34 часа. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными принципами русской орфографии, получают возможность глубоко изучить грамматику русского языка....


 

Комментарии

Паначёва Ирина Евгеньевна

Приглашаем к сотрудничеству