педагогические проекты
методическая разработка по русскому языку на тему

Педагогические проекты: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности  как один из факторов повышения эффективности продуктивного обучения" (работа с педагогическими кадрами, обучающимися, родителями);

"Ученическое самоуправление - миф или реальность?" (проект, направленный на развитие школьного ученического самоуправления)

"Учение без принуждения" (проект, направленный на повышение внутренней мотивации обучающихся к изучению русскому языку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иштанская средняя общеобразовательная школа»

Кривошеинского района Томской области

ПРОЕКТ

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ»

База реализации проекта: педагогический  и ученический коллективы школы

(16 педагогов и 120 – 65 обучающихся)

Авторы и руководители проекта: Соболева Г.Г., директор школы;

                                                         Лаздан Н.А., заместитель директора по УВР

с. Иштан

2002 - 2008гг

Обоснование выбора образовательного проекта

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения».

         Несмотря на то, что в течение 3 лет (2000-2002гг), школа работала над единой методической темой «Повышение качества образования», существенно увеличить качественные показатели обучения так и не удалось. Мониторинг качества образования за 2000-2002 годы свидетельствует о том, что качественная успеваемость учащихся по предметам  повысилась всего на 8 % (в 2000г. – 58%, в 2002 г. – 66%), а качество обучения в целом только  на 4,5% (в 2000 г. – 25,5%, в 2002 г. – 30%). При этом количество обучающихся сократилось на 36 человек (2000 г. – 156 учеников, в 2002 г. – 120).   Традиционная система работы педагогического коллектива над повышением качества образования не даёт нужных результатов - необходимо по-новому организовать деятельность всех участников образовательного процесса над повышением продуктивности обучения.

         Опыт многих стран (Великобритании, Германии, США, Франции, России и других) убеждает, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения учеником на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы. Продуктивное обучение отличается от традиционного качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое связывается в ходе активной мыслительной деятельности самого ученика. Превращение учеников из пассивных в активных участников образовательного процесса  станет возможным с применением  инновационных образовательных технологий, в том числе технологии продуктивного обучения. Идея продуктивного обучения освещена в работах: М.И. Башмаков «Теория и практика продуктивного обучения», И. Подласый «Будем учить основательно и продуктивно», О.М. Леонтьева «Стать продуктивным педагогом», Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева «Как организовать профильный продуктивный класс в школе». Данные публикации были  найдены в Internet.

        Таким образом, необходимость в разработке и реализации проекта «Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения» обусловлена следующими причинами:

  1. Выполнение Концепции модернизации образования до 2010 года.

 Концепция модернизации российского образования  особое место отводит изменениям содержания образования сельской школы, ориентируя её на эффективные формы развития склонностей, способностей и интересов обучающихся, социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников.  Основной упор делается на повышение качества образования.         Качество образования как атрибут образовательного процесса обладает проектной природой и должен быть предметом проектировочной работы образовательного учреждения. Данный образовательный проект предполагает повышение продуктивности обучения, а, следовательно, и качества образования в целом.

  1. Введение инноваций в образовательный процесс с целью разработки, апробации и исследования Образовательной программы школы и Программы развития школы.

Образовательная программа школы и Программа развития школы являются необходимыми документами современного общеобразовательного учреждения, отражающие основные направления его деятельности и перспективы развития. В результате работы над проектом будет разработана, апробирована и исследована Образовательная программа школы и разработан проект «Программы развития МОУ «Иштанская СОШ» на 2009-2012 годы».

  1. Систематизация и обобщение работы над единой методической темой.

При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в школе. Проектирование методической работы рассматривается как система, что предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности, методов и форм работы, прогнозируемых результатов и средств их достижения. В ходе работы над проектом предполагается постепенное включение в работу по методике продуктивного обучения всего педагогического коллектива и обобщение опыта работы педагогов, успешно применяющих на практике технологии продуктивного обучения.

Цель: создание  благоприятных условий для внедрения идеи продуктивного обучения в ОУ.

Задачи:

  1. Создать систему обучения, удовлетворяющую образовательным потребностям обучающихся, обеспечивающую самоопределение и самореализацию всех участников образовательного процесса.
  2. Создать условия для сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.
  3. Совершенствовать технологию урока, используя интерактивные методы обучения.
  4. Изменить профессиональные установки педагогов.
  5. Формировать новые подходы к контрольно-аналитической деятельности.

Гипотеза:

Если применяемые формы, методы и средства организации образовательного процесса в ОУ активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют созданию благоприятных условий для самоопределения и саморазвития личности с учётом возрастных психофизиологических особенностей, склонностей, интересов всех участников образовательного процесса, а также требований охраны их жизни и здоровья, то будет обеспечено повышение продуктивности обучения.

Ожидаемые результаты

  1. Качественное изменение характера и эффективности педагогической деятельности.
  2. Постепенное включение в работу по методике продуктивного обучения всего  педагогического коллектива.
  3. Обобщение опыта работы педагогов, применяющих на практике технологии продуктивного обучения.
  4. В результате работы над проектом будут разработаны, апробированы и исследованы:

 - Образовательная программа МОУ;

 - проект Программы развития МОУ на 2009-2012 годы.

  1. Формирование и развитие коммуникативной, деловой и нравственной культуры обучающихся. Повышение качества обучения и конкурентоспособности обучающихся.

Предполагаемые результаты

  1. Создание качественно нового образовательного продукта – личности глубоко нравственной, гуманной и креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать.
  2. Ориентация ОУ на свободные, демократические, гуманистические основы образования.

Состав участников проекта

  1. Педагогический коллектив
  2. Обучающиеся школы и их родители.

Условия реализации проекта

- 100%-ная обеспеченность квалифицированными кадрами;

- Нормативно-правовое, учебно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса;

- Организация методической службы в ОУ (Методический совет,  Педагогический совет, ШМО);

- Организация образовательного процесса в соответствии с рекомендациями САНПиНа РФ;

- Систематическое повышение профессиональной подготовки педагогов;

- Сотрудничество с образовательными учреждениями Володинского образовательного округа, района.

Этапы эксперимента

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2002 – 2003 гг

- Анализ работы МОУ над единой методической темой «Повышение качества образования посредством совершенствования технологии урока»;

- Осмысление выявленных проблем, поиск путей их решения;

- Организация научно-методических  семинаров по освоению новых образовательных технологий.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

2004 – 2006 гг

- Разработка и апробация Образовательной программы МОУ с учётом формирования нового содержания образования в условиях модернизации системы образования РФ;

- Разработка и внедрение авторских программ регионального и школьного компонентов, элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения;

- Переход на предпрофильное обучение в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах;

- Апробация интерактивных методов и приёмов;

- Организация мониторинга и самомониторинга;

- Участие в эксперименте по внедрению идеи ЕГЭ.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

2007 – 2008 гг

- Анализ полученных результатов, соотнесение их с результатами эксперимента (рефлексия);

- Обобщение хода и результатов эксперимента;

- Разработка концепции и проекта Программы развития МОУ на 2009-2012 годы.

План действия на подготовительном этапе

Направление действий

Сроки

Исполнители

1.Анализ работы ОУ над единой методической темой «Повышение качества образования посредством совершенствования технологии урока».

2.Осмысление выявленных проблем и поиск их  решений.

3.Разработка образовательного проекта «Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения».

4.Создание условий, необходимых для работы над проектом:

- Организация научно-методических семинаров, педсоветов, совещаний по освоению новых образовательных технологий;

- Выполнение правил и норм САНПиНа  РФ (соответствующий температурный режим, оснащение кабинетов);

- Кадровые условия:

* Подготовка и мотивация коллектива на деятельность, связанную с продуктивностью обучения;

* Обучение коллектива методике подготовки проекта  и проведение работы по его реализации;

* Освоение новых технологий.

- Научно-методические условия:

*научно-методическое обеспечение учебных программ;

*совершенствование материально-технической базы кабинетов;

* Разработка концепции развития МОУ;

* Разработка новых программ;

* Совершенствование работы ШМО;

*Организация теоретических семинаров по освоению новых технологий, интерактивных методов и приёмов обучения.

- Организационные условия:

* Распределение функций и обязанностей;

* Создание творческих групп по проблемам.

Август 2003 г.

2002- 2003 гг.

2003 – 2004 гг.

2002 – 2003 гг.

2003-2004 гг.

2003 г.

2003 г.

Зам. директора по УВР Лаздан Н.А.

Администрация, методсовет

Администрация

Администрация

Директор, ПК школы

Администрация,

методсовет,

руководители ШМО

Методсовет

Педколлектив,

 руководители ШМО,

Администрация

Администрация,

педколлектив

План действия на практическом этапе

Направление действий

Сроки

Исполнители

1. Повышение компетентности и уровня знаний педагогов в области педагогики, психологии, возрастной физиологии.

2. Разработка и апробация Образовательной программы МОУ:

- Учебный план;

- Учебные программы, в т.ч. авторские;

- Учебные программы элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- Учебные программы факультативных курсов, кружков;

- Программа детского объединения «Радуга»;

- Комплексная программа воспитания (целевые воспитательные программы);

- Исследовательские проекты.

3. Переход на предпрофильное обучение в 9 классе.

4. Переход на профильное обучение в 10-11 классах.

5.  Выполнение Закона РФ «Об образовании» в части получения обязательного основного общего образования и соблюдения конституционных прав граждан на образование.

6. Апробация интерактивных методов и приёмов работы:

- на уровне педагогов:

* работа педсовета, организация совещаний, методических семинаров, педагогических чтений, конференций;

* повышение квалификации (курсы; участие в работе ШМО, МШМО, РМО, РПГ; самообразование);

*Конкурсы профессионального мастерства;

* аттестация;

* организация самомониторинга, самоанализа;

* инновационная, исследовательская деятельность;

*открытые уроки, внеклассные  мероприятия,  занятия «Мастер - класса».

-на уровне обучающихся:

* индивидуальное и дифференцированное обучение;

* индивидуальные, групповые и коллективные обучающие проекты;

* реализация программы «Одарённые дети» (олимпиады; конкурсы; предметные недели, декады, месячники; научно-исследовательская работа);

* участие в эксперименте по внедрению идеи ЕГЭ;

* индивидуальные планы самореализации обучающихся (спецкурсы, факультативы, кружки, секции, элективные курсы);

* Слёты отличников и хорошистов Володинского образовательного округа;

* консультации психолога, профконсультанта, логопеда.

- на уровне родителей:

* участие родителей в управлении ОУ (родительские комитеты классов, Совет по профилактике правонарушений);

* вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс («Дни открытых дверей», «Смотр знаний», общешкольные вечера и праздники);

* повышение психолого-педагогических знаний родителей (собрания, консультации, беседы, лекторий);

* работа с неблагополучными семьями (Совет по профилактике, индивидуальные беседы, консультации).

2004 – 2006 гг.

2004 – 2006 гг.

2005 г.

2006 г.

2005-2007 гг.

2004-2008 гг.

Администрация ОУ, районная психолого-педагогическая служба

Администрация, педколлектив, обучающиеся, родители

Администрация, методсовет

Педколлектив, обучающиеся, родители

План действия на аналитическом этапе

Направление действий

Сроки

Исполнители

  1. Обработка всех полученных данных.
  2. Анализ полученных результатов.
  3. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями, с ожидаемыми и предполагаемыми результатами.
  4. Разработка концепции и проекта Программы развития МОУ на 2009-2012 годы
  5. Оформление и описание хода и результатов реализации проекта. Педсовет – «Круглый стол» по теме «Анализ работы над образовательным проектом».
  6. Разработка и проведение методической конференции «Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения»

2007 – 2008 гг.

2008г.

Август 2008 г.

Март 2008 г.

Администрация, методсовет, педколлектив

Администрация, методсовет,

Администрация, педколлектив

Администрация ОУ, педагоги Володинского образовательного округа

МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

Тематика семинаров

Сроки

Ответственный за проведение

  1. Урок – основная форма организации учебного процесса. Характеристики и требования к современному уроку.
  2. Технология опроса. Тесты как средство выявления качества усвоения программного материала.
  3. Семинар руководителей ОУ района «Модернизация сельской школы; пути, задачи, проблемы».
  4. Типы уроков. Нестандартные уроки.
  5. Семинар заместителей директоров ОУ района «Роль НОТ заместителя директора по УВР в совершенствовании методической работы ОУ».
  6. Введение в научно-исследовательскую работу учащихся.
  7. Теория и практика моделирования продуктивной образовательной системы: работа над проектом.
  8. Профилактика психологического, физического и духовного здоровья детей.
  9. Семинар руководителей ОУ района  и их заместителей по теме «Идеи продуктивного обучения. Поиск.  Находки. Проблемы».
  10. Круглый стол «Сравнительные особенности педагогики необходимости и продуктивной педагогики: личное и профессиональное  самоопределение».
  11. Современные требования к постановке цели урока.

Ноябрь 2001 г.

Январь 2002 г.

Август 2002 г.

Ноябрь 2002 г.

Декабрь 2002 г.

Октябрь 2003 г.

Октябрь 2004 г.

Февраль 2005 г.

Март 2005 г.

Февраль 2005 г.

Ноябрь 2006 г.

Зам. директора Лаздан Н.А.

Зам.директора Лаздан Н.А.

Директор Соболева Г.Г.

Зам.директора Лаздан Н.А.

Специалист РУО Шамак Е.А., зам.директора Лаздан Н.А.

Лаздан Н.А.

Лаздан Н.А.

Соболева Г.Г., специалист РУО Сайнакова Н.Н.

Специалист РУО Шамак Е.А., Администрация ОУ

Соболева Г.Г.

Лаздан Н.А.

ПЕДСОВЕТЫ

Тематика педсоветов

Сроки

Ответственный за проведение

  1. Системный и дифференцированный подход в процессе воспитания.
  2. Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности.
  3. Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства.
  4. Работа с учебником, научно-популярной литературой: проблемы, поиск, результаты.
  5. Роль классного руководителя в организации классного коллектива.
  6. Воспитание в 21 веке: проблемы и пути их решения.
  7. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся.
  8. Обучение и воспитание успехом.
  9. «Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника.
  10. Круглый стол «Анализ работы над образовательным проектом «Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения».
  11. Анализ работы ОУ за год, планирование работы на новый учебный год.

Январь 2002 г.

Ноябрь 2002 г.

Январь 2003 г.

Ноябрь 2003 г.

Январь 2004 г.

декабрь 2004

апрель 2005 г.

Январь 2006

 г.

Январь 2007 г.

Август 2008 г.

Ежегодно- август

Директор Соболева Г.Г.

Соболева Г.Г., Лаздан Н.А.

Соболева Г.Г.

Соболева Г.Г.

Соболева Г.Г.

Соболева Г.Г

Лаздан Н.А.

Соболева Г.Г.

Соболева Г.Г.

Лаздан Н.А.

Соболева Г.Г.

Лаздан Н.А., руководители ШМО

Администрация, методсовет, руководители ШМО

КОНФЕРЕНЦИИ

Вид, тематика конференции

Сроки

Ответственный за проведение

1. Методическая конференция «Личностно-ориентированное обучение».

2. Районная эколого-краеведческая конференция.

3. Научно-практическая конференция учащихся «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…».

4. Научно-исследовательская конференция учащихся Володинского образовательного округа «Юные исследователи».

5. Методическая конференция «Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения».

6. Методическая конференция «Школа – без стресса»

Март 2002 г.

Ноябрь 2003 г.

Февраль (ежегодно)

Март (ежегодно)

Март 2008 г.

ежегодно

Володинская СОШ

Пудовская СОШ

Иштанская СОШ

Володинская СОШ

Иштанская СОШ

Кривошеинская СОШ

 ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

Тематика заседаний

Сроки

Ответственный за проведение

  1. Открытое заседание «Повышение творческого потенциала учителя через участие в методической работе ШМО, МШМО, РМО, РПГ, через самообразование»
  2. Расширенное заседание «О путях перехода на концентрические программы».
  3. Технология преодоления нормативно-троечного уровня обучения учащихся школы: опыт и перспективы использования в массовой педагогической практике.

Декабрь 2002 г.

Май 2003 г.

Январь 2005 г.

Лаздан Н.А.

Лаздан Н.А.

Соболева Г.Г.

Лаздан Н.А.

СОВЕЩАНИЯ

Тематика совещания

Сроки

Ответственный за проведение

  1. Модернизация сельской школы, задачи…(изучение правительственных документов).
  2. Предупреждение неуспеваемости.

  1. Эффективность урока – путь к преодолению неуспеваемости учащихся.
  2. Работа с учащимися «группы риска».
  3. Организационное начало учебного года.
  4. Состояние работы по охране труда, соблюдению ТБ.
  5. Переход на предпрофильное  обучение в 9 классе.
  6. Резервы базисного учебного плана для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Октябрь 2002 г.

Ежегодно (1 раз в полугодие)

Апрель 2003 г.

Ежегодно

Ежегодно (сентябрь)

Ежегодно (январь)

Апрель-май 2004, 2005 гг.

Апрель-май 2006 г.

Соболева Г.Г.

Администрация, Кл. руководители

Лаздан Н.А.

Администрация

Соболева Г.Г.

Соболева Г.Г., Селезнёв А.Я.

Лаздан Н.А.

Администрация

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Динамика показателей качественной успеваемости обучающихся и их конкурентоспособности.
  2. Рост профессионального мастерства педагогов:

- увеличение количества учителей, применяющих новые образовательные технологии, в том числе технологии продуктивного обучения;

- увеличение количества педагогов, повысивших свою квалификационную категорию;

- обобщение опыта работы  педагогов по проблематике проекта (выступления, публикации).

3. Наличие продукта: Образовательной программы и проекта Программы развития МОУ, удовлетворяющих образовательным потребностям обучающихся, обеспечивающих самоопределение и самореализацию всех участников образовательного процесса.

4. Позитивная оценка результатов работы над образовательным проектом педагогов школы  и экспертов извне.  

5.  Разработка и внедрение  других педагогических проектов на основе данного  образовательного проекта.

ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ,

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

         Возможность негативных последствий минимальна, так как  в ходе реализации данного проекта приобретается совершенно  новый опыт работы, позволяющий  позитивно совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

         Поскольку данный проект является долгосрочным (срок реализации 7 лет), предусмотрены изменения и дополнения в плане содержания запланированных мероприятий, отражающие изменения в системе школьного образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В.В. Гузеев. Образовательная технология: от приёма до философии./ Библиотека журнала «Директор школы», выпуск №4.
  2. И. Подласый. Как побуждать к учению и самовоспитанию.//Народное образование. – 1993. -№9-10.
  3. Н.Д. Шевченко. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики. //Новая школа. – 1998. -№4.
  4. Публикации в Интернете:

                   М.И. Башмаков «Теория и практика продуктивного обучения»;

                   И. Подласый «Будем учить основательно и продуктивно»;

                   О.М. Леонтьева «Стать продуктивным педагогом»;

                   Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева «Как организовать профильный продуктивный класс в школе».



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Иштанская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект

«Ученическое самоуправление –

это не миф, а реальность»

Автор: Лаздан Нина Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

с. Иштан

Педагогический проект

«Ученическое самоуправление – это не миф, а реальность»

                  Термин «самоуправление» означает демократический способ организации коллективной (общественной) жизни.  Возможен ли демократический способ организации школьного коллектива? Могут ли обучающиеся наравне с учителями решать вопросы, касающиеся  жизни и деятельности образовательного учреждения?  Ученическое самоуправление – это миф или  реальность?  

                Анкетирование обучающихся 8-11 классов школы показало, что ученики имеют слабое представление о том, что такое ученическое самоуправление, а его роль в организации деятельности ученического коллектива связывают только с организацией и проведением каких-то школьных мероприятий, в том числе и Дней самоуправления (Дней дублёра). Большинство старшеклассников убеждено, что ученического самоуправления в школе как такового нет; хотя формально существует ученический совет, всем руководят учителя, классные руководители, администрация и родители.

           Идея разработать данный педагогический проект объясняется желанием автора доказать, что настоящее ученическое самоуправление в школе возможно, тем более, что положительный опыт работы других ученических коллективов в этом направлении имеется даже на муниципальном уровне.

          Ученическое самоуправление - это организация, объединение учеников, которое наделено определёнными полномочиями, правами и обязанностями.  Школьники должны иметь чёткое представление о том, что такое самоуправление, на каких принципах оно строится и какие функции выполняет. Исходя из этого, определены  цель и задачи данного педагогического проекта.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание инициативной группы старшеклассников, выполняющей функции ученического самоуправления в школе.

ЗАДАЧИ:

  1.  Познакомить обучающихся с имеющимися по вопросам ученического самоуправления  школьными нормативными документами: Уставом школы, Положением о школьном самоуправлении.
  2. Провести дебаты совместно с  коллективом учителей, учеников и родителей по теме «Ученическое самоуправление – это миф или реальность?»
  3. Разработать Положение (локальный акт) об инициативной группе старшеклассников «Согласие» (ИГС «Согласие»).
  4. Провести ученическое собрание по определению состава ИГС «Согласие», знакомству с функциями, правами и обязанностями членов ИГС.
  5. Реализовать деятельность ИГС «Согласие» через участие в различных общественно значимых мероприятиях (конкурсах, социальных проектах, акциях  и т.д.)

ГИПОТЕЗА:

    Если в школе будет создан действенный орган ученического самоуправления, наделённый реальными полномочиями по вопросам организации деятельности школьного  коллектива, то  это позволит создать условия, обеспечивающие развитие самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся в организации общественно значимых дел, в решении актуальных для ученического коллектива школы проблем.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Обучающиеся из пассивных участников учебно-воспитательного процесса превратятся в личностей с активной жизненной позицией, которые смогут вносить свои конструктивные предложения и представлять интересы всего ученического коллектива  на общешкольных собраниях, заседаниях Управляющего совета школы.
  2. В состав Управляющего совета школы войдут не формальные, а  настоящие лидеры ученического сообщества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Создание инициативной группы старшеклассников «Согласие», выполняющей функции органа ученического самоуправления.
  2. Разработка и реализация разных коллективно-творческих дел с обучающимися, включая социальные проекты и акции.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2008-2010 годы

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  1. Ученики 8-11 классов;
  2. Педагоги школы;
  3. Родители;
  4. Общественность.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Название этапа

Сроки

Мероприятия

Результат

Подготовительный

Январь – май 2008г.

Изучение нормативной школьной документации по вопросу ученического самоуправления в школе, анкетирование обучающихся 8-11 классов, проведение дебатов «Ученическое самоуправление – это миф или реальность?»

Разработка Положения об ИГС «Согласие» (Локальный акт)

Практический (экспериментальный)

Сентябрь 2008-  декабрь 2009гг.

Проведение ученического собрания, выборы членов и главы ИГС «Согласие»,

разработка и реализация общественно значимых коллективно-творческих дел, участие в акциях, конкурсах, социальных проектах

Создание инициативной группы старшеклассников «Согласие»;  

участие в смотрах-конкурсах ученических самоуправлений (проведение внешней экспертизы деятельности)

Аналитический (рефлексивный)

Январь - май 2010г.

Изучение результатов деятельности, оформление портфолио ИГС «Согласие»

Корректировка модели ученического самоуправления (при наличии отрицательных результатов деятельности ИГС «Согласие»)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Есть определённая нормативная база: Положение о школьном самоуправлении, Устав школы (п.10: «По инициативе детей в общеобразовательном учреждении могут создаваться детские общественные объединения»); имеется возможность разработки необходимого локального акта.
  2. Наличие инициативных, творческих старшеклассников, обладающих организаторскими способностями.
  3. Общая заинтересованность ученического и педагогического коллектива в вопросе  разработки действенной модели школьного ученического самоуправления, поддержка со стороны администрации школы.
  4.  Сетевое взаимодействие с другими органами ученического самоуправления на муниципальном уровне (Володинский образовательный округ).

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Открытый диалог между участниками проекта.
  2. Результативность участия обучающихся в общественно значимых коллективно-творческих делах, конкурсах.
  3. Положительная оценка деятельности ИГС «Согласие» со стороны общественности (внешняя экспертиза).
  4. Желание обучающихся 8-11 классов  войти в состав ИГС «Согласие».

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:

  1. Инициатива обучающихся, начинавших работу над организацией ученического самоуправления и закончивших обучение в школе, не будет одобрена другими преемниками.
  2. Разработанная модель ученического самоуправления может оказаться несовершенной, мало эффективной, а деятельность ИГС «Согласие» - формальной.

ЛИТЕРАТУРА:

РЕФЛЕКСИЯ

      Проект успешно завершён. Цель проекта достигнута: создана такая модель школьного ученического самоуправления, которая позволила обеспечить развитие самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся в организации общественно значимых дел, в решении актуальных для ученического коллектива школы проблем.

    По инициативе обучающихся под руководством педагогов удалось разработать  ряд социальных проектов: «Дорога» (рук. Жуковская Е.А.), «Чистый пляж» (рук. Андреева М.Р.), выиграть грант на реализацию социального проекта по созданию детской площадки «Ягодка» (рук. Ячменёва В.Е.). Старшеклассники стали участниками волонтёрского движения в районе «Мы – здоровое поколение», создали свой школьный сайт (рук. Жуковский А.Н.). Имеются соответствующие сертификаты участия, дипломы.

       В 2009 году ИГС «Согласие» приняла участие в областном этапе 1-го Всероссийского дистанционного конкурса ученического самоуправления в номинации «Мы это сделали первый раз», заручившись поддержкой (рекомендательным письмом) Управления образования Администрации Кривошеинского района. На конкурс было представлено описание работы педагогического совета по теме «Активизация деятельности органов ученического самоуправления в школе», проходивший совместно с обучающимися, представителями общественности, в том числе родительской, где в ходе дебатов «Ученическое самоуправление – это миф или реальность?»  состоялся открытый, серьёзный разговор о проблемах участия обучающихся в процессе организации школьной жизни, о необходимости создания абсолютно новой, действенной модели ученического самоуправления. И этого хотели сами ученики!

           Желание детей, поддержка со стороны педагогов, администрации позволили в полном объёме реализовать данный педагогический проект.

       

       



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иштанская средняя общеобразовательная школа»

                        Утверждаю

директор школы_____________Соболева Г.Г.

«_______»___________20____г.

УЧЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

(педагогический проект)

Срок реализации проекта: 2011-2015 годы

Автор: Лаздан Нина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

с. Иштан

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3
  1. Цель и задачи проекта…………………………………………………….4
  2. Гипотеза…………………………………………………………………....4
  1. Этапы проекта……………………………………………………………..5
  1. Подготовительный этап…………………………………………………..5
  2. Основной этап (эксперимент)…………………………………………....6
  3. Заключительный этап (рефлексивный)………………………………….7
  1. Участники проекта. Ресурсы……………………………………………..8
  2. Предполагаемые результаты………………………………………9
  3. Ожидаемые результаты…………………………………………………..9
  4. Критерии эффективности проекта.  Возможные риски…………9
  5. Литература………………………………………………………….10

Введение

                    Всё чаще мы, учителя,  отмечаем нежелание современных детей учиться. Особенно это характерно для подростков сельских школ. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное. Домашние задания выполняют бессистемно, не в полном объёме или вообще систематически не готовятся к урокам.

      В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало. К числу главных можно отнести следующие:

1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Можно с уверенностью сказать, что лишь малой частью таких качеств обладают дети при поступлении в школу. Всё остальное они приобретают в ходе обучения, прежде всего, в начальной школе, а многое совершенствуется и дополняется в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска. Тем не менее основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам (в частности, работа в объединённых классах-комплектах, уменьшение количества часов на преподавание) учителя и родители не научили и не привили детям соответствующие навыки, учение оказывается очень трудным делом.

2. Громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали учёные-педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. При уменьшении количества часов на изучение базовых предметов, не уменьшается объём изучаемого материала, а в связи с подготовкой к ЕГЭ, он значительно увеличивается.   Причём всё это осуществляется без опоры на желания и мотивы обучающихся. Добавить необходимо, что обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».

3. Убогость школьной жизни и самого учебного процесса,  авторитарная позиция учителей. Монотонность и однообразие занятий, убранства классов, отсутствие быстрой смены событий, ярких впечатлений и новых встреч, к тому же необходимость долгое время сидеть и почти не говорить – всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной.  Сложившийся типичный взгляд на ребёнка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностями воспринимается школьниками как несправедливое и неправильное и неизбежно вызывает протест.

                Перечисленные причины нежелания школьников учиться довольно серьёзны. Далеко не все из них легко устранимы.  Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания? Возможно ли учение без принуждения?

             Цель проекта: организация такого учебного процесса, который бы соответствовал названию проекта «Учение без принуждения» и служил бы повышению мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и повышению качества образования по данному учебному предмету.

Задачи:

  1. Выявить посредством анкетирования мотивы учебной деятельности обучающихся с целью определения ведущих стимулов, позволяющих побуждать школьников к учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка. В ходе проводимого эксперимента разработать свою педагогическую систему по повышению внутренней мотивации  учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка.  
  2. Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для усвоения программного материала и подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
  3. Внедрить в практику   работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.

Гипотеза:

Если у каждого школьника будет своя внутренняя мотивация  в изучении родного русского языка и определённый инструментарий для достижения конкретных учебных результатов, то в таком случае станет возможным учение без принуждения, которое способно повысить качество образования по русскому языку.

Этапы проекта

Подготовительный этап – 2011-2012 учебный год

Направление деятельности

Мероприятия

Цель

Результат

Работа с обучающимися

Анкетирование обучающихся 5-11 классов по методике «Мотивация учебной деятельности учащихся»,

индивидуальное собеседование

Определение ведущих мотивов учебной деятельности обучающихся

Аналитический материал позволит оценить реальную картину мотивации школьников в изучении русского языка

«Тайное голосование» (составление списка участников проекта)

Выявить желание обучающихся участвовать в проекте

Формирование экспериментальной группы,

 оформление информационного уголка в кабинете русского языка

Диагностика участников проекта

Выявление «проблемных зон», связанных с отсутствием у обучающихся системы определённых универсальных учебных действий

Заполнение диагностических карт

Работа по самообразованию

Изучение соответствующей методической литературы о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности.

Повышение квалификации

Наличие необходимых знаний для организации работы по апробации своей   инновационной педагогической системы по повышению мотивации  учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка.  

Основной этап (экспериментальный)

2012-2014 годы

Направление деятельности

Мероприятия

Цель

Результат

Работа с обучающимися

Разработка индивидуальных образовательных программ по русскому языку

Создание личностных траекторий развития по русскому языку для сильных и слабых учеников

Повышение мотивации, качества обучения

Работа по апробации инновационной педагогической системы повышения внутренней мотивации  учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка

Разработка и внедрение инновационной системы повышения учебно-познавательной деятельности школьников:  

  1. «Портфолио юного лингвиста»
  2. «Книга отзывов и предложений»
  3. Рейтинговая шкала: Победители в номинациях:

«Лучший по предмету» (по итогам полученных «4» и «5» за неделю)

«Обладатель самого красивого почерка»

«Самый грамотный» (по количеству допущенных ошибок за письменные работы)

«Самый добросовестный» (по итогам выполнения Д/З)

  1. Рефлексивный дневник «Хвалебный»

Создание «Портфолио юных лингвистов», отражающих личностные траектории развития по русскому языку участников проекта;

создание атмосферы «здоровой конкуренции» с целью стимулирования желания школьника быть лучшим в чём-то, быть успешным;

повышение качества обучения по русскому языку в целом

Повышение мотивации, качества обучения

Заключительный этап (рефлексивный)

2015г.

Направление деятельности

Мероприятия

Цель

Результат

Работа с обучающимися

Анализ работы по  индивидуальным образовательным программам по русскому языку

Оценивание успешности реализации личностных траекторий развития по русскому языку для сильных и слабых учеников

Корректировка индивидуальных образовательных программ по русскому языку

Обобщение опыта работы над проектом

Описание опыта работы по методике «Зеркало инновационных преобразований»,

создание презентации продукта проектной работы,

участие в областном конкурсе «Педагогический проект»

Обобщение опыта работы над проектом, публикация  статьи «Педагогический проект «Учение без принуждения»,

прохождение внешней экспертизы проекта

Презентация  продукта проектной работы на заседании педагогического совета ОУ, РМО учителей русского языка и литературы

Участники проекта

Экспериментальная группа из состава учеников 5-8 классов

Автор и руководитель проекта – учитель высшей квалификационной категории

Ресурсы:

Наличие необходимой учебно-методической литературы

Наличие компьютера и мультимедийной установки с экраном

Наличие  специализированного кабинета русского языка

Материально-технические

Финансовые

Приобретение необходимых для учёбы школьных принадлежностей за счёт родителей

Приобретение канцелярских товаров на нужды проекта за счёт личных средств руководителя проекта

Субвенции на приобретение учебников из федерального бюджета

Предполагаемые результаты

  1. Повысится интерес и мотивация обучающихся к изучению родного русского языка.
  2. Будут разработаны индивидуальные образовательные программы по русскому языку для «сильных» и «слабых» учеников из числа участников проекта.
  3. Повысятся качественные показатели обучения по русскому языку.
  4. Вырастет удовлетворённость процессом обучения  участников проекта, их родителей.

Ожидаемые результаты

  1. Возрастёт результативность участия в различных творческих конкурсах, олимпиадах.
  2. Повысятся показатели качества прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающимися 11 и 9 классов (ЕГЭ и ГИА), промежуточной итоговой аттестации, регионального тестирования.
  3. Увеличится количество «хорошистов», возможно, появятся «отличники» по русскому языку.

Критерии эффективности проекта 

  1. Увеличение количества  учащихся (в процентном соотношении), принимающих участие в различных лингвистических конкурсах.
  2. Увеличение количества победителей и призёров различных лингвистических, творческих конкурсов и олимпиад.
  3. Повышение показателей  качества обучения по русскому языку.
  4. Увеличение количества обучающихся, проявляющих интерес к урокам русского языка.
  5. Рост уровня удовлетворённости процессом обучения  участников проекта, их родителей.

Возможные риски

  1. Отсутствие учеников, желающих участвовать в данном проекте.
  2. Участники проекта могут формально отнестись к участию в проекте.
  3. Результаты работы  могут оказаться незначительными.
  4. Разработанная в ходе эксперимента инновационная модель педагогической системы по повышению мотивации  учебной деятельности «Учение без принуждения» может оказаться малоэффективной.

Литература

  1. Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж-л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51-60.
  2. Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж-л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101-106.
  3. Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 - 44.
  4. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж-л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117.
  5. Программа работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию./ ж-л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75.
  6. Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....