Конструктивное обучение и его характерные особенности
статья по русскому языку по теме

   По мнению ведущих западных исследователей в области технологизации обучения конструктивное обучение является авангардом педагогических технологий, так как она нацелена на развитие познания, на построение учащимися своих знаний на базе имеющихся знаний и опыта. Знания в конструктивных уроках строятся структурально. Каждая структура знаний связывается с предыдущими и последующими знаниями. Это путь познания, от легкого к трудному, который берет начало из истоков самого понятия. Учитель в конструктивном обучении не планирует форму и методику передачу знаний, он делает  дизайн урока, который состоит из 7 элементов и строит его каркас логически выстроенными вопросами, заданиями, установками, которые порождают новые знания. Ученики на этих уроках не пассивные слушатели, они вовлекаются в интерактивную учебную и мыслительную деятельность, которая вырабатывает в них такие  интеллектуальные и социальные навыки как: умение решать проблемы, ставить вопросы, обосновывать свои ответы, делать анализ и синтез, реконструировать свои знания; чувство ответственности совпадение слов с деятельностью, умение слушать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruktivnoe_obuchenie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конструктивное обучение в образовании и его характерные особенности.

   Общей задачей, составляющей основу учебно-образовательного процесса, является  воспитание всесторонне обученного и конкурентоспособного молодого поколения.   Всесторонне обученный человек или компетентностная личность это – человек, вмещающий в себе самые высшие человеческие качества, моральные ценности; он всегда и везде на стороне правды и справедливости; он выступает как эталон человечности и в процессе своей деятельности проявляет все эти качества. Воспитание людей, обладающих, указанными качествами требует определить чему, зачем и как обучать молодежь, и оно основывается не на механическую память, а на теоретическое (критическое) мышление, на повышение требовательности к интеллектуальной активности. Среди имеющихся  теорий обучения  конструктивное обучение  является самым полезным, имеющим большое воспитательное и жизненное значение. По своему значению конструктивное обучение входит в такую группу теорий, которые основываются на создании знаний синтезом новых идей с имеющимися знаниями, то есть система знаний появляется не в пассивной форме, а на основе активного жизненного опыта обучающегося.   Конструктивизм основывается на понятии «знание конструируется, открывается, создается»; он считает своим основанием эпистемологию – систему философских мыслей о природе знаний и изучения. Конструктивность выдвигает на передний план свой основной принцип -  знания не могут быть получены пассивным методом, обучающиеся должны быть активными в процессе обучения. Поэтому обучающимся, в соответствии с их возрастом, должна быть предоставлена самостоятельность, чтобы они приняли активное участие в процессе обучения. Изучение, как волевой акт, состоит из таких процессов, как присвоение (ассимиляция), приспособление (аккомодация) и упорядочение (эквилибация) и проходит через соответствующие этапы развития.. В этом случае готовность к какой-либо форме изучения (ассимиляция, аккомодация, эквилибация) зависит от этапов интеллектуального развития обучающеюся.

XXI век  характеризуется как век интеллекта, созидания и толерантности. Развитие созидательного интеллекта, солидарности, самостоятельности, личности зависит от демократизации общества, развития личности и от степени формирования ее как гражданина.

   В ходе когнитивного конструктивного обучения с помощью интеллектуальных операций ученик свободно движется, опираясь на ранее полученные знания, создает в схеме целостности систему «новых знаний». Таким образом, конструктивное обучение носит операционно-творческий характер. Обучающиеся, проводя логические действия с информацией, полученной из учебников, от обучающихся и других источников, формируют новые знания, направляясь от частного к общему или же наоборот, от общего к частному, за счет своего внутреннего чутья, способности к осмыслению и усвоению.

Значит, конструктивизм стоит на основе педагогической философии, основная идея которой состоит не в передаче знаний обучаемому в готовом виде. Поэтому в ходе образовательного процесса должна быть создана педагогическая обстановка, обеспечивающая обучающим проектирование своих знаний и саморазвитие. В тоже время с позиции общих подходов конструктивизм следует понимать как конструирование в течение всей нашей жизни окружающей среды в нашем же понимании. Именно поэтому, осмысление мира каждым из обучаемым в зависимости от собственного мировоззрения, идеи и веры отличается своей оригинальностью.

    Конструктивное обучение более всего отражает движение в направлении к истине, чем саму истину. Ж. Пиаже писал: «Приобретение новых научных знаний не были событиями статистического характера, это процесс беспрерывного конструирования и вновь самоусовершенствования (перестройка)».

   На образовательную концепцию необходимо смотреть как на организацию учебного процесса в часто меняющемся и подвергающемся глобализации информационном обществе, как находящийся в динамическом движении конструктивный поиск новых стратегий и технологий обучения. Исследования показали, что именно по этим причинам интерес к применению в процессе обучения конструктивного подхода в нынешнее время особенно возрос:

• В первую очередь система конструктивного обучения прогрессивна. Например, если имеют место отклонения от первичных сведений о каком-либо образце,  тогда меняются схема деятельности, образ мышления и само мнение. При формировании нового образа мышления общество требует от личности  высокой раскрепощенности, ответственности и креативности.

• Конструктивное обучение включает в сферу своего влияния проблему процесса самопонимания (самосознания). Поскольку учебный процесс находится во взаимосвязи при решении различных педагогических задач, то предварительное их определение, обучение и сопоставление их с уже встречавшимися ранее задачами имеют большое значение для самого процесса обучения;

• Формирование новых конструктивных взаимоотношений (в интерактивной форме) между обучающим  и  обучаемым, в процессе общей деятельности приобретают решающее значение. В этом случае конструктивные мышление и профессиональные конструктивные способности превращаются в средства регулирования встречных отношений (взаимоотношений) обучающих и обучаемых;

• Применение конструктивного обучения имеет решающее значение для глубокого понимания учебной деятельности и структуризации процесса. Все это в свою очередь оказывает большую помощь обучающему (учителю) в выборе учебных материалов, организации учебного процесса, в корректировке управления обучаемых и т.д. В то же время обучающему (учителю) помогает в изучении запланированных материалов структурировать алгоритмы  деятельности для достижения поставленных перед ними целей;

•  Конструктивное обучение также играет особую роль в формировании творческой среды. Перед каждым человеком в современном мире открыты большие возможности для вхождения в творческий процесс. Связанная  с творчеством конструктивность понимается как сбор научных сведений, активность к изобретательству, как решение новых технологических задач.Профессиональное конструктивное творчество требует от каждого из нас новые качества: потребность в новых идеях; осознание, понимание таких проблем, которые другие не могут видеть, ощущать; способность выбрать и понять альтернативы; выявление новых полей производства, определение которых затруднено при первичном подходе; способность быстро преодолевать трудности; способность критического подхода к общепринятым истинам (правилам) и новым идеям; наличие качеств, позволяющих работать с интерактивными конструктивными технологиями, компьютерными средствами, и т.д.

Таким образом,  конструктивный подход (конструктивное обучение) самый короткий и гуманный путь, направленный на  развитие и самоусовершенствование личности. Поскольку подготовка личности с высоконаучными способностями является основной стратегической целью современной образовательной системы, способность людей конструировать свою деятельность должна находиться в центре внимания. Для наглядности превосходства конструктивного обучения над традиционным рассмотрим нижеприведенную таблицу.

Таблица №  1.

№ П/П

Традиционный подход

Конструктивный подход

1.

Учебные планы составлены с опорой  на базовые знания и умения по принципу «от частного к целому».

Учебные планы составлены с опорой на обобщенные понятия и способности по принципу «от целого к части».

2.

Обучающий, как правило, новый учебный материал доводит до учеников при помощи методик, дидактических материалов.

Обучающий, в первую очередь, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности,  передает обучающимся  свои знания и убеждения совершенно ненавязчиво.

3.

 Учебная программа и учебный процесс проводятся в жизнь полностью, опираясь только на предложенные учебники и учебные пособия.

Учебник не воспринимается как средство, обладающее господствующим  положением среди информации, относящейся к обучению. Преимущество отдается другим оригинальным источникам, событиям, отражающим реальную действительность.

4.

Обучаемые получают от обучающих  готовые знания.

Обучаемые, со своими представлениями, взглядами на окружающий  мир, являются полноправными участниками учебно-образовательного процесса.

5.

Учитель оценивает эффективность учебно-интеллектуальной деятельности обучаемых по количеству верных ответов на определенное событие.

Обучающий выделяет и оценивает раскованность обучаемых, иногда, не совсем верные, но дерзкие рассуждения, «умные» вопросы, направленные  на сознательное построение беседы.

6.

Результаты  контрольных работ и тестов принимаются как единственно  информационный источник для оценивания уровня знаний и способностей обучаемых.

Оцениванию подлежат все достижения, старания обучаемых, проявленные при конструкции новых знаний, продвижение в учебном процессе.

7.

Контроль за достижениями обучаемых и оценивание их проводятся в отрыве от учебного процесса.

Контроль за достижениями обучаемых и оценивание их  проводятся в условиях реального хода учебного процесса.

8.

В классе в основном проводится фронтальная работа, а дома обучаемый работает индивидуально.

В  классе и при выполнении домашнего задания обучаемые  работают маленькими группами, в командах или в парах.

 

  Как видно из таблицы, конструктивное обучение обеспечивает целостность новых знаний, достигнутых, достигаемых сейчас и которые будут достигнуты в будущем в результате интеллектуальной деятельности обучаемых. При таком процессе обучаемые, исходя из своих потребностей и интеллектуального уровня, проводя логические операции, проявляя творческую деятельность, получают новые знания. В конструктивном обучении индивидуум связывает полученные им знания с известными знаниями общества и, обосновывая это, обогащает свою мораль и, саморазвиваясь, получает новые знания. Путь к таким знаниям проходит через понятие сути, привычек и завершается созданием, конструированием новых знаний.

   Создание среды конструктивного обучения проводится в жизнь в рамках системы конструктивного обучения. Система конструктивного обучения состоит из двух подсистем: конструктивное самообучение (или же традиционное) и обеспечивающее интеграционность в рамках инновационных формах обучение. Конструктивное обучение -это специальная в исключительной степени прекрасная интеграция различных подходов в обучении, направленных на развитие и формирование личности. Конструктивная личность - это творческая личность, обладающая конструктивными привычками, конструктивным мышлением. Конструктивное мышление - это мышление,  направленное на решение конкретной проблемы путем определения параметров, которые связанны с ее устойчивостью. Оно не отделимо от творчества и интуиции (осознание действительности не с опытом и не с помощью логических итогов, а путем непосредственного наблюдения), здесь созидательное, практическое и художественно-технологическое мышление находится в неразрывной взаимосвязи.

  Следует отметить, что развитие конструктивизма сталкивается со множеством проблем. Их можно сгруппировать следующим образом: уровень изученности законов; знакомство со свойствами и областью применения различных материалов; способность решать различные технологические задачи; использование различных средств для решения конкретной проблемы; способность создать модели различного характера и возможности рационального пользования; определение параметров различных процессов, выяснение путем законов и закономерностей в этих процессах опыта происходящих событий.

   Человек, обладающий конструктивным мышлением, способен в решении возникшей проблемы изменить ситуацию на требуемом уровне или же, проявляя конкретную деятельность, принять положительное решение для нейтрализации проблемы, возникшей в данной ситуации.

   Немецкий философ  Б.Бассен, всесторонне исследуя конструктивизм, обобщил конструктивную позицию следующим образом: «Человек -  это целенаправленно конструирующий истину существо (живое существо) ». И поэтому:

• Конструировать – значит целенаправленно видеть все тонкости проблемы, различать и разбирать их. Нельзя конструировать сингулярный, бессвязный и изолированный процесс;

• Конструирование позволяет познать когерентный и относительный мир. Конструированная истина не существует в изолированной форме и не может существовать, и поэтому она когерентная. Мы живем в мире, который внутренне обладает сложной структурой и внешне подвигается бесконечной метаморфозе(видоизменение, переход из одного состояния в другое, меняющие друг   друга в соответствии с определенной закономерностью). Использование методологии конструктивного обучения создает широкие возможности в рациональном решении проблем, которые имеют сложную внутреннюю структуру, в том числе и проблем, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

• Конструирование  - бесконечный и рекурсивный (рекурсия-система общих правил, позволяющая на основе заранее известных специальных знаний об исследуемом объекте, отдельных элементов, определять итоговую систему знаний о самом объекте) процесс, объединяющий в себе три модуса (разновидности) времени: прошлое, настоящее, будущее(обращение в прошлое – опора на опыт, который, конструируясь, приближает к настоящему и проецируется в будущее).

• Конструируемый процесс и человек, придающий этому конструируемому процессу целостность и беспрерывность, представляют собой одно целое. Конструирование, генерируя истину относительно любого процесса и обобщая предварительно определенные знания о разных элементах, обеспечивает его целостность.

• Конструирование зарождает причинность континуального и периодического процесса. Другими словами, конструирование является процессом, привносящим в истину беспрерывность и когерентную целостность.

• Конструирование -  это индивидуальный и узаконенный процесс личности, претворяемый в жизнь с целью осмысления в будущем результатов ощущения, понимания и  их полезности.

Исследования показали, что установление в обществе гражданских взаимоотношений и демократизация  общества зависят от уровня развития личностей, от понимания событий, происходящих в обществе. Только памятью, т.е. активным и пассивным запоминанием невозможно справиться со всей требуемой информацией. Поэтому необходимо предоставить деятельности мышления более широкие возможности. Опыт показывает, что в ходе учебно-образовательного процесса, проводимого в рамках традиционной образовательной системы, используется не более 2-3% запасов, ресурсов мышления.

Выдвижение деятельности разума на передний план в учебно-образовательном процессе, широкое использование его возможностей,  качественно меняет обучение, делает его доступным для всех.

    Основные принципы конструктивного обучения можно сгруппировать следующим образом:

• Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей, развитие мышления путем самообразования, гуманизация, интеграция и взаимосвязь знания с жизнью;

• Обучение носит воспитывающий и развивающий характер;

• Увязывание кооперативной и индивидуальной деятельности;

• Обеспечение взаимосвязи между направленными к цели методами, формами и способами обучения;

• Создание в учебно-образовательном процессе такой среды, которая способствовала бы развитию сотрудничества, творчества, исключающей авторитарные взаимоотношения и требовательности без уважения к личности.

     Педагогический смысл и значение конструктивного обучения заключается в переходе обучаемого из пассивного слушателя в позицию формирователя своего мира знаний. Этот переход совершается при помощи учителя с учетом реальных возможностей обучаемого. Все это создает широкие возможности для достижения успехов в учебном процессе и работы в оптимальном режиме, который обеспечивает развитие как обучающего, так и обучаемых. Таким образом, формирование знаний в конструктивном обучении проходит через три этапа:

-Интуитивный (чувствовать интуитивно),

- Конкретный (открытый, ясный)

-Формальный (формально-логический)

    В конструктивном обучении уроки в условиях кооперации знаний, способностей и привычек проектируются в двух направлениях: в социальном и мыслительном. Мыслительные и кооперативные структуры строятся с учетом стадии развития интеллекта обучаемого в изоморфной форме. Такое построение учитывает индивидуальные черты каждого обучаемого и осуществляется с учетом интеллектуальных способностей обучаемого; роль же обучающего и в мыслительном и в социальном плане видится как организаторская, проектирующая работа, и обучающий при этом еще выполняет функцию медиатора (медиатор бывает нейтральным, независимым человеком и оказывает помощь сторонам в решении конфликтов и споров).

      Поэтому  применение системы конструктивного обучения должно занимать ведущее положение, так как ведет за собой  повышение показателей качества и  превращение учебных организаций в школу мысли и интеллекта.

 

Использованная литература.

3. Бунятова Ф. Конструктивное обучение: сущность, принцип, цели и образцы уроков. Баку-2008, стр.218

4. Мехрабов А.О. Концептуальные проблемы современного образования. Баку-2010. стр.516.

5. Лекторский В.А. Капт. Радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемиологии. //Вопр.Философии, М.: 2005, №8

6. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Основания синергетики, синергетическое мировидение. М.:2005

7. Glasersfeld E. Radikal constructivism: A. Way of Knowing and learning. London, 1985

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые"

Презентация  ""    "Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Характерные особенности урока-исследования

Рассматривается структура урока-исследования,применение индивидуально-исследовательского метода на уроках математики...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Научный стиль и его характерные особенности".

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности»   является  одним из множества вариантов ...

Характерные особенности Покрытосеменных

В скором времени основная школа переходит на ФГОСы. При разработке урока по теме, включила некоторые элементы новых стандартов...

"Характерные особенности строения головы человека"

В презентации представлен материал, раскрывающий характерные особенности строения головы человека. Расматривается построение отдельных частей человеческого лицф - нос, глаза, рот, уши....