Характерные особенности урока-исследования
статья по алгебре по теме

Рассматривается структура урока-исследования,применение индивидуально-исследовательского метода на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока- исследования

Время (мин.)

Содержание работы в классе

1-2

Инициализация урока: объявление темы, целей и плана урока, состава групп

3-8

Фронтальная беседа: обсуждение общей темы, разбиение ее на отдельные задачи, постановка задач группам

9-25

Группа 1(задача 1), группа 2 (задача 2)……группа 5 (задача 5)

26-41

Отчет каждой группы и обсуждение. Компоновка решения исходной общей проблемы. Обсуждение взаимосвязей материала внутри темы, особенностей отдельных задач

42-43

Заключение: характеристика работы групп и отдельных учащихся, резюме нового материала в форме экспресс- опроса, подведение итогов. Задание на дом.

Характерные особенности урока- исследования.

Цель

Развитие личности

Характер и стиль взаимодействия

Демократичность, диалогичность, открытость

Формы организации

Групповые, коллективные

Методы обучения

Проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский, эвристический

Ведущий тип деятельности, усваиваемый учеником

Продуктивный, творческий, проблемный

Способы усвоения

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Урок: « Исследование логарифмического уравнения »

Тип урока:

Исследовательская работа

Цель:

Формирование умений решать логарифмические уравнения с параметрами; умение самостоятельно проводить исследования.

Организационный момент.

Учитель формирует задачу, поясняет актуальность задачи, обоснование данного исследования. Учитель рассказывает о пользе данного исследования с позиции приобретения новых знаний, практики. Учитель проводит инструктаж, выдает каждой группе карточку с задачей и карточку предписаний.

Задание.

При каких значениях а сумма  равна 1 хотя бы при одном значении х ?

I Группа

Группу составляют учащиеся с высокими учебными возможностями. В карточке предписаний для группы записаны только этапы исследовательской деятельности.

  1. Поставьте задачу, которую необходимо решить.
  2. Обозначьте проблему исследования ( сформулируйте самостоятельно).
  3. Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи.
  4. Выполните поставленную задачу.
  5. Сформулируйте вывод.

II Группа

Группу составляют учащиеся чуть выше средних учебных возможностей. Раздается карточка предписаний, где проблема формируется учителем.

  1. Поставьте задачу, которую необходимо решить.
  2. Проблема, над которой вы должны работать. Найти значение а, при которой уравнение  имеет хотя бы один корень.
  3. Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи.
  4. Выполните поставленную задачу по плану

а) Произведите замену переменных;

б) Определите область определения полученного уравнения;

в) Решите уравнение.

      5.  Сформулируйте вывод

III Группа

Группу составляют учащиеся со средними учебными возможностями. Решение исследовательской задачи они выполняют самостоятельно, но при необходимости могут обращаться за консультацией к учителю. В карточке предписаний записаны не только этапы исследовательской деятельности, но и план решения.

  1. Поставьте задачу, которую необходимо решить.
  2. Проблема, над которой вы должны работать. Найти значение а, при которой уравнение  имеет хотя бы один корень.
  3. Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи, самостоятельно выбрав значение а.
  4. Выполните поставленную задачу по плану ( вставьте пропуски):

а) Произведите замену переменных:

б) Уравнение примет вид:

в) ООУ:

г) ;

    (y-1)(y-7)=____;

    ____+7-a=0;

    D=________;

   

    ;

  1. Вывод.

Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y>7 при всех a>0. Значит, решением является _______

IV Группа

Группу составляют учащиеся с низкими учебными возможностями.

Решение задачи выполняют частично самостоятельно, при необходимости могут обращаться за консультацией к учителю.

  1. Поставьте задачу, которую необходимо решить.
  2. Проблема, над которой вы должны работать. Найти значение а, при которой уравнение  имеет хотя бы один корень.
  3. Выполните сбор фактического материала, для этого решите две частные задачи по плану:
  1. Составьте логарифмическое уравнение при a=16;
  2. Выполните необходимые преобразования логарифмического уравнения;
  3. Произведите замену
  4. Выполните преобразование и решите квадратное уравнение;
  5. Найдите корни логарифмического уравнения;
  6. Составьте логарифмическое уравнение, самостоятельно выбрав значение a, и решите его по заданному плану.
  1. Выполните поставленную задачу по плану (вставьте пропуски):

а)Произведите замену переменных:

      б) Уравнение примет вид: :

ООУ:

г) ;

    (y-1)(y-7)=____;

    ____+7-a=0;

    D=________;

   

    ;

  1. Вывод.

Заметим, что корень y=_____ удовлетворяет условию y>7 при всех a>0. Значит, решением является _______

Анализ результатов решения предложенного задания по группам. Учащиеся формулируют проблему исследования предложенного задания. Из каждой группы приглашается один ученик, предлагается начать обсуждение решения задачи частных случаев: в группах II и III решение задачи при самостоятельно выбранном значении а; в IV в группе рассматривается решение задачи при а=16.; Iгруппа показывает решение в общем виде.
 

Рефлексия (самооценка).

Каждый ученик получает карточки с критериями исследовательской работы. Если ученик не справляется с выполнением I этапа «Исследовательские умения», или с каким то его пунктом, то учитель ему в этом помогает или предлагает готовые формулировки ,  что учитывается при выставлении баллов. Каждое умение оценивается от 0 до 5 баллов .  

«Специальные умения» ученик выполняет самостоятельно.

У1-умение применять свойство лагорифмов;У2-умение решать показательные уравнения;У3-умения решать квадратные уравнения;У4-умение производить выборку корней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые"

Презентация  ""    "Характерные особенности семейств Крестоцветные и Пасленовые...

Конструктивное обучение и его характерные особенности

 По мнению ведущих западных исследователей в области технологизации обучения конструктивное обучение является авангардом педагогических технологий, так как она нацелена на развитие познани...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Научный стиль и его характерные особенности".

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности»   является  одним из множества вариантов ...

Характерные особенности Покрытосеменных

В скором времени основная школа переходит на ФГОСы. При разработке урока по теме, включила некоторые элементы новых стандартов...

"Характерные особенности строения головы человека"

В презентации представлен материал, раскрывающий характерные особенности строения головы человека. Расматривается построение отдельных частей человеческого лицф - нос, глаза, рот, уши....