Урок – исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использованием искусствоведческих текстов.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

Урок - исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использование искусствоведческих текстов. (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок – исследование.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Заявление – анкета участника республиканского конкурса

«Урок + »

Ф.И.О.  - Скоморохина Наталья Ивановна

Год рождения – 21 апреля  1962 года

Место работы – Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №14»

Название материала – План  - конспект урока.

Урок – исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использованием   искусствоведческих  текстов. (5 класс)

Стаж работы в должности учителя русского языка и литературы  - 28 лет

(в том числе в данном ОУ) – 28 лет.

Телефоны для связи – д/т. 5-14-90; 89831499624

Е- mail – skomorohinani@mail.ru

Дата подачи заявления – анкеты - 11 октября 2011 года

Республиканский конкурс

 методических разработок интегрированных уроков «Урок +»

Урок – исследование

по картине И. И. Левитана «Март» с использованием           искусствоведческих  текстов.

( 5 класс)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 14 г. Кызыла РТ -

Скоморохина  Наталья Ивановна.

Кызыл  - 2011

Скоморохина Наталья Ивановна – учитель русского языка и литературы высшей категории. МОУ СОШ № 14 , г. Кызыла.

Урок - исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использование искусствоведческих текстов. (5 класс)

Развивать у детей творческое начало можно только творческим путем. Не случайно так богата поисками и находками методика развития устной и письменной речи. Напоминаю,  что этот урок – определенный этап в работе над описанием картины, а задача урока – показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине (на примере искусствоведческого текста); возможность и умение учащихся выбрать нужный текст и доказать свою точку зрения. Тема  урока интригует ребят, поэтому они с огромным удовольствием принимают участие его подготовке. На уроках  ИЗО они пытаются показать свое видение картины И.И. Левитана «Март». Лучшие рисунки мы поместили на стенд, который оформляется к уроку. Несколько ребят получают индивидуальное задание  «Жизнь и творчество» Левитана (они должны рассказать о нелегкой судьбе художника, обратить внимание на огромное трудолюбие этого человека)

Советую в подготовительную работу внести элемент соревнования. Например, найти («Кто больше?) названий картин И.И. Левитана, указать год их создания. Так как на уроке мы будем работать с искусствоведческими текстами, нужно выбрать двух учеников, которые должны на уроке выразительно прочитать тексты. С этими ребятами нужно  предварительно  поработать учителю (обратить на важные авторские слова, определить лексическое значение неизвестных). Это поможет ученику в понимании и восприятии текста, который он будет читать в классе.    

5 класс

Урок – исследование

по картине И. И. Левитана «Март» с использованием           искусствоведческих  текстов.

Цель:

Обучающая:

познакомить ребят с жизнью и творчеством художника И.И. Левитана;

развивать навыки исследования;

активизировать лексику по теме: « Весна»;

 ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, контраст, фон;

учащихся с особенностями научного и художественного стилей на основе их сравнения;

Развивающая:

показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине  (на примере искусствоведческого текста).

Воспитывающая:

воспитание и развитие эстетического вкуса учащихся;

любовь к родной природе; гордости и уважения к художникам

                                     Оборудование.

          1. Портрет И.И. Левитана (В. Серов)

2. Репродукции картин И.И. Левитана.

3. Пьеса П.И. Чайковского «Подснежник».

4. Искусствоведческий текст, рассчитанный на широкий круг читателей

   (из книги И.И. Левитан, М. 1965 г.)

  Искусствоведческий текст, рассчитанный, адресованный узкому кругу специалистов (задание  и тексты на каждый стол).

5. Презентация.

Словарь:

Контраст, фон, парадокс, пейзаж, пейзажист;

Вешний снег, мажорным строем, импрессионист;

Научный стиль, художественный стиль

 (Лексическое значение этих слов ребята находят дома по толковому словарю)

 Ход урока:

I. Знакомство с жизнью и творчеством И.И. Левитана.

II. История создания картины « Март».

III. Чтобы ты рассказал человеку, который никогда не видел эту картину?  

          IV.  Работа с искусствоведческими текстами.

 V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Слайд №2

   Звучит музыка:

пьеса П.Чайковского «Подснежник»

ребята должны высказать свое мнение о музыке.

 - Какие чувства они испытывают?

-  Можно ли сказать, что это музыкальное произведение имеет отношение к сегодняшней нашей теме.

Запись в тетради числа, темы урока.

I. Знакомство с жизнью и творчеством И.И. Левитана.

Сегодня у нас необычный урок развития речи. Мы поговорим о гениальном человеке, талантливом художнике – Исааке Ильиче Левитане.

Слайд № 3

И.И. Левитан - выдающийся русский художник - пейзажист, необыкновенно поэтично и проникновенно  отображающий русскую природу в своих полотнах

Судьба его была нелегкой…

(Обратить внимание на стенд «К уроку»)

(презентация)

Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого раннего детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (слайд № 4).

А.П. Чехов был близким  другом Левитана  (слайд № 5)

 Обратим внимание на портрет работы Левитана.

Задание:

Прочитайте воспоминания  современников об И.И. Левитане.

- Как вы понимаете  значение слова – современники?

- Какое из них больше всего поразило вас, затронуло ваши мысли, чувства? Почему?

1. «Нищета была так велика, что бывали дни, когда мальчик не имел куска хлеба…»

 2. «Иногда юный Левитан прятался на верхнем этаже училища, оставался коротать ночь в тепле, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе».

3. «Все кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он…»

4.Сестра А.Чехова вспоминала: «Левитан иногда поражал меня, так упорно он работал. Стены его жилища быстро покрывались рядами превосходных этюдов…»

Какие черты характера вы можете отметить (трудолюбие, желание научиться новому, стать художником)

II. История создания картины « Март».

Мы  отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею. Кто знает,  где  находится эта галерея?

        Учитель: На перемене, я думаю, вы обратили внимание на выставку картин И. Левитана. Давайте ещё раз вместе посмотрим на эти прекрасные полотна.                (Слайды № 6, 7, 8, 10)

        Учитель: Мы говорим с вами, что И. Левитан - художник – пейзажист

Запись слов в тетрадь

 - Что означает слово пейзаж? (определение слова дают сами учащиеся)

1.Общий вид какой-нибудь местности

2.Рисунок, картина, изображающая виды природы

 - Какое из двух значений нам подходит?

Учитель: В 1895 году И. Левитан написал картину «Март». Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Эта картина бала написана за несколько дней.

 Кто объяснит: « А что значит с натуры?»

 (слайд № 11)

III. Чтобы ты рассказал человеку, который никогда не видел эту картину?

Учитель:

1. Предположим, вы не знаете название картины Левитана, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне?

2. Вы побывали в музее, вернулись домой, как вы опишите картину своим родным, которые никогда ее не видели? (запись в тетради)

 (Синее небо, яркое солнце, под деревьями синие тени, высокие белоствольные березки;

Темная зелень сосен, высоко-высоко на березе скворечник ждет своих жильцов, снег на дороге потемнел, стал рыхлым, лошадка, запряженная в сани… Все вокруг залито солнцем, так празднично…)

3.  Какое настроение  попытался передать нам художник своей картиной?

4. Стихотворений Левитан знал множество и особенно любил стихи о природе. Иногда бросит кисти и читает… (ученик)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.   (Алексей Николаевич Плещеев)

  IV.  Работа с искусствоведческими текстами

        Учитель: Представьте себе, что Вы главный редактор вашей школьной газеты.

        Вам принесли для публикации две статьи о картине И. Левитана «Март». Эти статьи  перед вами. Ваша задача - выбрать для своего журнала один из текстов и объяснить автору другого,  почему его статья не подходит.

  1. Прежде, чем вы начнете работу над текстами, давайте  вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, научный)

(Вспомним эти   определения)

  1. Выразительное чтение текстов (тексты прилагаются)
  2. Учащиеся дают ответы.

Комментарий учителя:

 Большинство выбрали текст Иогансона, потому что он простой, понятный, мы чувствуем то же самое.

 Текст - Гинсбурга «сухой», «скучный», много неизвестных слов, терминов. Он труден для восприятия. Слова некоторые понятны только специалисту (художнику). Много сложных предложений. Но некоторые ребята выбрали для своего журнала именно этот текст, потому что они занимаются в художественной школе.

Работа с неизвестными определениями.  ( работа в тетради)

- Мажорное настроение (веселое, бодрое)

- Импрессионистские приемы (Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 начала 20 века, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений, впечатлений художника)

Комментарий учителя:

Вы четко подметили разницу. Гинзбург пишет для художников и искусствоведов, то есть для людей, разбирающихся в живописи. Следовательно, стиль статьи – научный. Цель – сообщить новое,  научить.

А если мы учимся в художественной школе? Какой текст будет нам понятней?

Иогансон помогает нам понять тайны картины,  делает ее доступной любимой, будто разговаривает с вами. Следовательно, стиль текста – художественный. Тексты художественного стиля речи отличается от строго научной:   изложением научных понятий, специальных терминов.

- Вы пришли в картинную галерею, вас встречают. Кто? (назвать профессию)

 - Подумайте, какой из двух текстов будет использован экскурсоводом  для описания картины?

Работа по тексту № 1.

Прочитайте текст так, чтобы передать эмоции, чувства, восхищение картиной  И.И. Левитана. На какие слова, сочетания, предложения мы будем акцентировать наше внимание.

1.Обратите внимание, как автор показывает свое отношение к художнику и его картине.

 Какие художественные средства выразительности использует автор?

(я поражаюсь, «как зачарованный», стою перед этим  «чудом», Вспоминаешь Левитана, «как удивительно природа подражает «Марту» Левитана)

2.Объясните при помощи текста и картины значение слов: (запись в тетради)

фон (основной цвет, тон, на котором пишется картина)

контраст (резкая противоположность)

парадокс (явление,  кажущееся  невероятным, неожиданным)

Обратить внимание на толковый словарь (со значением этих слов работаем по толковому словарю)

V. Итог урока.  

  Сегодня на уроке мы занимались исследованием, работая над сложными и интересными текстами Гинсбурга и Иогансона, которые помогли нам понять всю красоту и прелесть картины И.И. Левитана «Март». Мы познакомились с новыми терминами, которые мы можем использовать при описании картин.

Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

  1. Написать сочинение – описание по картине «Март»
  2. Написать статью в газету, в журнал «Вот передо мною «Март» И. Левитана … (показать своё отношение к картине).

( как раздаточный материал на каждом столе)

Задание

Прочитайте воспоминания  современников об И. Левитане.

- Как вы понимаете  значение слова – современники?

- Какое из них больше всего поразило, затронуло ваши мысли, чувства? Почему?

1. «Нищета была так велика, что бывали дни, когда мальчик не имел куска хлеба…»

 2. «Иногда юный Левитан прятался на верхнем этаже училища, оставался коротать ночь в тепле, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе».

3. «Все кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он…»

4.Сестра А. Чехова вспоминала: «Левитан иногда поражал меня, так упорно он работал. Стены его жилища быстро покрывались рядами превосходных этюдов…»

( как раздаточный материал на каждом столе)

ТЕКСТ 1.

Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте голубой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное - в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею… и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз. Когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» и всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять и опять вспоминаешь Левитана.  

                                                                     (Б.В. Иогансон)

ТЕКСТ 2.

Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1859 -1897 годах, к числу которых относится «Март», «Золотая осень», «Весна» и «Большая вода», со своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.

Впоследствии не раз высказывалось мнение, что, начиная с «Марта», импрессионистические приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему. Не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета: он видит, что в реальности это воздействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и от условий освещения.

                                                                                 (И.И. Гинзбург)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Сочинение по картине И.И.Левитана "Март"

Сочинение-описание по картине И.И.Левитана "Март"...

Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"...

Подготовка к сочинению по картине Левитана "Март"

Презентация к уроку развития речи в 7 классе...

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана "Март"

Презентация содержит репродукцию картины Левитана, план и рабочие материалы, необходимые для подготовки к сочинению...