Мастер-класс по словесности "От эмоций к слову"
план-конспект по русскому языку на тему

Пушкина Анна Петровна

Мастер-класс  по развитию речи построен на основе технологии развития критического мышления и посвящен созданию творческой работы синквейна.

 Данный вид творческой работы может быть использован  как на уроках русского языка и литературы, так и на любых других занятиях, так как позволяет в сжато й форме синтезировать главное по той или иной теме. Удобно использовать на уроках итоговой рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_razvitiyu_rechi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

           Новоселковская основная общеобразовательная школа

                    Жарковского района     Тверской области

                                  Конспект  мастер-класса

                                       по развитию речи

                            «От эмоций к слову»

подготовила учитель

русского языка и литературы

Спрогис Анна Петровна

п.Новоселки

2012 г

                                        Конспект

                        Мастер-класса по развитию речи

                      «От эмоций к слову»

Цель:   совершенствовать умение выражать мысли и чувства  через слово, научить создавать новую  творческую  работу - синквейн,

 развивать воображение, образное и критическое мышление,  обогащать эмоциональную сферу обучающихся.

Прогнозируемый результат: участники мастер – класса  научатся составлять синквейн  на основе  эмоциональных образов.

Связь с другими предметами: данный вид творческой работы можно использовать на любом уроке.

  Оборудование: магнитофон, запись мелодии «Sentiments», бумага, ручки.

  ( можно использовать любую другую  мелодию по усмотрению педагога)

                                                   Ход занятия

           

             1.  Организационный момент.

 -Здравствуйте, я очень рада встрече с вами!

             2. Сообщение целей мастер-класса

Вы никогда не задумывались, что   подталкивает поэта к созданию стихотворения?  Почему вдруг  из обычных слов рождаются удивительные строки?

Все начинается с наших эмоций, чувств. Сегодня мы  еще раз убедимся в этом.

Давайте послушаем музыку

(Войтенко, Храмков «Sentiments».) может быть использована любая спокойна красивая музыка, в зависимости от вкуса и замысла педагога.

( Сядьте  удобно,  закройте глаза, отвлекитесь от проблем, забот и попробуйте  подумать о чем-то приятном)

            3.Слушание музыки.

-После прослушивания такой замечательной, успокаивающей мелодии  давайте поделимся чем-то добрым с тем, кто сидит рядом с вами.

-Подарите какое-нибудь доброе слово сидящему рядом с Вами.

-  Видите,  сразу на лицах появились улыбки. Говоря доброе, хорошее, мы сами становимся сильнее, лучше.

           4. Беседа по восприятию

- А теперь вернемся к нашей мелодии.  Какие образы дали Вам столько эмоций?

       

            5.Выступление участников мастер-класса:

Примеры:  «Мне представился тихий осенний день, я иду по тропинке, а ветер поднимает золотые листья и кружит их в воздухе»

 «  Мне видится деревенская улица, зима, березы все в инее».

« А для меня эта музыка - воспоминания о детстве. Это и  запах домашнего хлеба , и костер на берегу речки. Мне представляется, как сам я бегу по лужам босиком».

- Какие  удивительные поэтичные образы!  Наверное, вот в этот самый момент и могли бы родиться стихи! Но все мы знаем,  что  стихи создать не так – то просто,  и я предлагаю вам создать синквейн.

-Что это такое, спросите Вы?

                          6. Знакомство с новым видом творческой работы - синквейном.

  Пятистишие, составленное по особым правилам.

 Вот план синквейна: 1. Тема (1слово - существительное)

                                      2. Описание темы(2слова  прилагательные)

                                      3.Описание действия в рамках темы(3слова-глаголы, деепричастия)

                                      4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

                                       5. Синоним (одно слово) передает суть темы.

- Вот как это делают дети:                              

1. Каникулы.                                                     1.Береза

2. Веселые, долгожданные.                             2. Кудрявая, раскидистая.

3. Ожидаются, торопятся, пролетают.           3. Красуется, шумит, шелестит.

4. Мне хочется отдыхать больше.                  4. Люблю гулять в березняке.

5.Свобода.                                                         5. Красота.

Попробуйте создать синквейн. Тему пусть подскажет образ, увиденный Вами.

                                  7.Создание и чтение синквейна.

Примеры:

    1.Детство                                                          1.Листопад

    2. Счастливое, безоблачное.                          2. Золотой, солнечный.

    3. Промчалось, пролетело, скрылось.           3. Кружит, завораживает, очаровывает.

    4. Я по нему скучаю.                                       4. Удивительный праздник осенних листьев.

    5. Ностальгия.                                                  5.Сказка.

-  Какие замечательные строки получились!

                                  8. Итог занятия

    Видите, какой интересный это вид работы. Психологи утверждают, что  составление синквейнов способствует развитию критического мышления (человеку необходимо быстро синтезировать материал в краткой форме).

 Синквейн можно использовать на любом уроке  в зависимости от характера изучаемого материала.

   Каждый из Вас получает карточку с правилами построения синквейна. Советую предложить написать такую работу вашим ученикам.

                                 Список использованной литературы:

  1.   Гуляков Е.Н.Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы.- М.: Дрофа,2006.
  2. Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика./М.: Центр «Педагогический поиск»,2009.
  3. Обучающие практические работы по словесности /под ред.Андреевой Т.Н.-М.: Дрофа,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

Мастер-класс "Использование технологии Шаталова В.Ф. во 2 классе на уроке письма по теме "Слово".

Мастер-класс был проведён на Городском аукционе педагогических идей 5 марта 2014 года....

Мастер- класс«Правописание безударных гласных в корне слова»

Основной вид учебной деятельности является - самоподготовка. Это важный этап процесса обучения, который формирует у учащихся навыки самостоятельности, активности развивает познавательные способности, ...

Конспект мастер-класса для воспитателей : "Секреты звукового анализа слов"

Аннотация.  В мастер-классе для воспитателей : "Секреты звукового анализа слов", рассмотрены эффективные способы обучения ребенка звуковому анализу слов....

Сценарий мастер-класса на тему «Путешествие в волшебную страну эмоций»

Создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе; сформировать у них представление об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста; познакомить с содержанием обра...

Мастер-класс «Эффективность применения методов развития эмоций на занятии кукольного театра» (для детей от 7 до 10 лет)

Цель: при помощи основных методов развития эмоциональной сферы обучить детей младшего школьного возраста участвовать в постановке кукольного театра.Задачи:Обучающие – закрепить умение выражать и...

Мастер - класс «Выброс негативных эмоций, в практике с детьми с МН и ТМНР»

Мастер-классс разработан с целью Повышения профессионального мастерства участников мастер – класса, создания условия для формирования и развития социальной – психологической и коммуникатив...