Рабочая программа по русскому языку для 8 класса.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Кочковая Любовь Николаевна

 

        Рабочая программапо русскому языку для 8 класса  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образованияв соответствии с учебным планом и программой  для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией М.Т.Баранова. Моя рабочая программа, как и программа М.Т. Баранова, рассчитана на 3 часа в неделю (105 часа). На изучение учебного материала отвожу 84 часа, на развитие речи – 18. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_kl._russkiy.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Авиловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано к применению

протокол № 1 от 29.08.11 г.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________

        Симонова Н.Д.

Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г.

Утверждено

Приказ № ____ от 30.08.11 г.

Директор школы _____________________

              Петров С.В.

Рабочая программа

по русскому языку

для  8 класса

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель:   Кочковая Л.Н.

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 8 класса  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования в соответствии с учебным планом и программой  для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией М.Т.Баранова.

   Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».

     Моя рабочая программа, как и программа М.Т. Баранова, рассчитана на 3 часа в неделю (105 часа). На изучение учебного материала отвожу 84 часа, на развитие речи – 18. Незначительно изменено  количество часов на изучение некоторых тем, например, добавлены часы на «Словосочетание», «Второстепенные члены предложения»; уменьшено  на изучение темы «Обособленные члены предложения» (это понятие вводилось как опережающее обучение в 7 классе). Такое перераспределение обусловлено уровнем подготовленности класса и степенью овладения новыми понятиями.  

     Реализация  регионального компонента  на уроках русского языка осуществляется путем использования текстов донских авторов «Литературы Дона: хрестоматии для чтения в 8-9 классах» при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала.  

    При обучении русскому языку в 8 классе используются:

 - учебник «Русский язык 8»  Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М. Александровой (М.: Просвещение, 2010г.);

- рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста» 8 класс А.Б. Малюшкина, 2011г.

- поурочные разработки «Русский язык 8 класс» (универсальное издание) Н.В.Егоровой;

Москва, «ВАКО»,  2011г.

- «Литература Дона: хрестоматия для чтения в 8-9 классах», Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005г

     Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
  6. совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
  7. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

     Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

     формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского и литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

2. Методы, приемы, формы организации учащихся на уроках русского языка

Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, индуктивные, дедуктивные, проектный метод обучения

Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Виды уроков:

Уроки теоретического разбора темы по заданному  алгоритму;

Урок с элементами лекции;

Уроки-зачеты;

Уроки- практикумы;

Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением;

Уроки обобщения и закрепления изученного материала;

Уроки контроля знаний.

3. Нормативные документы:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный  компонент государственного стандарта
  2. Обязательный минимум содержания образования
  3. Сборник нормативных документов  Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева
  4. Закон Об образовании РФ
  5. « о приоритетных направлениях развития образования: концепция модернизации образовательной политики»
  6. Программа для школ, гимназий, лицеев «Русский язык» («Дрофа» 2007г)

4. Структура курса по русскому языку в 8 классе

п/п

Тема

Количество часов

1.

Функции русского языка в современном мире

2.

Повторение пройденного в 5 – 7 классах

5ч +2ч  р.р.

3.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

4.

Простое предложение

2ч + 1ч р.р.

5.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

6ч + 1ч  р.р.

6.

Второстепенные члены предложения.

7ч+1ч. р.р.

7.

Простые односоставные предложения

9ч+2ч. р.р.

9.

 Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами

12ч + 2 р.р.

10.

Обособленные члены предложения

18ч + 2р.р.

11.

 Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

10ч+ 2 р.р.

12

Прямая и косвенная речь.

6ч+1ч р.р.

13.

Повторение и систематизация  изученного в 8-ом классе.

7ч + 2 р.р.

14.

Итого

89ч.+16ч р.р.

Содержание тем учебного курса.

Функции русского языка в современном мире (1ч)

Повторение пройденного в 5—-7 классах (5ч +2ч  р.р.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание ()

I. Повторение пройденного материала о словосо четании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды сло восочетаний по морфологическим свойствам глав ного слова (глагольные, именные, наречные).

II, Умение правильно употреблять форму зависи мого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного материала о предло жении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

П. Умение выделять с ПОМОЩЬЮ логического уда рения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его иаыковые особен ности.

Простые двусоставные предложения(2ч + 1ч р.р)

.ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч +1 ч)

I. Повторение пройденного материала о подлежа щем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное ска зуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов пред ложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовы вать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч +1 ч)

I. Повторение изученного материала о второ степенных членах предложения. Прямое и косвен ное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность опре деления; знаки препинания при приложении. Ви ды  обстоятельств  по  значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступи тельное).

Сравнительный оборот;  знаки препинания при нем.

II.        Умение использовать в речи согласованные и

несогласованные определения как синонимы.

III.        Ораторская речь, ее особенности. Публичное
выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9ч + 2 ч)

I. Группы односоставных предложений. Односо ставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, без личные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных пред ложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и одно составными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение   пользоваться   в   описании   назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Однородные члены предложения (12ч + 2ч)

I. Повторение изученного материала об однород ных членах предложения. Однородные члены пред ложения,   связанные  союзами  (соединительными, противительными, разделительными) и интонаци ей. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двое точие и тире при обобщающих словах в предложе ниях.

Вариативность постановки знаков препина ния.

И. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при одно родных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произ ведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (18 ч + 2ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные опре деления и обособленные приложения. Обособлен ные обстоятельства. Уточнение как вид обособлен ного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

П. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обо собленными членами и их синтаксические синони мы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенно сти.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (10 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного материала об обраще нии.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки пре пинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно зна чимую тему.

Прямая и косвенная речь. (6 ч + 1 ч)

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделитель ные и выделительные знаки препинания в предло жениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с пря мой речью, их текстообразующая роль.

П. Умение выделять в произношении слова авто ра. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух зна комых лиц; особенности строения данного тек ста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (7ч + 2)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

5. Перечень контрольных работ по модулям

п/п

Модуль

Вид контроля

1.

Функции русского языка в современном мире

2.

Повторение пройденного в 5 – 7 классах

Диагностическая работа (Диктант)

3.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

4.

Простое предложение

5.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

6.

Второстепенные члены предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное  предложение»

7.

Простые односоставные предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Односоставные предложения»2. Промежуточная аттестация (тест по материалу, изученному в 8 классе)

9.

Предложения с однородными членами

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Однородные члены предложения»

10.

Обособленные члены предложения

1. Тест по теме

«Обособленные определения»

2. Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Обособленные члены предложения»

11.

                            Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

12.

Прямая и косвенная речь.

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

13.

Повторение и систематизация  изученного в 8-ом классе.

Контрольное изложение

Итоговая контрольная работа (тест)

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

Методическая литература

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.
  2. Гринина-Земскова А.М.  Обучение сочинениям 5 – 8 классы.
  3. Сергеев Ф.П.  Речевые ошибки и их предупреждение.
  4. Купалова А.Ю. практическая методика русского языка. 8 класс.
  5. Соловьева Н.Н. Диктанты: тренинг и контроль.
  6. Пучкова Л.И., Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс.
  7. Войлова К.А. 120 текстов для школьных изложений
  8. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 250 диктантов по русскому языку для школьников.
  9. Попова Г.П. Карточки-задания.  Индивидуальный контроль знаний. 7 – 9 классы
  10. Сивокозова Т.Ф. Русский язык. Работа с текстом.
  11. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка.
  12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса.
  13. Павлова Т.И. Работа с текстом

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

8. Компетенции учащихся на конец года

1.Учащиеся должны знать

  1. определения ос новных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,
  2. обосновывать свои ответы, приводя нужные приме ры.

2. К концу 8 класса учащиеся должны овла деть следующими умениями и навыками:

  1. производить синтаксический разбор словосо четаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  2. составлять простые двусоставные и односо ставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
  3. пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  4. соблюдать нормы литературного языка в пре делах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в со ответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложе ниях с однородными членами, при обособленных  второстепенных и уточняющих членах предложе ния, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказу емыми.

По орфографии. Находить в словах изу ченные орфограммы, обосновывать их выбор, пра вильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с не проверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествова тельные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравни тельная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), со чинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соот ветствии с темой, основной мыслью и стилем, нахо дить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно высту пать перед слушателями по общественно важным проблемам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...