Урок "Частица"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Урок по теме "Частица" для 7-го класса. Основной темой для разработки урока послужила тема "Здоровый образ жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.15 КБ
Office presentation icon chastica..ppt683.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

г. Воскресенска Московской области.

Обобщающий урок по теме «Частица» в 7-м классе по предмету « Русский язык».

Выполнила: учитель русского языка и

 литературы,

  первой категории

Фатеева Екатерина

                                                                                            Анатольевна.

Г.Воскресенск.

2012.

Цели и задачи.

Образовательные:

  1. закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание частиц с разными частями речи и в составе предложения;
  2. повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым;
  3. пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
  4. формировать навыки письменной и устной речи.

Развивающие:

  1. развитие наблюдательности;
  2. развитие речевых навыков;
  3. развитие ассоциативного и творческого мышления;
  4. развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные: Прививать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. частично-поисковый с элементами игры

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор;
  2. раздаточный материал: карточки, маршрутные листы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1.
  2. Мобилизующее начало. Слайд 2.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы отправимся с вами в научную экспедицию в  страну под названием «Здоровый образ жизни». Во время нашей экспедиции у вас будет возможность обмениваться мнениями друг с другом. У каждого из вас есть маршрутный лист (приложение 1), в котором записаны все этапы нашего путешествия. За каждый  правильный ответ на каждом этапе вы будете получать 1 балл.

В страну «Здоровый образ жизни» не пускают неподготовленных путников. Все, кто отправляется с нами в путь ,должны быть активными и здоровыми. Ведь у здорового человека всё всегда получается.

  1. Разминка.

Обратите внимание на высказывания. Слайд 3.

Как вы их понимаете?

В здоровом теле здоровый дух.
(Пословица)                     

Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом.
(Ювенал)

  1. Предстартовая подготовка. Итак, мы начинаем.

а) Орфографический диктант (5 мин.)

Частицы, тут-то и выясняется, всё-таки нехорошо получилось, что бы ни случилось, вряд ли это произойдёт, лишь только, надо же этому было случиться, взгляни-ка в окно, хотелось-де встретиться, даже никто не засмеялся, как же хорош, неужели, вишь ты.

Слайд 4. А теперь проверьте себя и поставьте себе оценки:

Слайд 5. 1 балл – нет ошибок, 1-2 ошибки.

(Учащиеся проверяют по слайду, выведенному на экран)

5.Первый город, в который мы входим, называется « Гигиена».Посмотрите. кто нас встречает. Слайд 6.

Что вы знаете о гигиене?

Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. 

Слайд 7. В средние века санитарное состояние городов, по нынешним меркам, было ужасающим. Узкие улицы были захламлены мусором, выбрасывавшимся на мостовую прямо из домов. Когда этот мусор начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась затем несколько дней, и всё начиналось снова[1]. Помои выливались зачастую прямо из окон в текущую по улице канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». В ту же канаву текла кровь из боен, и всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи.

Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт.

По воспоминаниям современников, когда с убитого Архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета совлекли одежду, оказалось, что на его теле «потревоженные вши кишели как вода в кипящем котле». Дизентерия и брюшной тиф буквально выкашивали сражающиеся армии.

Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?

Слайд 8.

Прочитайте текст и выполните задание к нему.

А.Ты сделаешь первый шаг к здоровью!

Б. Ведь и возраст, и занятость- лишь отговорки, за которыми прячется лишь безволие.

В. И сегодня же, не откладывая на завтра, попробуй заняться гимнастикой, прими воздушную ванну или душ, возьми в руки гантели или же скакалку.

Г.Полезный совет: не отступай, не сдавайся, не ищи оправданий своей лености.

  1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
  2. Выпишите частицы, определите их разряд.
  3. Выделенные слова прочитайте по морфемам.

Физкультминутка.

Слайд.9.Идём дальше. На пути город «Здоровая пища».

Работа по карточкам.

Вариант 1.

Списать, вставить пропущенные буквы.

         Ещё  мыслители древности пон..мали  что именно умеренность в еде залог здоровья и долголетия. «Обжора, — говорили они, — роет себе могилу зубами» или «большая сыть брюху вредит». (Не )зря в народе сложились эти пословицы. Соблюдение умере(нн,н)ости в еде одно из золотых правил р..жима питания.

Вариант 2.

Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

         Зачастую обильная жирная еда  (не)умеренное употребление алкоголя наруша..т установивш..ся ритм работы пищеварительных желез: они (не)успевают приспособит..ся к новым трудным условиям питания, расстраивается нормальная работа пищеварительного тракта, ухудшается снабжение организма пищевыми веществами, отсюда плохое самочувствие.

Обменяйтесь карточками, взаимопроверка.

Если нет ни одной ошибки, или 1-2 - 1 балл.

Какое правило мы использовали, чтобы правильно определить правописание частицы НЕ?

        Слайд 10.Следующий город- город « Экология».

Как вы думаете, какое место в здоровом образе жизни занимает окружающая среда?

Слайд 11. Используя частицы, составьте текст из 5- ти предложений  на тему «Что мы должны сделать, чтобы наша окружающая среда была чистой?».

-Зачитываются три текста.

Дополнительные вопросы:

- Какой тип текста использовали?

- Какой стиль речи использовали?

- Назовите частицы, их разряд.

Слайд 12.

Итоги урока.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Здоровый образ жизни». Какие выводы мы сегодня сделаем? Какая часть речи помогала нам с вами в этой экспедиции?

Вопросы:

-Что такое частица?

- Какие разряды частиц мы знаем?

-Расскажите о правописании частиц.

Те, кто заработал 5 баллов- получают «5».

                           4 балла- «4»

                           3 балла- «3».

Домашнее задание. Найти и выписать 10 предложений на тему «Здоровый образ жизни», в которых употреблены частицы.

Литература:

1.Русский язык.7кл.:учеб.для общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская,С.И.Львова.В.И.Капинос и др.под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-14-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2010.-316.

2. Тренинг к единому государственному экзамену. Русский язык:теория,практика,подсказки,ответы/Под ред. А.Б.Малюткина.-М.: ТЦ Сфера, 2010-256 с.

3. http://ru.wikipedia.org.

Приложение 1.

Маршрутный лист_______________________(Ф.И.)

Остановка

Баллы

Разминка.

Предстартовая подготовка.

« Гигиена»

«Здоровая пища»

« Экология»

Итого:

Приложение 2.

Карточки.

Вариант 1.

Списать, вставить пропущенные буквы.

         Ещё  мыслители древности пон..мали  что именно умеренность в еде залог здоровья и долголетия. «Обжора, — говорили они, — роет себе могилу зубами» или «большая сыть брюху вредит». (Не )зря в народе сложились эти пословицы. Соблюдение умере(нн,н)ости в еде одно из золотых правил р..жима питания.

Вариант 2.

Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

         Зачастую обильная жирная еда  (не)умеренное употребление алкоголя наруша..т установивш..ся ритм работы пищеварительных желез: они (не)успевают приспособит..ся к новым трудным условиям питания, расстраивается нормальная работа пищеварительного тракта, ухудшается снабжение организма пищевыми веществами, отсюда плохое самочувствие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: